Чтиво. Личное мнение
11:57, 21 Сентября 2010

Культура так и прет

Наталья Севец-Ермолина, журналист, редактор

 
– Мы здесь в провинции до того культурные люди, что, встречая друг друга в фойе театра даже после долгой разлуки, чопорно раскланиваемся и, держа нос так, будто принюхиваемся к пригоревшей где-то каше, чуть слышно выдавливаем из себя «Добрый вечер» вместо того, чтобы хлопнуть по спине и по-свойски спросить «Ну как ты, старина»? Зарабатывая копейки, ну или рубли, (мы все здесь не от нефтескважины греемся), ведем себя так, будто вчера перевели в оффшоры пару миллиардов и вышли прошвырнуться в высший свет.
Я все время задаю себе и окружающим этот тривиальный вопрос – почему провинциал так высокомерен? На чем взросла и заколосилась эта его холеная гордость? На близости к губернатору или мэру? На vip-картах салонов красоты, тренажерных залов или дорогостоящих ресторанов? В моем советском, пахнущем шестикопеечными пирожками с повидлом детстве подобной заносчивостью отличались только работники торговли, потому что они были главнее даже партработников, так как распределяли продукты питания по своей прихоти. А сейчас о каком избранном обществе идет речь? Все открыто, все можно достать, купить, везде пройти, поиметь любой каприз за ваши деньги. Но я все еще встречаю новых людей из нового времени с тем первобытно-советским, так легко узнаваемым высокомерным взглядом работника торговли.
Эти мысли забавляли меня во время двух недавно отшумевших в городе фестивалей. Небогатая на события осень свела под люстрами Музыкального театра толпы загорелых и красивых, соскучившихся друг по другу людей. Но на привезенной в Петрозаводск высшей театральной премии страны «Золотая маска» вся публика плясала от vip-ряда очень важных гостей и нового кабинета министров. Карельские обладатели «Золотой маски» не начинали плясать свою «Ромео и Джульетту», пока золотые люди не рассаживались, администраторы шикали, если кто-то, заблудившись попой, плюхался не в свои сани. И уж каждый норовил в антракте поздороваться с непотопляемым Ч. (с супругой), словить благосклонный взгляд нового трудового министра, чтобы пребывать во трудах праведных при новой власти. Ну и, несомненно, хоть как-то зацепить важного столичного Г., работающего на новую команду, к тому же писателя, модного интернет-парня и обладателя шикарного смартфона, по которому, видать, отдельным каналом транслировали крупняки из балета, потому что Г. время от времени был прикован к своему навороченному дивайсу.
На фоне всего этого бесхитростного лизоблюдства очень порадовал второй день в театре, когда начался фестиваль «Калевала-джаз», собравший не менее культурную публику. Там люди тоже держали осанку, хлопали в нужных местах классику Андрею Кондакову, финнам Рауно Тикканену и Йори Вуоринену, американцам из Magic Trio, блестящему коллективу из Норвегии No Border Orchestra – все было элитарно. Хотя местные дамы и не блистали бриллиантами, а кавалеры не лоснились костюмами от Hugo, но атмосфера избранности царила в зале.
Джаз – жанр скучный. В нем надо созреть с детства и полюбить всеми жабрами души. А если ты только слышал от бригадира, что джаз слушают богатые люди, то, выключив токарный станок, сметя с него стружку, помыв шею и надев микровельветовый пинжак, пошел послушать это впервые, уже на первых длинных композициях (ты-то ждал песен) будешь проклинать тот час, когда согласился купить в профкоме этот дорогущий билет за такую-то скукотииищууу! Организаторы джаз-фестов обычно учитывают это и в программах чередуют стандарты с синтетическими искусством, подпуская на сцену некое хулиганство в виде фолка, эйсид-джаза или горлового пения. Нынешний же фестиваль был составлен довольно стандартно и скучно, поэтому жалко было смотреть на нашу публику, терпящую муку искусством, стесняющуюся зевнуть, заржать или захлопать невпопад. Сидящий на этом концерте в первом ряду, господин Г. уже неотрывно управлял Карелией через свой электронный прибор. Но мы-то, культурные провинциалы, это осуждаем. Пока трезвые.
А отсутствие нормального хулиганства в программе с лихвой компенсировала муза одного из художников. Будучи в начале концерта еще не очень пьяной, она в первом отделении между криками браво и дирижированием музыкантами с места, подарила шикарное кольцо с пальца австралийке Крис Макналти. Вполне джазовая импровизация. Никакой чопорности, свобода выражения мысли и чувства. Но второе отделение, включающее в себя последствия буфета, ударило мощной импровизацией. Веселая красавица перелезла через головы передних рядов в проход у сцены и уже бесстыдно плясала эротические танцы времен позднего мезозоя, лезла на сцену, а когда стыдящийся муж тянул ее на место, бросалась в его объятия и целовала взасос. Музыканты мгновенно побледнели на этом празднике жизни. Публика подоставала мобильники, стала снимать на видео и отсылать mms в интернет. Когда ее выводили из зала, она, увидев меня в числе зрителей, крикнула: «Наташка, передай им всем, пусть идут в жопу». А потом повторила свою мысль уже во всеуслышание.
Вот я и думаю, неужели, чтобы быть проще, выразить лучшие чувства и стать самими собой, нам всего лишь нужно нажраться?

Комментарии

Андрей Тюков
2010-09-26 14:00:30
"Быстрыми и верными шагами приближаемся мы к тому времени, когда людей, получивших классическое образование, станут показывать на ярмарках, как ацтеков". Б. И. Ярхо, предисловие к русскому изданию "Сатирикона". Думается, к числу ярмарочных ацтеков и жертв латинской грамматики Ходобая (кто учился в начале прошлого века, помнит) можно смело прибавить сегодня и жменю уцелевших российских критиков. Где они, эти виссарионы, отчего забыли неистовство? Нет ответа. А ведь было, было времечко... "... Рецензенты тогда были строгие и важные. Они занимали места от второго до четвёртого ряда: у каждой газеты своё кресло, - пишет В. А. Гиляровский в книге "Люди театра" (глава "Театральная публика"). - Важно и торжественно входили они в зрительный зал, когда уже вся публика сидела на своих местах...". И дальше "дядя Гиляй" перечисляет этих "присяжных рецензентов" и названия тех газет, в которых они сотрудничали. "Гроза артистов" - так именует их журналист и писатель, знаток и любимец старой Москвы. Зримое, зияющее отсутствие критики - объективной и компетентной, "руководящей", как говаривали во времена "дяди Гиляя", очень сказывается сегодня на общей картине и в литературе, и в кино, и на театре. Нету их, писаревых. Потому, видимо, так и прёт культура.
Мазурик
2010-09-24 17:35:52
Прочел. Мысленно решительно убрал из теста шумную описательность. В остатке некоторое количество негатива
Анастасия
2010-09-24 01:20:39
Приятный способ показать, что на ГЛАВНОМ СОБЫТИИ осени был и в джазе разбираешься, да и мировосприятие у тебя правильное.
карел
2010-09-23 21:21:44
..... Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
osmik
2010-09-23 13:49:08
Да, Наталья Севец-Ермолина молодец. Хорошо описала (в этом последнем слове я бы, пожалуй, поставил ударенье на букве а: описАла).
Обыватель
2010-09-22 17:16:14
Да, мы, провинциалы, порой бываем смешны. Тужимся и надуваемся, заносимся перед нашим же братом-провинциалом. А еще мы бываем как-то старомодно наивными и доброжелательными, хлебосольными и щедрыми сердцем. Вот об этом, Наташенька, тоже напишите. А то как-то больно однобоко и уныло у Вас получилось в тексте. Провинциально как-то...
Андрей Тюков
2010-09-22 16:37:51
"Да это Чико Гамильтон! Вот это ударник! Выдерживает счёт в четыре четверти, а остальные шпарят на три четверти!". Два гангстера, две "гориллы" обмениваются мнениями о звучащем по радио джазе, а между дело везут за город паренька одного, чтобы там, на природе, без помех, отправить беднягу на коду. "Джин Грин - неприкасаемый", творение Овидия Горчакова, Григория Поженяна и Василий Аксёнова, под коллективным псевдонимом Гривадий Горпожакс. Книга – пир духа, но речь сейчас не о ней. Скажите, многие ли из нас, посетителей джазовых концертов, способны обсуждать джаз на таком уровне? Видеть, как рентгеном, все рёбра и альвеолы того, что звучит со сцены? А надо ли, может последовать резонный вопрос. Я считаю – надо. Ну, надо! Существует расхожее мнение: джаз – это музыка для музыкантов, и я с этим соглашусь. С одной лишь корректурой: он стал таковым. Сделали музыканты. Технари-виртуозы перевели музыку публичных домов Нового Орлеана в стратосферу интеллектуальной жизни приличного общества. И редки, и да здравствуют те, кто из "позднего мезозоя" (Н. Ермолина), кто ещё способен воспринимать джаз так, как его воспринимали на заре прошлого века: как "нормальное хулиганство" (опять Н. Е.), как звуковую дорожку к пьяному дебошу и сексуальному пиршеству чёрных мужчин и женщин. Блага будь, незнакомая мне дама, при деятельной поддержке Бахуса смахнувшая фиговый листок академизма с причинного места "музыки толстых". Охотно поскакал бы с Вами, незнакомка, случись сие немного раньше. Лет, этак, тридцать назад.
btw
2010-09-22 10:30:46
Чота никто не пишет, что за последнее время просраны: 1. Karelian Faces 2. Гиперборея 3. Воздух
MaxkateUSA
2010-09-22 06:15:05
Наташа, спасибо, тебе дорогая, отличный текст - главное точно характеризует публику и то что происходит и не только в ПТЗ, но и во всей стране в целом. Значит мое восприятие не отличилось особенно по наблюдениям городской жизни в два летних месяца. Жалко что такое поведение людей заслуживает внимания. :-((( Грустно.
aloof
2010-09-21 23:43:10
"судя по тексту, нормальные воспитанные, понимающие джаз и интересующиеся театром люди осенью на этих мероприятиях отсутствовали?" Да нет, в общем-то на двух концертах и других мероприятиях фестиваля было много людей, кто эту музыку понимает, любит и уважает. Похоже автор статьи ставил задачей сказать о стилях и о манерах поведения здешних людей на наших культурных мероприятиях, а о музыке особо не поговорил. Например, концерт Михаила Альперина прошел без громких возгласов или эмоций, но зато чуть ли не каждый после концерта сказал о том, что такая величина в музыке и у нас в Петрозаводске!!! Пьяная пара на концерте особо не беспокоила тех, кто получал удовольствие от музыки на концерте Jazz Non-Stop. И этот концерт произвел фурор. Сплошные положительные отзывы. Народ до сих пор о фестивале говорит. Кто-то даже после концерта пошел пешком домой под впечатлением - то есть не брал такси, так как нужно было время все пережить и порефлексировать. Вот так оно!
Гость

Аналитика

22.05.2017 10:35
Капитал
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику "Один день из жизни ПКФ "Слово".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?