Культура так и прет

Чтиво. Личное мнение
11:57, 21 Сентября 2010
Загрузка...

Наталья Севец-Ермолина, журналист, редактор

 
– Мы здесь в провинции до того культурные люди, что, встречая друг друга в фойе театра даже после долгой разлуки, чопорно раскланиваемся и, держа нос так, будто принюхиваемся к пригоревшей где-то каше, чуть слышно выдавливаем из себя «Добрый вечер» вместо того, чтобы хлопнуть по спине и по-свойски спросить «Ну как ты, старина»? Зарабатывая копейки, ну или рубли, (мы все здесь не от нефтескважины греемся), ведем себя так, будто вчера перевели в оффшоры пару миллиардов и вышли прошвырнуться в высший свет.
Я все время задаю себе и окружающим этот тривиальный вопрос – почему провинциал так высокомерен? На чем взросла и заколосилась эта его холеная гордость? На близости к губернатору или мэру? На vip-картах салонов красоты, тренажерных залов или дорогостоящих ресторанов? В моем советском, пахнущем шестикопеечными пирожками с повидлом детстве подобной заносчивостью отличались только работники торговли, потому что они были главнее даже партработников, так как распределяли продукты питания по своей прихоти. А сейчас о каком избранном обществе идет речь? Все открыто, все можно достать, купить, везде пройти, поиметь любой каприз за ваши деньги. Но я все еще встречаю новых людей из нового времени с тем первобытно-советским, так легко узнаваемым высокомерным взглядом работника торговли.
Эти мысли забавляли меня во время двух недавно отшумевших в городе фестивалей. Небогатая на события осень свела под люстрами Музыкального театра толпы загорелых и красивых, соскучившихся друг по другу людей. Но на привезенной в Петрозаводск высшей театральной премии страны «Золотая маска» вся публика плясала от vip-ряда очень важных гостей и нового кабинета министров. Карельские обладатели «Золотой маски» не начинали плясать свою «Ромео и Джульетту», пока золотые люди не рассаживались, администраторы шикали, если кто-то, заблудившись попой, плюхался не в свои сани. И уж каждый норовил в антракте поздороваться с непотопляемым Ч. (с супругой), словить благосклонный взгляд нового трудового министра, чтобы пребывать во трудах праведных при новой власти. Ну и, несомненно, хоть как-то зацепить важного столичного Г., работающего на новую команду, к тому же писателя, модного интернет-парня и обладателя шикарного смартфона, по которому, видать, отдельным каналом транслировали крупняки из балета, потому что Г. время от времени был прикован к своему навороченному дивайсу.
На фоне всего этого бесхитростного лизоблюдства очень порадовал второй день в театре, когда начался фестиваль «Калевала-джаз», собравший не менее культурную публику. Там люди тоже держали осанку, хлопали в нужных местах классику Андрею Кондакову, финнам Рауно Тикканену и Йори Вуоринену, американцам из Magic Trio, блестящему коллективу из Норвегии No Border Orchestra – все было элитарно. Хотя местные дамы и не блистали бриллиантами, а кавалеры не лоснились костюмами от Hugo, но атмосфера избранности царила в зале.
Джаз – жанр скучный. В нем надо созреть с детства и полюбить всеми жабрами души. А если ты только слышал от бригадира, что джаз слушают богатые люди, то, выключив токарный станок, сметя с него стружку, помыв шею и надев микровельветовый пинжак, пошел послушать это впервые, уже на первых длинных композициях (ты-то ждал песен) будешь проклинать тот час, когда согласился купить в профкоме этот дорогущий билет за такую-то скукотииищууу! Организаторы джаз-фестов обычно учитывают это и в программах чередуют стандарты с синтетическими искусством, подпуская на сцену некое хулиганство в виде фолка, эйсид-джаза или горлового пения. Нынешний же фестиваль был составлен довольно стандартно и скучно, поэтому жалко было смотреть на нашу публику, терпящую муку искусством, стесняющуюся зевнуть, заржать или захлопать невпопад. Сидящий на этом концерте в первом ряду, господин Г. уже неотрывно управлял Карелией через свой электронный прибор. Но мы-то, культурные провинциалы, это осуждаем. Пока трезвые.
А отсутствие нормального хулиганства в программе с лихвой компенсировала муза одного из художников. Будучи в начале концерта еще не очень пьяной, она в первом отделении между криками браво и дирижированием музыкантами с места, подарила шикарное кольцо с пальца австралийке Крис Макналти. Вполне джазовая импровизация. Никакой чопорности, свобода выражения мысли и чувства. Но второе отделение, включающее в себя последствия буфета, ударило мощной импровизацией. Веселая красавица перелезла через головы передних рядов в проход у сцены и уже бесстыдно плясала эротические танцы времен позднего мезозоя, лезла на сцену, а когда стыдящийся муж тянул ее на место, бросалась в его объятия и целовала взасос. Музыканты мгновенно побледнели на этом празднике жизни. Публика подоставала мобильники, стала снимать на видео и отсылать mms в интернет. Когда ее выводили из зала, она, увидев меня в числе зрителей, крикнула: «Наташка, передай им всем, пусть идут в жопу». А потом повторила свою мысль уже во всеуслышание.
Вот я и думаю, неужели, чтобы быть проще, выразить лучшие чувства и стать самими собой, нам всего лишь нужно нажраться?
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей