Чтиво. Личное мнение
14:16, 08 Февраля 2011

О вреде волшебных палочек

Ирина Рынкевич, руководитель Карельской региональной молодежной общественной организации Педагогический отряд "Параллели"


 

Помните анекдот, как негр загадал три желания: стать белым, чтобы всегда была вода, и чтобы вокруг было много женщин? Его желания сбылись – он стал… унитазом в женском туалете.

Напоминает грядущую реформу образования. Мало кто не соглашался с тем, что школьную программу нужно упрощать, и что, помимо обучения, неплохо бы заняться и воспитанием детей. Но и в страшном сне не могло привидеться, что это обретёт такие формы.
 
Насчёт упрощения программы у меня есть очень простое предложение. Давайте возьмём успешных в своих профессиях людей и выясним, что они реально знают не по профильным предметам. Это и станет базовым минимум. Исключение разве что – русский язык. Вот хочется, чтобы выпускники школ говорили и писали грамотно, и всё тут. И реальность, даже в лице успешных взрослых, в этом плане не вдохновляет. А для того, чтобы эта утопия перестала таковой быть, нужно признать, что русский язык труден даже для его носителей, и что неплохо бы те психолого-лингвистические приёмчики, которые используются при изучении иностранных языков, применить и здесь.
Если уж мечтать, то можно, конечно, ещё пожелать, чтобы обучение перестало быть таким скучным. Я бы с нашей командой даже взялась на спор "оживить" то, что сами педагоги считают полной тухлятиной.
 
Что же до воспитания… здесь совсем без иллюзий. В России школа держится на интуитивной педагогике. Есть харизматичные личности, которых дети обожают и слушаются. Но спроси такого педагога, что и почему он сделал в определенный момент, и большинство из них не объяснит, потому как и сами не понимают. Потому как они – педагоги от бога. А остальные от пединститута. Так, может, попробуем тем, что от пединститута – дать технологии, простые и эффективные? Ну, хотя бы ради эксперимента? "Нет, доктор сказал: в морг, значит в морг!"
 
Меня всегда поражала какая-то патологическая уверенность руководства, что достаточно издать приказ-указ, и проблема решена. Этакая бумажка вместо волшебной палочки. А с чего вдруг волшебство сработает, совершенно не понятно. Педагоги те же, в тех же стенах и с тем же оборудованием, и с теми же зарплатами и мозгами. И детей новых когда ещё нарожают. Но приказали воспитывать по-новому, значит, так тому и быть.
 
Очень мне на это хочется посмотреть. Как в наших школах будут учить тому, чего и сами не знают – командообразованию там всякому, проектированию. Есть, конечно, школы, где знают и используют вовсю, за них я спокойна, но их же – единицы.
 
Когда в системе образования решили обучать классных руководителей новым формам работы, стали лихорадочно искать, кого бы назначить ответственным. Построили всех хоть как-то причастных в шеренгу, отсчитали взятое наугад число – и назначили. Во всяком случае, иного способа я не могу предположить, зная, что в некоторых районах эту обязанность вменили… Центрам творчества – учреждениям, которые вообще находятся за пределами системы общего образования. Я откуда знаю – некоторые из этих ответственных огородами отправились к нам – в общественную организацию – кто-то сам, кто-то через посредников. И правильно сделали. Мы-то к тому моменту уже два года как такие программы практиковали в одной из петрозаводских школ. Нашёлся классный руководитель, который не ждёт взмахов волшебной палочки, а ищет ресурсы.
 
Так, может, не стоит грязь месить по огородам и обратиться напрямую в детские и молодёжные общественные организации, которые собаку съели на неформальной работе с детьми? И где, кроме добровольности, есть ещё три важных компонента:
 
– разновозрастный состав, что позволяет естественным путём сохранять коллективный опыт и традиции;
 
– самоуправление – и не игра в учителей в течение дня, а реально действующая и
 
– командная работа.
 
И включить в обучение педагогов специализацию "руководитель детской общественной организации". И создать такие организации по разным направлениям, пусть хотя бы и при школах. А лучше – по микрорайонам, чтобы дети из разных школ перемешивались, но чтобы место сбора было досягаемым без использования транспорта. И эти организации в лучшем виде обеспечат и гражданское, и экологическое, и патриотическое воспитание. Особенно если им ещё и субсидий подкинуть…
 
Страшно ведь, если наше и без того несовершенное образование вообще в унитаз сольют.
руководитель КРМОО Педотряд "Параллели", г.Петрозаводск

Комментарии

lud
2011-02-13 20:08:37
Конечно! Уровень образования надо снижать! А то вракам не верят..., обещаниями не восторгаются..., а наоборот, критикуют нещадно... НЕПОРЯДОК! Что не сделал Гитлер, то претворит в жизнь Путлер... Вот гнида облезлая...
Stul
2011-02-10 15:42:22
В педагогиках не силён, но, по-моему, совсем там рехнулись в министерствах и ведомствах. Мусорам, значит, обещают по 45 килорублей каждому лейтенанту, соответственно, более старшим чирнам ещё больше по прогрессивной шкале. Почему не учителям то? У них нет постоянного источника сверхдоходов, в отличии от сотрудников мусарни. Врачу, кстати, и то намного легче по части получения дополнительных доходов, если врач хороший, хотя и это совсем не обязательно. Вот сколько получает среднестатистический (прокачка до среднего разряда, стаж и нагрузки тоже усредненные) учитель школы на руки? Поделитесь, кто в курсе. Вот высшее образование уже похоронили, ИМХО. Хотя бы по-этому: "Преподаватели московских вузов бьют тревогу: в учебных заведениях наблюдается небывалый наплыв откровенно неграмотных абитуриетов из российской глубинки, сдавших профильные ЕГЭ на высокие баллы (80 и более). Пальму первенства твердо держат Чечня, Дагестан и Ингушетия." http://www.nr2.ru/society/240377.html Оттуда же: "... вузы Москвы и Питера штурмуют неграмотные джигиты с сотнями по ЕГЭ – «Они даже по-русски с трудом говорят!» Наша школота и студенты (даже выпускники!!!), судя по интернетам, писать уже разучились по-русски, с умением просто выразить свою мысль на правильном письменном русском тоже не очень всё, вот не удивлюсь, если скоро говорить начнут как Рамзан наш Ахматович (да смилуется над ним Аллах!) , напомню, он академик.
Сандари
2011-02-09 00:37:44
Хм, а чего так злобно про школу. Не получилося? Знавал я в славном городе П один эксперимент с переходом вот примерно такой "команды" в школу , плохо все закончилось... разбежалася команда через три года. Хотя с командообразованием у них тож было все хорошо, с профессионализмом учителя тока было все плохо.
corr
2011-02-08 17:25:47
Yes!
Саныч
2011-02-08 15:35:30
Оппа, комментарии вернули ))
Гость
Выбор читателей

Аналитика

26.05.2017 16:37
Тема недели
Жители Петрозаводска на общественных слушаниях решили, что "лицо" города должно измениться.
24.05.2017 11:31

Чтиво

26.05.2017 09:28
Без политики
Привод и ходовая часть: выбор двигателей, коробок передач и система полного привода.

Опрос

Поддерживаете ли вы воссоздание часовни на площади Кирова?