О вреде волшебных палочек

Чтиво. Личное мнение
14:16, 08 Февраля 2011
Загрузка...

Ирина Рынкевич, руководитель Карельской региональной молодежной общественной организации Педагогический отряд "Параллели"


 

Помните анекдот, как негр загадал три желания: стать белым, чтобы всегда была вода, и чтобы вокруг было много женщин? Его желания сбылись – он стал… унитазом в женском туалете.

Напоминает грядущую реформу образования. Мало кто не соглашался с тем, что школьную программу нужно упрощать, и что, помимо обучения, неплохо бы заняться и воспитанием детей. Но и в страшном сне не могло привидеться, что это обретёт такие формы.
 
Насчёт упрощения программы у меня есть очень простое предложение. Давайте возьмём успешных в своих профессиях людей и выясним, что они реально знают не по профильным предметам. Это и станет базовым минимум. Исключение разве что – русский язык. Вот хочется, чтобы выпускники школ говорили и писали грамотно, и всё тут. И реальность, даже в лице успешных взрослых, в этом плане не вдохновляет. А для того, чтобы эта утопия перестала таковой быть, нужно признать, что русский язык труден даже для его носителей, и что неплохо бы те психолого-лингвистические приёмчики, которые используются при изучении иностранных языков, применить и здесь.
Если уж мечтать, то можно, конечно, ещё пожелать, чтобы обучение перестало быть таким скучным. Я бы с нашей командой даже взялась на спор "оживить" то, что сами педагоги считают полной тухлятиной.
 
Что же до воспитания… здесь совсем без иллюзий. В России школа держится на интуитивной педагогике. Есть харизматичные личности, которых дети обожают и слушаются. Но спроси такого педагога, что и почему он сделал в определенный момент, и большинство из них не объяснит, потому как и сами не понимают. Потому как они – педагоги от бога. А остальные от пединститута. Так, может, попробуем тем, что от пединститута – дать технологии, простые и эффективные? Ну, хотя бы ради эксперимента? "Нет, доктор сказал: в морг, значит в морг!"
 
Меня всегда поражала какая-то патологическая уверенность руководства, что достаточно издать приказ-указ, и проблема решена. Этакая бумажка вместо волшебной палочки. А с чего вдруг волшебство сработает, совершенно не понятно. Педагоги те же, в тех же стенах и с тем же оборудованием, и с теми же зарплатами и мозгами. И детей новых когда ещё нарожают. Но приказали воспитывать по-новому, значит, так тому и быть.
 
Очень мне на это хочется посмотреть. Как в наших школах будут учить тому, чего и сами не знают – командообразованию там всякому, проектированию. Есть, конечно, школы, где знают и используют вовсю, за них я спокойна, но их же – единицы.
 
Когда в системе образования решили обучать классных руководителей новым формам работы, стали лихорадочно искать, кого бы назначить ответственным. Построили всех хоть как-то причастных в шеренгу, отсчитали взятое наугад число – и назначили. Во всяком случае, иного способа я не могу предположить, зная, что в некоторых районах эту обязанность вменили… Центрам творчества – учреждениям, которые вообще находятся за пределами системы общего образования. Я откуда знаю – некоторые из этих ответственных огородами отправились к нам – в общественную организацию – кто-то сам, кто-то через посредников. И правильно сделали. Мы-то к тому моменту уже два года как такие программы практиковали в одной из петрозаводских школ. Нашёлся классный руководитель, который не ждёт взмахов волшебной палочки, а ищет ресурсы.
 
Так, может, не стоит грязь месить по огородам и обратиться напрямую в детские и молодёжные общественные организации, которые собаку съели на неформальной работе с детьми? И где, кроме добровольности, есть ещё три важных компонента:
 
– разновозрастный состав, что позволяет естественным путём сохранять коллективный опыт и традиции;
 
– самоуправление – и не игра в учителей в течение дня, а реально действующая и
 
– командная работа.
 
И включить в обучение педагогов специализацию "руководитель детской общественной организации". И создать такие организации по разным направлениям, пусть хотя бы и при школах. А лучше – по микрорайонам, чтобы дети из разных школ перемешивались, но чтобы место сбора было досягаемым без использования транспорта. И эти организации в лучшем виде обеспечат и гражданское, и экологическое, и патриотическое воспитание. Особенно если им ещё и субсидий подкинуть…
 
Страшно ведь, если наше и без того несовершенное образование вообще в унитаз сольют.
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей