Чтиво. Личное мнение
17:15, 23 Июня 2011

Когда риск хуже преступления

Катастрофы можно было избежать?

Трехдневный траур в Карелии резко отодвинул все другие информационные поводы. Сейчас аналитикам остается лишь осмыслять причины этой катастрофы, которые, возможно, имеют психологический характер, не укладывающийся в строгие официальные версии…

Трехдневный траур в Карелии резко отодвинул все другие информационные поводы. Сейчас аналитикам остается лишь осмыслять причины этой катастрофы, которые, возможно, имеют психологический характер, не укладывающийся в строгие официальные версии…

Как говорят, где тонко – там и рвется… Аэропорт "Бесовец" давно уже громко назван "международным", но сегодня из него фактически не выполняется никаких других рейсов, кроме как в Москву. Был бы он более загружен, быть может, нашлись бы средства оборудовать его современной системой автоматической посадки, которая действует во многих мировых аэропортах. Тогда бы, наверное, удалось избежать этой катастрофы…

С писателем Арви Пертту, который оказался в Карелии в эти дни, наш разговор неизбежно коснулся этой темы… И он привел почти неизвестное у нас (и, увы не в нашу пользу) сопоставление: оказывается, с самолетами финской гражданской авиации не было подобных инцидентов еще с 1930-х годов! Хотя летают они по всему миру, и многие наши сограждане предпочитают пользоваться их услугами.

Причина – не только регулярно обновляемый авиапарк. Главное, в чем состоит подготовка пилотов – это тотальная минимизация рисков. Если экипаж сталкивается при посадке с погодными препятствиями или техническими неисправностями, он автоматически уводит лайнер на резервный аэродром, который всегда предусмотрен в их летных картах. Он просто не имеет права "геройствовать", если появляется хотя бы малейший шанс неблагополучной доставки пассажиров.

Что же произошло в Бесовце? По уже появившимся в прессе сведениям, диспетчер аэропорта в условиях ночного тумана настоятельно требовал от командира уйти на второй круг – но пилот заявил, что будет "сажать самолет вручную, на свой страх и риск". Этот самоуверенный риск и привел к страшному результату…

В российской гражданской авиации только за последние 10 лет подобное "геройство" уже случается не впервые. Петрозаводская трагедия заставила вспомнить другие, даже более масштабные авиакатастрофы – в Иркутске 2001 года и в Перми 2008 года – которые также объяснялись тем, что пилоты действовали "на свой страх и риск", игнорируя указания диспетчера. Почему-то забывалось, что на карту здесь поставлен не только их собственный "страх и риск"…

Это уже действительно какие-то психологические особенности, которые обычно не фигурируют в технологических протоколах комиссий по расследованию… Похоже, такое отношение к делу берет начало из советской традиции, где пелась песня "безумству храбрых", а жизнь людей считалась чем-то вторичным. В постсоветские годы эта традиция продолжилась модной демонстрацией "крутости" во многих сферах. Только если у пилотов эта "крутость" означает рискованные маневры с пассажирским самолетом, то у их начальников она теперь связана с погоней за прибылью любой ценой. Внезапная замена авиакомпании ("Руслайн" на "РусЭйр") и самолета (с приличного Bombardier CRJ на более чем 30-летний Ту-134) с официальной откровенностью объясняется "планируемым всплеском пассажиропотока".

Не хотелось бы, чтобы Карелия оставалась жертвой таких авиакомпаний, для которых массовый "пассажиропоток" важнее безопасности каждого отдельного пассажира…

Также было бы несправедливым, если эта трагедия в очередной раз отложит давно уже обещанный (даже конкурс на название провели) запуск авиалинии Петрозаводск-Хельсинки. Потому что у финских авиакомпаний совсем другие стандарты безопасности…

 

Вадим Штепа, публицист, регионалист

Комментарии

дворник
2011-06-29 10:26:02
Пилот - стрелочник, ведомый, а кто же - ведущий? Полагаю, дело в постсоветской системе " ценностей", направленной на создание общества потребителей. Это касается всех отраслей без исключения. Просто катастрофы в таких сферах, где нет видимых человеческих жертв( образование,культура, медицина, жкх и т.д.) не так заметны (на первый взгляд), как в таких отаслях, где человеческие потери имеют фактические исчисление жертв (число погибших имя-рек).
владимир
2011-06-28 10:03:35
Действия разных служб: МЧС, СП, полиции при спасательной операции ещё подлежат подробному разбору. Но я бы обратил внимание на то, что оказавшиеся поблизости от места катастрофы простые люди спасали пострадавших, несмотря на реальную опасность своим жизням, грохочущие взрывы, огонь. Народ нашей страны - народ не потерянной страны. Вот основание для оптимизма.
Олег Д.
2011-06-28 09:55:22
onegaborg, будьте снисходительны к Ним, не всем дано обладать вашей скоростью мышления.
onegaborg
2011-06-28 00:49:18
Большинство информации, которыми оперировали журналисты в первые дни после аварии, была добыта «подпольно». В связи с этим возникает один большой вопрос: ЗАЧЕМ??? Зачем так упорно скрывать вещи, которые все равно официально будут озвучены или через несколько дней, или через несколько недель? А неофициально – озвучиваются уже сейчас. Мало того – зачем врать??? Ясно же, что к двум часам дня та же запись разговора между диспетчером и экипажем была не то что изучена – выучена наизусть. Ну почему не сказать людям: диспетчер советовал зайти на второй круг. И станет ясно, что хотя бы диспетчер не виноват. Или так: сигнальные огни работали. Ну, или не работали. Или работали, но отключались. Ведь очевидно, что они (точнее — Они) знали ответ! Допрашивали людей, осматривали технику, изучали документы. Но молчали. http://rk.karelia.ru/2011/06/na-zamke/
Проходимец2
2011-06-28 00:24:35
"Чукча не читатель, чукча писатель!". Помните такой анекдот? Так и автор, по ходу, решил не вникать, а оттарабанить статью. Совершенно очевидно, что пилоты рискуют живыми людьми не потому, что такие экстремалы и им хочется повыделываться. Просто система такова, что пилот, ушедший на запасной аэродром - конченный человек. Поэтому и рискуют, и будут рисковать, пока не начнут сажать организаторов этой системы - топ-менеджеров авиакомпаний. А общество только ныть умеет, не может собраться и потребовать начать находить виновных именно среди начальников, а не среди погибших пилотов, которых загнали в эти чудовищные рамки - сажать самолёт на военный аэродром без автоматики, когда видимость в несколько раз ниже предельно допустимой.
D_Ak
2011-06-27 15:24:27
ДемокрИт /Русские "авось" да "небось" родом совсем не из советских времён./ Штепа достал уже своим талМудическим упорством (сису…ага..) при каждом случае поплевывать на советское прошлое…. Напоминает персонаж говнокнижонки говноулицкой с названием очень даже близкой к нашей теме : «Между небом и землей ». Действие начинается в самолете… Там одна сучка поучает жизни подружку призывая ее изменять мужу, ...«и вааще».. всем подряд.. Главное ,утверждает сучка, «не быть совком»… Угу.. Институт семьи это оказывается то ж проклятые совки выдумали…ага..ага.. вместе с частной собственностью и государством …. Карочи…афтар…. тема sisu_к опять не раскрыта ……
Artem
2011-06-26 15:21:36
//Самолёты Finnair кстати ни разу не падали за всю историю компании.// "Трансаэро" - c самолетами авиакомпании за всю историю не произошло ни одного серьезного происшествия, компания заняла верхние строчки рейтингов, обогнав таких европейских перевозчиков, как Lufthansa, Alitalia, Air France и KLM.
parbor
2011-06-25 21:57:56
А что было бы с командиром, если бы он выполнил рекомендации диспетчера и ушёл на запасной аэродром ?
Graf
2011-06-25 13:20:15
То же самое написал сразу после аварии. Самолёты Finnair кстати ни разу не падали за всю историю компании.
karlmarx
2011-06-24 23:44:43
onegaborg, никто не отрицает наличие проблем. Как видно, все отписавшиеся с критикой относятся к отечественной авиации. А автору сделали замечание, мол, не лучший пример привёл, и, как указал G17, даже у хорошо организованных финнов бывают катастрофы (что противоречит заявлениям супер-эксперта в области авиации, некоего Арви Пертту). Приписывать пилотам способность геройствовать и выпендриваться по меньшей мере бессовестно. Это все равно что сравнить пилота с водителем автомобиля. Хотя, бывают и исключения. Не могу не согласиться с замечанием А. Фукса из последнего номера Губернии. Аэропорт не перегружен, но не смог принять даже 1 самолёт в сутки. Не удивлюсь, если вновь выяснится, что он не пригоден для приёма ночных рейсов. Кстати, а вы никак не связаны с автором этой статьи?
Гость
Выбор читателей

Чтиво

25.05.2017 15:12
Без политики
В мэрии Петрозаводска поспорили о языческих символах на камнях, которыми хотят украсить парк "Ямка", и обсудили, чем пахнет в карельской столице.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?