Игры с психопатом

Чтиво. Личное мнение
12:34, 27 Июля 2011
Загрузка...

О синдроме "норвежского стрелка"

Андерс Беринг Брейвик
Андерс Беринг Брейвик

По следам норвежских убийств уже появились сотни комментариев. Впереди, надо думать, не меньше… Но мне представляется по-настоящему значимым одно лаконичное мнение московского психиатра - судебного эксперта (к сожалению, не запомнил его фамилии). Он твёрдо и совершенно определённо заявил, что убийца является психопатом возбудимого типа (круга). И что все "ультра" – неважно, правые или левые – в большинстве своём психопаты. Как врач, который без малого сорок лет был напрямую причастен к психиатрии, я с этим мнением, во-первых, абсолютно согласен, а, во-вторых, считаю, что в нём заключена вся суть происшедшей в Норвегии страшной трагедии.

Чрезвычайно важно, чтобы общество осознало: все фанатики, все те, кто упорно и самоотреченно исповедует любые крайние взгляды – люди не просто проблемные. У них примерно одинаковые уродства характера, что и называют психопатией. И типы, подобные норвежскому убийце, объединены буквально бросающимися в глаза личностными чертами. Почти все они гипертрофированно себялюбивы, злопамятны, легко возбудимы, одержимы своими идеями, всегда убеждены в собственной правоте, не терпят несогласия с ними, несогласных считают не просто оппонентами, а врагами, подлежащими "при необходимости" преследованию, вплоть до физического уничтожения… При этом любыми путями стремятся быть в центре общественного внимания. Все вышесказанное отнюдь не означает (и это принципиально важно!) обязательной невменяемости психопата, совершившего преступление. Психиатрическая экспертиза скажет свое слово и в норвежском случае.

Уверенность в том, что "на миру и смерть красна", принадлежит фанатикам. Для описываемого типа личностей самое страшное, самое непереносимое – не погибнуть "за идею", а умереть в безвестности, тихо, незаметно и быть преданным забвению. Именно поэтому убийца в Норвегии не покончил с собой, а охотно сдался.

Здесь, как и во множестве других подобных случаев, трагедия не только в безвинных жертвах и их количестве, но и в том, что общество немедленно начинает в своих реакциях соответствовать надеждам и ожиданиям психопата-преступника. Вот и теперь… О погибших – почти ничего. Всё самое пристальное внимание – убийце! От его фотографий буквально в глазах рябит. Публикуются и увлеченно обсуждаются мельчайшие подробности его биографии, самой что ни на есть заурядной, воззрений, неизменно агрессивных… Скрупулезно описываются привычки… Информация, безусловно, важная для психиатров. А рядовым гражданам она зачем? Какую функцию она выполняет, кроме рекламной, притягательной для других психопатов и удовлетворяющей обывательское любопытство? При этом никто не обратил должного внимания на то, что как спорные, так и абсолютно неприемлемые идеи террориста оказались совершенно не связаны с жертвами его дикого преступления. Ну, выступал ты против исламизации Запада. При чем тут убитые тобой дети?! Тоже довольно типично для психопата: его декларации – одно, а его же поступки – совершенно другое. Сам преступник в первые пару дней после ареста вел себя вполне предсказуемо: бравировал, многозначительно обещал подробное изложение своих мотивов, требовал открытого судебного процесса, разрешения предстать на нем в какой-то униформе… Можно не сомневаться, в либерально-демократической Норвегии все будет неукоснительно выполнено по либерально-демократическим лекалам. Не знаю, как насчет униформы (скорее всего, не разрешат маскарада), но точно будут пространные словоизвержения подсудимого, которые СМИ начнут тиражировать. И совершенно точно не будет не то что смертного приговора (он в странах Запада исключен), но и пожизненного заключения, поскольку в Норвегии максимально допустимый срок лишения свободы – 21 год. Так что закончится все, вероятно, содержанием в комфортной одиночной камере с ванной, с хорошим питанием, телевизором и всеми условиями для написания книги о себе, любимом. И если на свободе этот кадр исписал небезобидной туфтой-"манифестом" полторы тысячи страниц, можно себе только представить, сколько он наваляет в тюрьме, где ему заняться больше нечем. Ну, а годиков через двадцать, а то и раньше, этот психопат имеет реальный шанс оказаться на свободе.

По всему выходит, добился он полной реализации своих устремлений: и взгляды, как ему представляется, утвердил путем массового убийства, и всеобщего внимания удостоился, и всемирно прославился. Так что почти наверняка станет его пример другим ему подобным наукой. Потому что неадекватная общественная реакция фактически мотивирует психически аномальных людей на преступления. Западное развитое общество, увы, все чаще утверждение норм либеральной демократии доводит до абсурда. К тому же, проявляет выраженный инфантилизм, будучи не в состоянии понять, что с психопатами-террористами вести себя следует по-иному. Не надо никаких средневековых расправ над ними! Достаточно не устраивать ажиотажа вокруг личности убийцы. Сейчас один шаг в верном направлении норвежское правосудие, похоже, всё же сделало: принято решение о проведении процесса в закрытом режиме. То есть, преступника лишили главного – публики, в том числе журналистов. Это будет для него сокрушительным ударом! Если только не последуют протесты правозащитников и СМИ в связи с "пренебрежением фундаментальными основами демократии и принципами свободы слова". Тогда решение о закрытости процесса может быть и отменено.

В этой трагедии самым правильным было бы сосредоточиться исключительно на ней самой и причинах, помешавшим её предотвратить. Но никак не на личности террориста. Да, общество имеет право на полную информацию! Но здоровое, развивающееся, демократическое общество, если хочет оставаться таковым, имеет еще право добровольно и совершенно осознанно обязать себя не потакать патологическим пристрастиям психопатов-преступников, не тешить их тщеславие, не удовлетворять их претензии на собственную уникальность и место в истории, пусть и позорное. Главное и наиболее эффективное средство борьбы – как можно реже и как можно меньше предавать гласности подробности, касающиеся личной жизни подобных убийц. Даже имени-фамилии не упоминать. Как я в этом тексте. Отсутствие пристального внимания к ним и гарантия полного забвения вполне могут вынудить их как-то сдерживать проявления своего патологического характера.

 Владимир Берштейн, психотерапевт-конфликтолог

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей