Зачем нужны памятники?

Чтиво. Личное мнение
15:07, 06 Сентября 2011
Загрузка...

Я знаю, зачем нужен Вечный огонь на Круглой площади. Думаю, что знаю. Чтобы каждый из нас помнил, что было когда-то в жизни нашей страны, в нашей жизни, что-то очень важное, без чего эта жизнь была бы совсем другой. А, может быть, её вообще не было бы. Чтобы каждый понимал, что были герои, просто безвестные люди, исполнившие некий долг без осознания которого, это общество просто не может существовать. Чтобы однажды ребёнок спросил у своих родителей, что означает этот огонь, эти гранитные плиты, эти слова на них и цветы вокруг. И получил ответы, без которых его жизнь никогда не будет полноценной.

Но, честно говоря, я не понимаю, зачем нужны многие другие памятники. Нет, конечно, я понимаю, что они нужны. Но зачем? Что они говорят видящему их? То, что здесь произошло событие, которое как каждое произошедшее должно быть отмечено памятным знаком? Только и всего? Или они должны говорить ещё что-то? Что именно? Мне трудно ответить на эти вопросы, хоть я и пытаюсь. Но ведь я не создаю памятников…

У всякого творения есть своя идея – идея, воплощаемая им, идея, воплощённая в нём. Должна быть таковая и у памятника жертвам авиакатастрофы под Бесовцом, о завершении работ над проектом которого сообщила недавно пресс-служба правительства Карелии. Однако в данном случае правительство, надо сказать, не бедное идеями, почему-то не сочло нужным поведать публике, в чём же идея мемориала. Только сообщило, что мемориал высотою 6 метров будет представлять собой "крыло самолёта, врезавшееся в землю, взрыв в виде цветка и летящих в небо птиц, которые символизируют души погибших". Ну, что ж, придётся самим догадываться, как представляют себе авторы идею создаваемого памятника. Вот с птиц и можно начать.

Летящие птицы – самый бесспорный элемент будущего памятника. Не впервые души погибших, в том числе и в авиакатастрофах, изображаются в виде птиц, это вполне традиционно и поэтому уже этот элемент будущего памятника трудно оспорить. Конечно, сама идея – это лишь часть дела, причём, совсем не главная. Главный вопрос в том, каково будет её исполнение. Плохое исполнение легко губит любую самую безупречную идею.

Идея изобразить взрыв в виде цветка уже не кажется столь безупречной, как летящие в небо птицы. Не будет ли это выглядеть как неуместная эстетизация того, что стало причиной гибели пассажиров самолёта? Можно ли уместным образом взрыв, означающий в действительности ужас, боль и смерть, представить в виде цветка, природа которого воспринимается нами как красота, гармония и радость? Если это и возможно, то, как мне кажется, потребует от авторов мемориала недюжинных творческих усилий.

И вот то, что эта задача может оказаться им не по плечу, говорит третий и основной элемент, а именно врезавшееся в землю крыло самолёта высотой в 6 метров. Зачем вообще понадобилось это крыло, этот документализм? Чтобы любому сразу было понятно, что здесь самолёт упал, а не автобус с пассажирами перевернулся? Или потому что крыло самолёта так удачно походит своим видом на столь привычный всем обелиск? А это совпадение в свою очередь, предоставляет возможность, по-видимому, без особых затруднений показать всё величие… Чего? Горя? Сострадания? События?

Но ведь в смерти пассажиров злополучного Ту-134 нет никакого высокого пафоса, нет ничего героического. Это просто большое несчастье, личное горе многих людей, вызывающее сочувствие всех остальных. На месте их гибели не уместен памятник, который "выше" обычного человека в обычной жизни. Это не Дворцовая площадь, не Бородинское поле, не Мамаев курган, не братская могила героев, отдавших свои жизни…

Разумеется, речь не идёт о творческих устремлениях скульптора. Как любой исполнитель он вынужден, надо полагать, следовать вкусам заказчика. А им выступает правительство Карелии, которое, не секрет, собирается сделать из Карелии общероссийский духовный центр.

Ну что ж, почему бы нет? Но разве духовность только в церквях и музеях? Разве обычная жизнь во всех её проявлениях, в том числе и трагических, не место для проявления высокой духовности? И правильно ли прятать работу над памятником жертвам авиакатастрофы в стенах правительства и мастерской какого-то одного, пусть и хорошего скульптора? Почему не дать людям, в том числе из других регионов страны, принять участие в отдании последнего долга жертвам катастрофы? Если уж Карелия призвана стать центром духовности, то почему бы не дать людям возможность проявить её, а руководству республики сделать ещё один шаг в направлении избранной цели? Почему не был объявлен национальный конкурс на проект памятника погибшим? Не организовано широкое общественное обсуждение его?

В том числе обсуждение таких прозаических вопросов как стоимость мемориального комплекса, стоимость его содержания, организация обслуживания, иного сопровождения и т.п. Такого рода рабочие проблемы в конечном итоге могут оказать на судьбу памятника большее значение, чем даже удачное решение проблем творческих. Мало ли в нашей жизни памятников, запущенный вид и заброшенность которых опровергают саму "идею памяти", изначально воплощённую в них?

Мы все прожили этот кусочек жизни и поэтому всё, что связано катастрофой Ту-134 уже принимаем как отчасти своё, и опасение за то что это "твоё" не получит правильного продолжения или окончания, заставляет с тревогой вглядываться в скрытые от непосвящённых глаз действия авторов проекта. Трагедия 20 июня 2011 года стала частью карельской жизни и вряд ли кому-то из жителей республики понравится неожиданный сюрприз в виде неудачного памятника. Хватит бы уже проблем… хотя бы в этом месте.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей