999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Чтиво. Личное мнение
13:46, 01 Ноября 2011

Рубить, взрывать и продавать…

Или почему в Карелии туризм не развивается

  
Туристический бизнес – это способ получать деньги практически из воздуха. Вам не нужно  обладать высокими технологиями, мощной промышленностью или полезными  ископаемыми. Единственное, что необходимо для туризма – чтобы к вам приезжали люди. И это всё. Это необходимое и достаточное условие для существования туристического бизнеса. Людям нужно будет где-то спать, что-то есть, как-то развлекаться – тут уже всё зависит от вашей предприимчивости и фантазии – как сделать так, чтобы приезжающие оставили у вас побольше денег и при этом захотели бы приехать к вам ещё и ещё раз.
 
Вроде бы всё  просто – деньги из воздуха. А почему же в этом случае мы продаём наши природные богатства, вместо того, чтобы  делать деньги из воздуха? Хороший вопрос. Давайте посмотрим, как обстоит дело с туризмом в Карелии и, может быть, мы сможем ответить на этот вопрос.
 
Карелии очень  повезло в плане возможностей делать деньги из воздуха. Тут и воздух этот чистый, и природа красивая, и рыбалка, и охота, и история у этих мест богатая. Очень повезло нашей республике и с географическим положением. С одной стороны, до Москвы и Питера недалеко, а с другой стороны – Финляндия, а там уж и до всей остальной Европы рукой подать. Кроме того, Карелия уже давно, ещё с советских времён имеет имидж "туристской Мекки". Даже и рекламировать ничего не надо – все и так знают, что Карелия – это озёра, леса и чистый воздух. А что туристы – где они? Да вот же - приезжают Карелию, и много! Отлично – ну значит все, что надо у нас есть! Турбизнес прёт! Нет?? Как это нет?
 
Туристический бизнес – занятие хлопотное и окупается долго. Чтобы заниматься этим делом, нужно  иметь фантазию, нужно знать, чего хотят люди и уметь им угодить. Кроме того, чтобы вкладывать деньги в долгосрочные туристические проекты, нужна стабильная экономика и уверенность, что завтра у вас это не отберут криминальными или даже законными методами. Наверное, спилить и продать лес или взорвать скалу и продать щебень – это проще, чем хорошо налаженный туристический бизнес.
 
Кроме экономики, есть и другие проблемы. Самое элементарное – транспортная сеть. Можно сказать, что в Карелии она отсутствует. Что мы имеем – одна единственная автомобильная трасса "Кола" и единственная железнодорожная ветка  рядом с этой же трассой. Основной поток туристов прибывает к нам в республику на своём авто или на поездах, но из-за отсутствия дорожной сети, большая часть территории республики недоступна для туризма. На пеших туристах много не заработаешь, да и пешком далеко не уйдёшь. А на машинах и поездах попросту никуда не доехать. Элементарно – тот же рафтинг и сплавы, которые всегда были популярны в Карелии, могли быть более разнообразны, но выбор водных маршрутов ограничивает невозможность добраться до начала и конца сплава по суше – нет дорог.
 
Отсутствие дорог  препятствует и строительству гостиниц, лесных отелей и гостевых домов. Чтобы построить базу отдыха в отдалении от города и наладить стабильный поток туристов, необходима хоть какая-то инфраструктура – ну как минимум дорога. Вкладываться в строительство и содержание дорог – это уже совсем не те задачи, которые может ставить перед собой частный туристический бизнес.
 
А раз нет  гостевых домов и баз отдыха –  нет и потока туристов. А раз  нет потока туристов, то и никакие  другие услуги продать невозможно –  ни экскурсии, ни активный отдых, ни рыбалка, ни охота – ничего не будет приносить прибыль. Даже джип-туры – поездки на джипах по бездорожью продаваться не будут. Ведь людям попросту надо где-то ночевать, а ночёвки в палатках не всем подходят. Да и трястись в джипе по убитым грунтовкам – совсем не то, что хотели бы люди, покупая джип-тур.
 
И вот что мы имеем? Основной поток гостей приезжает  к нам на поездах и на машинах. Туристы заселяют гостиницы в городе и в пригороде, становятся лагерями по берегам озер, до которых можно доехать по асфальту или хоть по какой-то грунтовке. И в подавляющем большинстве случаев на этом весь туризм в Карелии заканчивается. Гости, может быть, и готовы отдать нам свои деньги за сервис и услуги – но просто не за что. А действительно, что мы может им предложить? Несколько экскурсий на водопад Кивач, на Кижи и Валаам, 3-4 варианта сплава на рафтах, а зимой 3-4 маршрута на снегоходах. Плюс рыбалка и охота для любителей. Вот и всё! Как будто в Карелии больше не на что посмотреть! Но туда либо не доехать, либо доехать, но очень долго и дорого, или там негде остановиться на ночь, либо просто нет никакой информации об этих достопримечательностях.
 
И как можно  на этом заработать деньги? При всех положительных задатках, которые  есть у Карелии, благоприятствующих развитию и процветанию туристического бизнеса, пока очень сложно говорить, что этот бизнес у нас развивается. Взгляните на Финляндию, которая имеет точно такую  же природу и географическое положение. Однако там туристический поток  очень высокий. Что говорить, если даже жители Карелии теперь ездят отдыхать в Финляндию. Потому что там сервис, комфорт и разнообразие, при этом цены ниже, чем в Карелии.
 
Дешёвым отдых  в Карелии не будет – это  связано с высокими ценами на энергоносители, топливо и продукты в России. Но есть возможность повышать привлекательность  туризма в Карелии – расширять предложения по активным видам отдыха, экскурсионным программам, повышать уровень сервиса и комфорта в отелях и гостевых домах, строить загородные отели. Возможностей для развития туризма здесь - просто поле не паханное! Вот только пахать его пока желающих маловато. Всё равно проще и выгоднее рубить, взрывать и продавать, чем строить и создавать.
Денис Кузнецов, организатор джип-туров в Карелии, главный судья внедорожного рейда «Карелия-трофи»

Комментарии

Lidia
2011-11-12 12:33:09
А кто-нибудь из вас знает сколько туристов из Суоми к нам приезжает? У них расписаны планы на 2012 го http://www.niikonmatkat.fi/ ..А если-бы у нас были ДОРОГИ? Сколько-бы к нам приехало?? А сколько байдарочников отменят свои маршруты по Чиркка-Кеми из-за отмены вагона до Юшкозера? А навигатор покажет вам все-все ламбушки и лесные дороги, только программу нужную установите ( не со слв-мы так ездим).
Денис Кузнецов
2011-11-05 02:49:01
Я не приближен к "духовным" и "великим", а отсюда мне не видно что там у них сделано. Это вам лучше посмотреть Вести + чтобы узнать - там вам всю правду расскажут )) По какой причине моё последнее сообщение не появилось?? Обратите, пожалуйста, на мой вопрос внимание! Если сообшение не появится и ответа на мой вопрос не будет - я буду принимать меры. Спасибо!
Денис Кузнецов
2011-11-04 21:38:22
Я вот не приближен ни к "духовным", ни к прочим "великим", поэтому сказать что там у них сделано не могу - мне к сожалению отсюда не видно. Это лучше "Вести +" посмотреть - там наверняка расскажут всю правду ))
karlmarx
2011-11-04 12:15:18
santtu, верно замечено. Кстати, прошло больше года с того момента, когда "великодуховный" губернатор интенсивно разглагосльтвовал о развитии туризма. Интересует мнение Дениса Кузнецова, что было реально сделано с той поры?
santtu
2011-11-03 18:44:24
Всем привет! Я по части навигаторов "господин дерево", не технарь. Мне ясно одно (и доказуемо,увы) - нас просто разводят, вешая лапшу на уши уже не первый десяток лет. Не нужно правительству "нормального развития региона" - пора ужо розовые очки снять. Как бы ни менялось руководство, результат один - болтология о развитии (в том числе, туризма). И реальная распродажа ресурсов, в первую очередь, земельных - негде будет туризм ужо развивать. Не так?
karlmarx
2011-11-02 19:05:40
Хорошая статья, особенно сравнение с Финляндией. Жаль, что автор не озвучил, сколько в сумме оставляют русские туристы в Суоми, к примеру, на зимних каникулах - числа весьма впечатляющие.
Денис Кузнецов
2011-11-02 16:23:26
Уважаемый Карел - дак это и есть турбизнес )) Всё зависит от вашей фантазии и предприимчивости - если есть хороший поток туристов (и не важно чего они там любители - главное приезжают), прок всегда будет. А если мы будет относиться к гостям только как к источнику вони и шума - то конечно ничего не заработаем.
карел
2011-11-02 16:03:31
Где те "Белые мосты" и финские хутора: осталось лишь одно название?! И, скажите, какой прок аборигенам от многочисленных любителей "покатушек по пересеченной местности", кроме шума и вони?!
Денис Кузнецов
2011-11-02 14:44:30
Никаких проблем с посещением лесов туристами не вижу. Мы ведь это и хотим - увеличить поток туристов - разве нет? К водопаду Белые мосты ездят много и всегда ездили. Только дороги там цивилизованному автотуризму никак не соответсвуют. Народ мучается. Кто для чего созрел - об этом не надо. Побольше гостеприимства )) И от местных жителей немало мусора в наших лесах. Мусор - это ещё одна серьёзная проблема. У нас его не собирают и не перерабатывают - в деревнях его просто в лес выбрасывают. Ну а куда его девать...
карел
2011-11-02 12:19:45
Хорошо, что подробных карт нет! Большинство "туристов" не "созрели" для общения с природой: например, как устроят, все жаждущие, покатушки на машинах по водопаду Юканкоски, во что тогда он превратится?!
Гость

Аналитика

16.10.2017 10:20
Капитал
Этой осенью олонецкая молочная продукция дебютирует в новой упаковке.
16.10.2017 09:18

Чтиво

16.10.2017 11:12
Личное мнение
Почему будущая президентская кампания вгоняет петрозаводскую интеллигенцию в депрессию и отчаяние.
12.10.2017 16:27

Опрос

Кто должен стать следующим детским омбудсменом Карелии?

Афиша