"На первое место я ставлю деньги"

Чтиво. Частная жизнь
12:47, 05 Декабря 2012
Загрузка...

Екатеринбургский бизнесмен Александр Шадрин подарил Петрозаводску на три недели свою частную коллекцию Сальвадора Дали.

На днях в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Шедевры Сальвадора Дали». В экспозиции около ста работ именитого испанского художника-сюрреалиста: графика, скульптура и керамика, относящиеся к позднему периоду творчества мастера. Все это богатство, оцениваемое специалистами в сумму, превышающую один миллион долларов, принадлежит екатеринбургскому бизнесмену Александру Шадрину. Обладатель коллекции Сальвадора Дали лично присутствовал на открытии выставки в Петрозаводске. На вопрос «Откуда у вас такая любовь к искусству?», миллионер честно ответил: «На первое место я ставлю деньги».

 

Любовь к искусству приходит с деньгами

Александр Шадрин, который сегодня занимается инвестициями, зарегистрировал свой кооператив в 1987 году. Как и многие начинающие предприниматели в стране он торговал: продавал лес, сельхозпродукцию, медикаменты. В 87-м году он купил свою первую коллекцию картин – коллекцию работ уральских художников.

– Жена мне потом всю плешь проела, что на первые деньги, которые я заработал, приобрел не дом с двумя подъездами, а работы художников, – поделился бизнесмен. – Но это нормально, когда на свободные деньги покупают произведения искусства. Я могу по Америке судить. Даже низшие слои среднего класса могут там купить работу за 3-5 тысячи долларов. Я продавал достаточно произведений, того же Миши Шемякина. Когда работы стоят в диапазоне от 300 до 1000 долларов, они улетают в России как горячие пирожки. Работы стоимостью в 1,5-2 тысячи продаются в течение года и в количестве нескольких штук. Произведение же стоимостью 30 тысяч долларов я продал всего один раз. Контингент, который может купить эти работы в России, очень и очень маленький. Слой среднего класса у нас меньше, чем плесень на хлебе.

Сегодня о своей первой коллекции Шадрин, в военном билете которого стоит запись «художник-оформитель» и в роду которого есть профессиональные художники, практически не вспоминает. Большую часть картин уральских мастеров он уже давно подарил музеям Бухареста, Будапешта и Польши. Так бизнесмен отблагодарил города и страны бывшего соцлагеря за то, что ему дали здесь возможность прилично заработать. С 89-го Шадрин гоняется за большим искусством.

– Когда я побывал на выставках Миши Шемякина и Савальдора Дали – забыл про уральских художников, – рассказал Александр Шадрин. – Шемякин и Дали мне показали, что мой уровень несколько другой.

Коллекционер с 1998 года вел переговоры с юристом Сальвадора Дали, создателем и руководителем фонда «Мир Дали» Бенджамино Леви. Но только в 2006 году удалось подписать контракт. В 2011 году Шадрин сумел пополнить коллекцию работами Дали из собрания друга художника Пьера Аржиле и его сына Жана Кристофа.

– Первоначально я не планировал покупать коллекцию, даже не думал об этом, – поделился бизнесмен. – Был заключен договор аренды. Но потом все сложилось иначе. Когда я собрался привезти коллекцию в Россию, в Европе не нашлось ни одной фирмы, которая бы согласилась застраховать Дали. Не доверяют нам страховщики. Пришлось искать страховую компанию в США.

К экспонатам из своей частной коллекции бизнесмен относится как к собственным детям. Все работы для выставок он всегда оформляет сам. И разбирает их после экспозиции тоже сам. Коллекционер никому не доверяет. «Как я могу своего ребенка чужому человеку отдать?!» – говорит бизнесмен.

 

Смотрю на Дали и тащусь

По словам Шадрина, имевшего опыт выставочной работы в России, представляя на вернисажах свои коллекции Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного, он не ожидал, что у его Дали будет такое триумфальное шествие по стране. За шесть лет выставку увидели более миллиона человек. Коллекции екатеринбургского бизнесмена Росохранкультурой присвоен статус «Национального достояния России».

– Такой статус ограничивает меня в правах, – рассказал коллекционер. – Я не могу продать работы Дали за пределы РФ. Вывезти коллекцию за границу могу только на два года. Так что эти работы испанца в России навсегда. Имея такой опыт, я больше не буду ввозить в страну новые купленные коллекции.

Посетовал бизнесмен в Петрозаводске и на то, что организация выставок – дорогое удовольствие. Охранные мероприятия недешевы. Перевозка затратна. Вся коллекция Дали – 2,5 тонны груза. Только графики четыре ящика. Самый маленький ящик весит 80 кг, большой – 120 кг. Поэтому в Петрозаводск не попала основная часть скульптур Дали.

– Однажды я возил одну очень дорогу работу – «Святое семейство» Рафаэля, – рассказал бизнесмен. – Горд тем, что провел выставку этой картины в Казани и Саранске. Доставка – специальный автомобиль, два автоматчика, водитель с оружием. Сопровождали работу директор нижнетагильского музея, его главный хранитель и я. Все в бронежилетах. Страховая стоимость картины – 50 миллионов долларов. Охранные мероприятия и доставка настолько дорогие, что никакие доходы от продаваемых билетов на выставку не покрывают затрат. Поэтому в течение последних 20 лет никто из российских бизнесменов не проводит выставок своих частных коллекций.

Выставка «Шедевры Сальвадора Дали» в 2013 году отправится на два года в Китай. И Шадрин по этому поводу не переживает. Его новая страсть – Пабло Пикассо. В настоящее время он является обладателем уже самой большой коллекции керамики известного испанца в стране. Купил произведения искусства на аукционе у тех, кто работал с Пикассо. Но на этом бизнесмен останавливаться не собирается.

– Цены на Пикассо растут в геометрической прогрессии, – говорит коллекционер. – За одну торговую сессию цена на его работы выросла в 6,5 раз. Но я не теряю надежды, что вложу несколько миллионов долларов или фунтов стерлингов в коллекцию великого испанца. Сегодня я собираю лишь то, что мне нравится. Например, у меня есть целая коллекция работ молодого уральского художника Вениамина Лазарева. Мне нравится его стиль. Я не думаю о том, гениален он или нет. Висит у меня дома его 20 работ, я доволен, я балдею. Смотрю на Дали – тащусь, смотрю на его слона – вообще чумею. Я создаю для себя комфортное пространство.

Комфортно себя чувствует миллионер и в музеях. Поэтому, видимо, и тратится на выставки, которые устраивает по всей стране.

– Я не Третьяков, не замахиваюсь на эту миссию, – поделился Александр Шадрин. – Но работать с музеями люблю. Бизнес – это очень тяжелая среда. А в музее я купаюсь в положительной ауре. Я делаю людям добро, не жалею об этом и взамен получаю массу позитивной энергии. Я доволен тем, что делаю. И хотелось, чтобы это продолжалось.

Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей