Алевтина Мухортикова: "Нужно все начинать сначала"

Чтиво. Частная жизнь
11:58, 02 Сентября 2013
Загрузка...

Звезда карельского балета о своем возвращении в Петрозаводск, "кровавых" спектаклях Симонова и внимании поклонников

Ее называют балериной Кирилла Симонова. В большинстве постановок известного хореографа Алевтина Мухортикова танцует главные партии. Когда Кирилл Симонов покинул карельскую сцену, уехала из Петрозаводска и его солистка. В нынешнем сезоне Симонов вновь приступил к обязанностям худрука балетной труппы Музыкального театра Карелии. И Алевтина Мухортикова бросила Москву и вернулась в наш «большой» театр. Тяжело ли ей далось это решение? Зачем артистам нужен худрук-диктатор? И почему балерина больше никогда не станцует вместе со своим партнером – бывшим супругом Анатолием Скуратовым? Солистка Музыкального театра Карелии, дважды номинированная на «Золотую маску», дала «Столице на Онего» откровенное интервью.

 

В одну воду дважды не входят?

– Алевтина, в прошлом сезоне вы работали сначала в Астраханском театре оперы и балета, а затем в театре «Балет Москва». Когда стало известно о возвращении в Карелию Кирилла Симонова, многие сомневались, что вы последуете его примеру. Мол, зачем артистке Петрозаводск, если у нее в Москве карьера неплохо складывается. Почему же вы все-таки вернулись на карельскую сцену?

– Я очень долго думала перед тем, как вновь стать артисткой карельского балета. Кирилл Алексеевич Симонов сказал в мае, что он возвращается. Тогда же он предложил мне работу в Петрозаводске. У меня не было сомнений в плане хореографа Симонова. Я всегда хотела работать в его постановках. Но мне было жалко оставлять труппу «Балета Москвы», с которой у меня сложились прекрасные отношения. Было жалко уезжать из столицы, где все хорошо складывалось в профессиональном плане. Хотя от московской суеты немного устала. Я привыкла жить в маленьких городах, таких, как Курган, где родилась и Ханты-Мансийск, где училась. К тому же у театра «Балет Москва» нет своей стационарной площадки. Каждый спектакль мы давали на разных сценах. И со всей формой добираться в метро до нужного адреса – это испытание. Так что Петрозаводск мне ближе, как небольшой и милый сердцу городок. Но возвращаться сюда я боялась. Меня очень пугало то, что, как говорят, в одну воду дважды не входят. Родные и близкие советовали: «Подумай хорошо, а вдруг второй раз уже не получится так, как раньше». Из-за этого я долго думала. Все-таки труппа полностью обновилась. Все нужно начинать сначала. Но я попробую. А Кирилл Алексеевич нам поможет справиться со всеми трудностями.

– Вы полностью доверяете своему хореографу. Так было всегда?

– Когда Кирилл Алексеевич приехал в Ханты-Мансийск, я уже год работала преподавателем в колледже искусств после окончания филиала Московского университета культуры и искусства и танцевать совсем не собиралась. Наш педагог Александр Мунтагиров пригласил Симонова посмотреть студентов. Он пришел на наш урок, где мы показывали свои номера, и отобрал несколько человек, с которыми потом по отдельности беседовал, приглашая в Музыкальный театр Карелии. Мы сразу поверили хореографу. Он производил впечатление серьезного руководителя. К тому же он сказал, что в его театре будут идти как неоклассические спектакли, так и классические балеты. Для нас, танцоров, которые балетного училища не оканчивали, это было из области фантастики. Но больше всего нас зацепила его хореография. Очень хотелось попробовать себя в его спектаклях. И мы поехали. Уже в октябре мы выпустили «Опасные связи», где я сыграла роль госпожи де Турвель. И с этого все началось. Я безумно люблю хореографию Кирилла Алексеевича. Люблю роли, партии, образы, которые он создает. Он не переносит одни те же движения из спектакля в спектакль, не вкладывая в это какой-то смысл. У него каждое движение несет определенный смысл, через который раскрывается характер персонажа. Каждый жест что-то значит. И он сам показывает, как нужно танцевать. Показывает эмоционально, выразительно. Мы все доверяем своему мастеру.

– Симонов – строгий худрук? Гоняет вас?

– Он очень строгий. Но, на мой взгляд, это самый правильный подход в работе с балетной труппой. В прошлом сезоне я поработала в двух других театрах, и мне не хватало напора, энергетики Симонова. Иногда ты так устанешь, что перед началом репетиции думаешь, что уже ничего не можешь. Но Кирилл Алексеевич, если видит, что народ расслабленный или уставший, наоборот не будет давать слабинки. Он надавит так, что все собираются и силы сразу появляются. Не важно, что он может вспылить на репетиции. Иначе результата не добиться. А его спектакли очень тяжелые и сложные. Если не пахать каждый день, эти постановки не вынести вообще. Симонов всегда очень волнуется перед спектаклем. И на репетициях перед сдачей еще больше и больше требует. Я к нему такому привыкла. И уже более лояльного руководителя не хочу. Я считаю, что театру нужен диктатор. Поэтому в прошлом сезоне с удовольствием поработала с Кириллом Алексеевичем в театре «Балет Москва», где он поставил «Медею» и «Времена года». Артистам очень понравилась его пластика. Они бегали с айфонами, планшетами, снимали его на видео и дома учили движения, чтобы подготовленными придти на репетицию. Московских артистов нисколько не смущали жесткие требования Симонова.

– А вам помогало в Москве то, что вы были дважды номированы на «Золотую маску» за Джульетту и Золушку из двух спектаклей Симонова?

– Конечно. Отношение к артисту сразу меняется. Ты уже не новичок, а признанный танцор. Чтобы ни говорили сегодня о премии «Золотая маска», для меня это большой показатель. Меня заметила столица. Выйти на одну прямую с известными балеринами высокого уровня для меня важно. Когда Кирилл Алексеевич сказал, что я номинирована за Джульетту, я не поверила. Безумно боялась ехать на «Золотую маску». Мне было не важно, получу я премию или нет. Главное было не упасть в грязь лицом на столичной сцене, не провалить спектакль. И мы очень долго готовились к «Золотой маске». И когда «Золушку» номинировали на «маску», страшно было не меньше. Но то, что наши спектакли, были отмечены в Москве – это целиком и полностью заслуга Кирилла Симонова. Мы делаем свою работу, но придумывает все он.

 

Не буду чувствовать себя комфортно

– Для балерины важно найти не только своего хореографа, но и партнера. Большую часть своей карьеры вы танцевали вместе с Анатолием Скуратовым, бывшим супругом. В новом сезоне мы увидим вас в паре на одной сцене?

– С Толей мы сегодня практически не общаемся – времени нет. Если он бы остался в театре, я бы с большей легкостью приступила к восстановлению «Золушки» и «Ромео и Джульетты». Но, к сожалению, Толя сорвал спину. Врач ему сказал, что если он будет поднимать больше 10 килограммов, ему грозит инвалидная коляска. Не знаю, где он и чем занимается.

– На ваш развод повлияло то, что вы все время были вместе – и дома, и на работе?

– Мы с Толей танцевали в паре с университета. Он сам ставил номера и на студенческих конкурсах всегда занимал первые места. И здесь мы вместе почти пять лет протанцевали. Конечно, это влияет на отношения. Хотя когда рядом с тобой на сцене родной человек, это помогает. Мы понимали друг друга, понимали Кирилла Алексеевича. Сейчас я работаю с новым партнером. Это сложно. Знаю, что не буду чувствовать себя на сцене так комфортно и уверенно, как со своим бывшим супругом. Это огорчает. Но думаю, что мы с новым партнером научимся доверять друг другу. Ведь если артисты не чувствуют друг друга, спектакль сильно теряет в качестве. Когда мы с Толей репетировали «Ромео и Джульетта», мы падали, ломались. Чего только не было. Но благодаря этому спектаклю, мы настолько притерлись друг к другу, что «Золушка» нам далась гораздо легче по физике. «Ромео» же был практически «кровавым» спектаклем. А сейчас нам все это придется проходить с новым партнером.

– Страшно?

– Я не боюсь работы. Но не поработай я в других театрах, я бы, наверное, не смогла сейчас танцевать с другим партнером. Так что прошлый год не прошел без пользы.

– Значит, сейчас на первом месте работа, а личная жизнь забыта. А хочется семью, детей?

– Сейчас, конечно, некогда думать о чем-нибудь другом кроме работы. Я очень ждала спектакль «Анна Каренина». И скоро моя мечта осуществится: сыграю трогательную, драматичную историю Карениной. Хотя каждый год в моих планах были дети. Каждый раз себе говорила, что все, это последний сезон, и начинаю заниматься семьей, думаю о ребенке. Но наступал новый сезон с массой спектаклей, и опять семья уходила на второй план. Видимо, еще не время. Век у балерины недолгий. Все стараются как можно больше успеть. Хочется разные роли станцевать, разные образы создать. Поэтому многие мои коллеги поздно создают семьи, поздно рожают детей. Я – не исключение.

– А у ваших поклонников есть шанс покорить ваше сердце?

– У меня есть свои зрители, многие пытаются мне писать в социальных сетях. Но я этого сторонюсь, никогда никому не отвечаю. Это не из-за того, что я надменна и заносчива. Просто моя личная жизнь – это только моя жизнь. Думаю, что мои зрители на меня не в обиде. На спектакли Кирилла Алексеевича ходят одни и те же люди. Зал всегда встает. И когда ты выходишь на поклон, когда ноги уже подкашиваются, эмоционально опустошен полностью, а публика стоит, к тебе возвращается такая энергетика!

Было очень страшно, когда мы выпускали «Золушку» и думали, что это последний раз. В душе была такая пустота. Куда бежать? Что делать? Ощущение было такое, что все рушится и больше ничего не будет. Думала, что пора завершать карьеру балерины. Я даже связалась с педагогами из Ханты-Мансийска, куда меня зовут на работу. Но судьба повернула так, что я осталась в балете.

– Говорят, что театр – это террариум единомышленников. Приходится воевать с коллегами, которые вам, солистке, завидуют?

– Когда заняться нечем (репертуара нет, спектаклей нет), артисты начинают придумывать себя развлечения. А когда много работы, то некогда об этом думать. И Кирилл Симонов, как руководитель, никогда не позволял, чтобы в театре кто-то кому-то сделал плохо. Он каждому дает возможность танцевать. Артистам не нужно подсиживать друг друга. У каждого есть своя работа. Симонов не допускает интриг, сплетен. Поэтому всем, кто с ним работает, крупно повезло. Я благодарна судьбе, что встретилась сначала с народным артистом России Александром Мунтагировым, а затем с Кириллом Симоновым. И я уверена, нас ждет еще один удивительный сезон в Петрозаводске.

Беседовала Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей