Черная девушка скрестила ноги

Чтиво. Личное мнение
14:22, 10 Октября 2013
Загрузка...

Попытка психоанализа правительственного документа.

С момента создания в карельской правительственной структуре министерства юстиции многие задавались вопросом: а зачем, собственно, существует это министерство с численностью служащих в 164 единицы? И вот теперь ситуация, кажется, прояснилась.
Пролить свет на этот вопрос неожиданно помог документ, выпущенный самим министерством и подписанный министром К. Этингофом. Это приказ, учреждающий премию «Юстиция» министерства юстиции Республики Карелия и утверждающий Положение об этой премии.

Казалось бы, обычный ведомственный документ об обычной ведомственной награде. (Хотя в скобках маячит вопрос: уместно ли учреждение новых ведомственных премий в период столь высокой напряженности в бюджете?) Но Положение о премии «Юстиция» – это не просто бюрократический опус. В нем бьется настолько живая эстетическая и даже философская мысль, что, на мой взгляд, это требует подробного анализа. И особенно – с учетом того, что в правительственных кулуарах болтают, что над положением трудился лично министр Этингоф. А ведь нам небезразлично, кто возглавляет наши министерства?..
Вообще, документ этот надо смаковать в оригинале. Он, кстати, официально опубликован на сайте министерства. Прошу прощения, если мне придется излишне обильно его цитировать – но он того стоит. Итак.

Во первых строках Положения сообщается, что «премией могут быть награждены лица за выдающийся вклад в дело защиты прав и свобод граждан, в создание демократического общества и развитие институтов правового государства». Вот! Вот чем, оказывается, занимается министерство юстиции Карелии. Если кто не знал. Правда, в том же пункте содержится и иная информация: «Девиз премии – Audemus Jura Nostra Defendere (Мы защищаем наши права)». Понимаете? Ключевое слово тут – «наши». Учитывая ведомственный характер награды, это слово звучит обезоруживающе искренне.
После технических моментов, определяющих порядок выдвижения на премию «Юстиция» и порядок ее присуждения, документ переходит к главному: к описанию бланка диплома и высшего знака отличия премии «Юстиция». И эта часть документа распахивает нам двери в бездну психоанализа. При виде этой бездны Фрейд умер бы, не родившись.

Странности начинаются уже на бланке. «В верхней части бланка помещено цветное изображение геральдического знака – государственного герба Республики Карелия на фоне цветного изображения – государственного флага Республики Карелия, под ним помещена надпись цвета золота в две строки «МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ» на русском языке и «KАRJALAN  TASAVALLAN OIKEUSMINISTERIÖ» на финском языке. В верхней трети бланка помещена надпись зеленого цвета «ПРЕМИЯ «ЮСТИЦИЯ» на русском языке, и «PALKINTO «JUSTITIA» на финском языке».

Почему на финском? Почему не на карельском хотя бы? Согласно статистике, в нашей республике, после русскоязычных, самой многочисленной группой являются носители украинского языка. А финноязычные сограждане по численности даже не входят в тройку лидеров. Собственной, любой язык мира имел ровно такие же основания появиться на этом бланке. Так почему избран финский? Остается предположить, что это – своеобразный реверанс юстиции Финляндии, позиция которой известна россиянам по недавним «детским» международным скандалам. Видимо, вот они – «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы».

Ладно, читаем дальше. «Высший знак отличия Премии «Юстиция» Министерства юстиции Республики Карелия (далее - премия) представляет собой выполненную из карельского шунгита статуэтку одетой в мантию девушки, сидящей на курульном кресле».
Тут на всякий случай поясним, что «курульный» – это такой стул, на который могли садиться только государственные лица в Риме: консулы, преторы, диктаторы. Имел форму складного стула без спинки и делался из слоновой кости, бронзы и золота. Посторонним на таком стуле сидеть не разрешали. Обращаю внимание на эту деталь, поскольку она подчеркивает сложную эклектику созданного карельскими чиновниками образа. Но от этой детали нас отвлекает…Девушка! Почему девушка?.. Это довольно странно. У госслужащих министерства карельская юстиция ассоциируется с невинной девушкой? М-м… В моем представлении, она – скорее гетера, но оставим эту скользкую тему. Итак, девушка.

Вообще, образ девушки в геральдической символике почти не освоен. Давайте вдумаемся: собственно, кто она, эта девушка? Может, это аллюзия известного символа юристов – греческой богини правосудия Фемиды? Но, согласно мифологии, Фемида была, пардон, далеко не девушка. Вместе с Герой она представляла, так сказать, самое старшее поколение обитателей Олимпа. И нрава эта дама была отнюдь не девичьего, о чем напоминает меч в ее руке. Генезис образа Фемиды восходит к древнеиндийской богине Кали, которая, вообще, была настоящим чудовищем. А кто там у них на Олимпе мог считаться девушкой? Артемида, богиня Охоты? Но это – скорее по части Минсельхоза.
Может, это Мойры, богини Судьбы – Клото, Лахезис и Атропос, которые метались по миру людей и вершили судьбы по воле старших товарищей? Условно их можно было бы назвать девушками. Но тогда девушек на знаке Минюста должно быть три.

Нет, как хотите, не обошлось тут без олимпийской девушки Афродиты! Дамы, безусловно, юной и прекрасной, но легкомысленной, занимавшейся делами амурными и утехами плотскими. Она постоянно вносила какой-то раскардаш в размеренную трудовую жизнь, которую остальные боги пытались наладить у людей. Это именно Афродита соблазнила юного Париса и помогла ему похитить жену спартанского царя Менелая – прекрасную Елену. Из-за этого потом началась Троянская война, а прекрасная Троя была разрушена и предана забвению на долгие века – до тех пор, пока ее не раскопал Шлиман. Появление Афродиты в стенах Министерства юстиции Карелии, мне кажется, не сулит ничего хорошего. Но, кажется, она уже здесь. И не иначе как сам Эрос водил рукой автора Положения о премии «Юстиция».

Девушка у нас, как мы помним, одета в мантию. Вообще, словосочетание «одета в мантию» тоже исполнено скрытого эротизма, поскольку мантия – это верхняя одежда, наподобие плаща. Девушка, одетая в мантию – это тонко. Это мысленно возвращает нас к гениальному вопросу Венички Ерофеева: «Когда освобожденная женщина Востока скинет паранджу, на ней что-нибудь останется?..»

«Ноги девушки скрещены, правая нога аккуратно лежит на левой», – пишет далее этот автор ведомственного документа. Понимаете? Аккуратно! Девушка с аккуратно скрещенными ногами – это уже не просто девушка, это баллада ля-бемоль мажор! Тут уже недостает только одной детали, я б добавил: «Ноги девушки скрещены и связаны розовой ленточкой». Для насыщенности образа.

Остается прояснить одно: мы эти скрещенные ноги, извиняюсь, сквозь мантию разглядываем? Или они из-под мантии торчат? Какой, кстати, длины у нее мантия? На эти волнующие вопросы автор Положения ответа не дал. Тут нам остается домысливать самостоятельно. Довершает сложившийся пикантный образ то, что девушка, по замыслу автора, выполнена из карельского шунгита – то есть совершенно, с головы до пят, черная. И тут давайте остановимся, чтобы нам не пришили еще и ксенофобию. Сейчас с этим просто.

Читаем далее. Образ существенно усложняется. «Правой рукой девушка придерживает четырехугольный щит с двумя опрокинутыми дугами на верхних углах, с закругленными нижними углами и с острым основанием». По геометрии в школе у меня была твердая тройка. Поэтому мне трудно вообразить описанную фигуру. «Четырехугольной» ее точно не назовешь.

Дальше – больше. «На щите изображен развернутый влево всадник - Святой Георгий Победоносец на коне, копьем поражающий опрокинутого и попираемого конем змия». Образ понятный. Святой Георгий – один из наиболее почитаемых на Руси святых. Имеет обширную православную иконографию. Правда, канонически изображается развернутым вправо, а не влево, как в нашем случае. Широко представлен в геральдике и в светской скульптуре. В частности, присутствует на гербах России и Москвы, отражен в питерском «Медном всаднике». В цивилизационном плане символизирует победу человеческой сущности над сущностью рептильной. Но чтобы этот образ «придерживала» полуобнаженная черная девушка – это что-то новенькое.

«Левая рука девушки отведена, как при разговоре, ее кисть прикасается к табличке с надписью «ЗАКОНЪ»», – пишет далее автор Положения. Тут, непонятно каким ветром, автора уносит уже в старославянскую письменность. Законъ, господа, паки иже херувимы. Любопытно, что эта надпись на знаке Минюста останется без перевода на финский. Впрочем, в этом есть железная историческая логика. Ведь в те времена, когда слово «законъ» в русской грамматике писалось с буквой «ер» на конце, Финляндия была частью Российской Империи. Следовательно, любой финн просто обязан понимать это слово без перевода.

Дальше читаем особенно внимательно: здесь каждое слово символично! Вот эта табличка, к которой прикасается рука девушки, по замыслу автора Положения, прикреплена «к стоящей на пьедестале колонне цилиндрической формы, украшенной канелюрами. На капителе колонны располагается Большая императорская корона».

Тут надо остановиться для некоторых пояснений. Канелюры – это такие вертикальные желобки на колонне. А капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны. И только неприкрытый эротизм этого символа уводит нас от вопроса: а причем тут Большая императорская корона?! Каким боком на карельском знаке премии «Юстиция» оказался имперский династический атрибут? Чудны дела твои, Господи!

Довершает всю эту чудесную композицию «металлическая накладка с покрытием цвета золота с гравировкой. На металлической накладке в верхней части по центру в две строки располагается надпись «МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ» на русском языке и «KАRJALAN  TASAVALLAN OIKEUSMINISTERIÖ» на финском языке. В нижней части накладки по центру располагается текст в две строки «ПРЕМИЯ «ЮСТИЦИЯ» на русском языке, «PALKINTO «JUSTITIA» на финском языке, а ниже текста - цифры, соответствующие году вручения премии. На обратной части постамента располагается металлическая накладка с покрытием цвета золота с гравировкой фамилии, имени и отчества (при наличии) награждаемого».

Самое странное, что Положение о премии не содержит никаких указаний на то, каких размеров должен быть этот удивительный «высший знак отличия». Как, кстати, не определен денежный размер и самой премии «Юстиция».

Что сказать по поводу прочитанного? Уста мои немотствуют. Наверное, было бы правильно, если бы клиническую картину тут определили врачи-психиатры. Я не возьму на себя такую ответственность – поставить диагноз автору (или авторам) этого ведомственного документа. Однако поскольку эти авторы состоят на государственной службе Республики Карелия, мы вправе задаться некоторыми вопросами. Ведь из районов Карелии сообщают, что котельные не готовы к зиме. Градообразующие предприятия рушатся одно за другим. Бюджетникам к концу года будет нечем платить зарплату. А тут – канелюры, золоченые таблички и девушки с аккуратно скрещенными ногами… Когнитивный диссонанс…
Боже! Что у этих людей в головах?
В какой вселенной они живут?
Из каких космических порталов к ним приходят озарения?
И главное: почему мы, налогоплательщики, должны за все это платить?..

P.S. Вручить первую премию «Юстиция» предполагается уже в декабре этого года. То есть как раз тогда, когда бюджетникам предложат потерпеть с получением заработной платы. Мы не сомневаемся, что лауреатом премии будет избран достойный человек.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей