Чтиво. Личное мнение
09:25, 10 Февраля 2014
4
1
2

История империи light

Церемония открытия сочинской Олимпиады прошла, конечно, красочно и профессионально. С астрономическим бюджетом этих игр в 51 миллиард долларов, что превышает любую из предыдущих мировых Олимпиад, иного было бы ожидать странно. На техническое оснащение церемонии открытия не поскупились. Однако возникает вопрос не к режиссерскому качеству постановки, но к ее сценарному замыслу.

На открытии летних и зимних Олимпиад последних лет (Лондон, Ванкувер, Пекин) зрителям весьма запомнились яркие культурные шоу. Какого-то их единого сценария МОК не предусматривает – все креативные решения отданы на откуп национальным олимпийским комитетам. Но в основном они, конечно, стремятся продемонстрировать миру специфику своей страны. Хотя это далеко не всегда может быть экскурс в историю – многие организаторы, напротив, выбирают яркие образы современности, с которыми хотят ассоциировать свою страну в глазах зарубежных зрителей (так было, к примеру, в Лондоне-2012).

Режиссеры церемонии открытия сочинской Олимпиады сделали базовым концептом именно историю России. Эту историю постарались проиллюстрировать известными культурными образами, но в целом получилось перелистывание страниц исторического учебника. Вот под звуки "Весны священной" за птицей-тройкой движется град Китеж древней Руси. Его сменяют образы петербургской империи и дворянских балов. Затем они перемалываются красными колесами советского индустриализма, апофеозом которых показан запуск космической ракеты. Но и советская эпоха уходит в историю под танец стиляг, которые в английском переводе почему-то названы "hipsters"…

Показывать на этих церемониях насилие и войну нельзя – это требование Международного олимпийского комитета к организаторам. Поэтому пришлось обойтись полунамеками – так, в картинах ранней советской истории механические звезды словно бы едут по людям. Но даже это подается лишь как художественные образы русского авангарда. Практически исключена из постановки и тема Второй мировой войны, которая во внутрироссийской пропаганде, напротив, звучит громче год от года…

Многие блогеры уже остроумно заметили, что у организаторов получился учебник российской истории "на экспорт". В нем преимущественно собраны позитивные и привлекательные культурные бренды, с которыми хотят связать внешний имидж России – от Стравинского и Толстого до освоения космоса и молодежных фестивалей. Включили в программу и уже полузабытую, но прорвавшуюся в свое время в мировые чарты группу "Тату", чье выступление, видимо, призвано развеять у западных зрителей страхи перед новейшими российскими законами. Словом, этакая история light.

Для российского же зрителя возникает интересный контраст. Каждый день по телевидению он слышит, что страна окружена врагами. Что главное событие в российской истории – это победа во Второй мировой войне, за которую надо бороться и сегодня со всевозможными "фальсификаторами". Что спасут нас только "духовные скрепы" и т.д. А тут вдруг на масштабном культурно-историческом представлении ему показывают, что современная Россия – это свободная, прогрессивная и открытая страна, дружественная ко всему миру. И нет здесь никаких полицейских, клерикальных и цензурных "скреп"…

Это представление называлось "Сон о России". Так вот, уместно спросить, что же на самом деле снится нашим согражданам, а что является реальностью?

В сценарии этой церемонии еще интересно обратить внимание на весьма показательный аспект. История современной России показана как история империи. Если бы Олимпиада проводилась в любой другой из постсоветских стран, там на подобной церемонии наверняка постарались бы показать свое культурное своеобразие, в том числе и последних 20 лет независимости. А в сочинской церемонии постсоветские годы из истории словно бы выпали! Поэтому Россия воспринимается зрителями не как новая страна, хотя и с древними традициями, но как прямое продолжение СССР. Серп и молот и головы рабочего и колхозницы истолкованы как неотъемлемая часть российской культуры. Невозможно представить, чтобы на Олимпиаде в современной Германии в сюжете задействовали бы каких-нибудь персонажей со свастиками – под подобным предлогом: "это же наша история". Все-таки тоталитарные символы у современных людей не в чести – а у нас все еще продолжают ими гордиться…

Символом России как новой страны мог бы стать принцип федерации. На церемонии прозвучали громкие слова о том, что Россия – "самая большая в мире страна". Ну так покажите ее географическое, природное, культурное многообразие! Это бы и стало действительно новым открытием России миру – да и самой себе. Не обязательно сводить эту церемонию к сугубой этнографии, как сделали в Пекине в 2008 году. Хотя у них это получилось весьма ярко, и во многом разрушило унитарные стереотипы о китайской культуре. В Сочи же демонстрация российского регионального многообразия свелась к упомянутым мельком Байкалу и чукотским оленям. Культурная история страны по-прежнему нанизана на единый имперский вектор. Но "Лебединое озеро" по всем телеканалам мы давно уже видели…

Вадим Штепа, публицист, регионалист

Комментарии

Goxa
2014-02-12 10:04:38
NBC выполнило пожелание автора, видимо по одной методичке работают, а американцы не рады! Им подавай сцены из истории СССР!
Goxa
2014-02-12 09:54:19
Возмущению зрителей американского телеканала NBC не было предела. Аудитория телеканала не увидела ни представление талисманов Сочи-2014, ни чрезвычайно популярное в интернете исполнение песни Daft Punk Get Lucky хором МВД. Кроме того, зрители жаловались, что не услышали группу «Тату», а также не увидели сцен из истории СССР. В результате хэштег #NBCFail («NBC — «отстой») стал трендом в Twitter. http://russian.rt.com/article/21990 Мне и всем моим друзьям церемония очень понравилась!
karlmarx
2014-02-11 21:13:37
Тот редкий случай, когда я полностью согласен с В. Штепой. SHOEI, прекрасно и очень скрепоукрепительно!
Goxa
2014-02-11 16:41:17
В Штатах часть открытия с серпом и молотом и колхозницей и рабочим - вырезали. Свобода!
onegaborg
2014-02-11 14:18:52
SHOEI, ваш сценарий превосходен! Организаторы будут дураки, если не используют его для церемонии закрытия Олимпиады! ))
Анна Завьялова
2014-02-10 23:26:56
SHOEI, Бондарчук отдыхает!
Leopol'd
2014-02-10 23:05:59
SHOEI, не пишите больше! ГНК тоже может читать Столицу. Не отвертитесь.
SHOEI
2014-02-10 20:55:48
Согласен, хреново вышло. Я бы сделал всё иначе. Начало моих открытий Олимпиады началось бы с разрядов молний, хлопков взрывпакетов и беспорядочной стрельбы в воздух под пение Кобзона. Сверху, в окружении Ми-24, спускается Як-141, из которого на парашюте сбрасывают девочку. Расстреляв боекомплект, показав тем самым боевую мощь России, авиация бы скрылась в дыму и тумане, и началось представление! Сначала бы на тросах под всем известную песню выкатили челны, с одного из которых Стенька кинул на стадион царевну. Затем в окружении дам и господ на сцене объявилась Екатерина, позади которой Петр на колёсиках катил бы виселицу с Пугачёвым. Не совсем исторично, но это концепция. Затем бы вышли бурлаки, и под плетьми протащили через стадион баржу, вскрывая бетонное покрытие. Половина состава должна была молча упасть, символизируя смерть. В это время спускается на тросах деревянный сруб, куда жирный барин тащит девочку известно для чего. Далее из под пола появляются домишки, символизирующие русскую деревню, из домов доносится бабский визг, и кто-то выкидывает окровавленных младенцев. Ну вот так вот рожали, что теперь поделаешь. На девочку падает репа, она начинает её грызть - не булками же хрустеть в нищей деревне. Проносится паровоз, из трубы Олимпийский огонь на 5 метров, давит Наташу Ростову. Это концепция. Следом выходит царь Николашка, и херачит из ружья в стальных котов, которые с грохотом падают на стадион. Вокруг прыгает свита, кто-то даже вальсирует, все бьют плетьми бурлаков из первой сцены, которые уже переоделись, косят под декабристов, и тащат за собой прицеп с брёвнами, символизирующий Сибирь. Девочка едет на прицепе сверху. Далее проносится карета, и взрывается на середине стадиона. Девочка ловко прыгает за бруствер. Следом из ангара выезжают обломки Варяга. Затем всё покрывается красным и розовым цветом, выбегает толпа народа с флагами и винтовками. Кобзон продолжает петь. Бурлаки из первой сцены переодеваются, и тащат по стадиону (но в обратном направлении, что важно) Аврору. Девочка даёт залп в направлении Зимнего. В окружении мотоциклистов выезжает броневик с Лениным. Ленин целый. Перед броневиком бегут дети, разбрасывают лепестки роз. Начинает бабахать салют, разряды молний меняют направление, начинается лазерное шоу. Кобзона уносят, приносят Лещенко. Девочку тащат в подвал люди в кожанках. Начинается вакханалия, по стадиону на гидроприводах марширует труп Курта Кобейна, доходит до середины, и начинает сам себя закапывать, вокруг бегают голые бабы, бурлаки снова вытаскивают баржу, и начинают туда запихивать голых баб. На танке выезжает Паук, начинается концерт группы Коррозия Металла, под музыку которой на сцену выкатывается МАЗ-547, и отстреливает в небо Тополь-М с полуторатоннами пиротехнических средств. Начинают бегать какие-то люди, открывается въезд для маршрутного транспорта - крики, визги, ДТП, массовая драка сочинцев и москвичей, про девочку все забывают, Путин даёт приказы о начале массовых расстрелов. Вобчем - ад. Это всё, ясное дело, концепция. В какой-то момент всё резко затихает, и под хор Московского Сретенского Монастыря спускается баннер Сталина 150х500 метров. Ну вот всё в таком духе. Надо будет дописать сценарий, чтобы никто не остался забытым и обиженным.
Maria M
2014-02-10 15:06:45
Вадим,а какой еще бренд есть у России,кроме "красного колеса"?Матрешка и водка?Так это надоело.
romeo
2014-02-10 14:33:20
О истерики проснулись и начали клонироваться .... давайте вперёд с барабаном в Кащенко....
Гость

Аналитика

Сегодня 11:28
Политкухня
Жители Лахденпохьи выбрали мэром единоросса Рамиза Казымова.

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?