Как готовились к труду и обороне

Чтиво. Спецпроект
12:09, 26 Марта 2014
Загрузка...

На днях был подписан президентский указ о восстановлении системы ГТО. Это сокращение, может быть, незнакомо юным соотечественникам и соотечественницам, которые выросли при разговорах о пользе ВТО для них и их родителей, а вот сами родители, бабушки и дедушки хорошо знают, что означают буквы ГТО. Многие из них сдавали нормы комплекса "Готов к труду и обороне".

Комплекс ГТО был системой физкультурной подготовки, встроенной в систему патриотического воспитания молодежи. Он существовал в СССР с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Сдавшие нормативы ГТО награждались специальными значками – серебряными, золотыми, отличными. Чтобы получить значок, надо было выполнить заданные нормативы, например, пробежать дистанцию, отжаться определенное количество раз, прыгнуть в воду с вышки или метнуть гранату. Значок ГТО говорил о силе, ловкости, хорошей физической подготовке обладателя, и его носили не без гордости: знай наших!

Нормы ГТО можно было сдать в школе на уроках физкультуры или на специальных внеклассных занятиях. После восьмого класса часть учеников продолжала учебу в профессионально-технических училищах и техникумах, и из двух восьмых классов нашей школы сформировали один общий девятый класс. Наши новые одноклассники были из специализированного, спортивного класса. Они очень серьезно занимались плаванием, бывая на тренировках в бассейне два раза в день – до и после уроков, ездили на спортивные сборы, участвовали в соревнованиях. Мы ходили болеть за них в бассейн Дома физкультуры (ныне центр "Акватика"). Бассейн неподалеку от здания нашей школы, и "пловцы" были собраны со всего города. У них проблем со сдачей норм ГТО не возникало.

Вспомнив ГТО, вновь вспоминаю нашу школу – тогдашнюю среднюю школу №34 по адресу улица Кирова 8 в Петрозаводске. Снова вижу деревья у школы, окрашенные молодым весенним солнцем или в ярко-грустных красках листопада, беговые дорожки вокруг футбольного поля на школьном дворе (все это попало теперь под "уплотнительную" застройку), наших мальчишек и девчонок в спортивной форме на дорожках и учительницу физкультуры Людмилу Васильевну с помощницей, с секундомерами в руках. Те, кто на старте, волнуются: сдаем нормы ГТО.

Уроки физкультуры и школьные соревнования проходили также в парке на берегу Онежского озера и иногда на стадионе "Спартак" (сейчас "Юность") в "ямке" у Лососинки. Стадион был огорожен высоким глухим деревянным забором, а за забором располагались деревянные зрительские трибуны. Их хорошо видно на фотографиях времен 1970-х годов. В дни соревнований на трибунах "Спартака" бывало полным-полно зрителей.

 

"Военная наша игра…"

Комплекс ГТО входил в систему военно-патриотического воспитания в СССР. Были еще военно-спортивные игры школьников "Зарница" и "Орленок". "Зарница" была пионерской игрой – для учеников 4-7 классов. Говорят, правила всесоюзной игры впервые разработала учительница Зоя Васильевна Кротова из села Мысы Пермской области. Она же в День Советской армии 23 февраля 1964 года впервые провела "Зарницу" для школьников вместе с военными.

После зимних каникул 1967 года в газете "Пионерская правда" был опубликован приказ №1 Героя Советского Союза, маршала артиллерии СССР Василия Ивановича Казакова, адресованный пионерам. "Зарница" получила статус Всесоюзной игры, а ее первый финал прошел в Городе-герое Севастополе, на легендарной Сапун-горе. Аналогом "Зарницы" для старшеклассников была Всесоюзная военно-спортивная игра "Орленок". Разделившись на команды, участники игр выполняли различные задания в условиях, имитировавших боевые.

Игры "Зарница" и "Орленок" иногда проводились на территории воинских частей, и тогда в их планировании и проведении принимали участие кадровые военные. В гостях у военных можно был увидеть, потрогать настоящее боевое оружие и технику, а старшеклассникам, изучавшим начальную военную подготовку, выпадала удача пострелять по настоящим мишеням из автомата Калашникова. Те, кто помладше, собирали гильзы во время таких экскурсий. Гильзы, привезенные со стрельбища, были, как ценные реликвии, и всякий знал, какая гильза от "калашникова", а какая от "макарова". У меня была даже полученная в подарок большущая гильза от крупнокалиберного пулемета.

Обычно военно-спортивные игры проходили все же на территории школы или поблизости. В старших классах я учился на отделении фотодела Петрозаводского УПК-2, и моей "боевой задачей" было запечатлеть происходящее для будущей стенгазеты, а также принять участие в выпуске "молнии" – "Боевого листка" "в полевых условиях", то есть в стенах школы, во время военной игры.

Помню, как мои товарищи наперегонки бегут вокруг школы в противогазах, а я стою на углу, у школьных ворот, предвкушая удачные репортерские кадры. Снимки, правда, получились не такими удачными, как мне мечталось. Может быть, тому есть объяснение: как совладать с камерой начинающему фотографу, когда прямо на тебя на скорости мчится отряд в противогазах, а за ним, возможно, и противник с оружием массового поражения. Потом наши героические медсестры забинтовывали "раненых", санитары несли их на носилках в "госпиталь", и все это я тоже фотографировал. Жаль, что у меня не сохранились эти снимки.

Однажды на уроке пения мы разучивали песню о "Зарнице", и главные слова из нее помню до сих пор:

Тревожные ритмы столетья
Сегодня слышней, чем вчера.
Не зря позвала нас в поход на рассвете
Военная наша игра.
"Зарница", "Зарница" –
Военная наша игра…

После девятого класса, летом, были настоящие военные сборы для юношей, которым предстояло служить в армии. Их продолжительность была пять дней, и проходили они где-то неподалеку от Петрозаводска. Мне не довелось участвовать в таких сборах, а мои друзья, кто побывал, до сих пор вспоминают: романтика…

 

Пять четвертей года

Школьниками мы собирали макулатуру и металлолом. Металлолом – от случая к случаю, а сбор макулатуры был у нас регулярным. Пионерские звенья соревновались друг с другом, и параллельные классы тоже соревновались между собой, кто больше этой самой макулатуры сможет собрать и принести в школьный двор, вернее в сарай, который располагался в самом дальнем углу двора. В сарае было отделение, где складировали собранную макулатуру. В "макулатурный" день после уроков пионеры отправлялись от школы на поиски старых газет, журналов, бумаг и картонных коробок – кто куда, по квартирам жилых домов и учреждениям поблизости от школы. Для нас с друзьями не было проблем с макулатурной нормой

Мы шли к нам домой, где нас ждала бабушка или кто-то из родителей. Потом мы все вместе спускались в глубокий подвал дома, где были дровяные кладовки (вместо горячей воды в квартирах были дровяные титаны), а там этой макулатуры хоть отбавляй – аккуратно увязанные пачки газет у журналов, накопившиеся у нас за много лет, будто, нас и ждали. Загрузившись по мере сил "под завязку", мы отправлялись в обратный путь, благо, до школы было рукой подать. При слове "макулатура" сразу вспоминаются санки.

То ли макулатуру собирали в основном зимой, то ли санки по-особому запечатлелись в памяти: помню именно санную "трелевку" макулатуры до школьного двора. Там хозяйками были школьный завхоз и старшая пионервожатая или кто-то из учителей, с безменом и весами. Макулатура оказывалась на складе, а показатели – в таблицах на стенах классов и школы. В соревновании всегда свой задор и своя интрига.

В том же сарае, куда складировали макулатуру, хранился нехитрый инвентарь для работ на пришкольном участке. Весной старшеклассники вскапывали газоны на улице Кирова, а после окончания учебного года была "пятая трудовая четверть" – работа на пришкольном участке или в самой школе. Каждому ученику надо было отработать определенное количество часов и получить отметки в трудовой дневник, сделанный из разрезанной напополам тонкой школьной тетради. Летние каникулы длятся три месяца, и поездкам семьи в отпуск, на юг или в деревню, работа в школе не мешала. Помнится, "пятая трудовая четверть" длилась дней десять или чуточку подольше с утра, в первую половину дня. Я успевал прибыть с дачи в Зимнике ранним утренним рейсом теплохода и вернуться туда под вечер.

Во время "пятой трудовой четверти" школьники помладше занимались грядками и цветниками на пришкольном участке – что-то копали, сажали, пропалывали и поливали под учительским руководством. Кто-то приводил в порядок школьный двор, кто-то (в конце лета) выносил строительный мусор и готовил школу к учебному году после ремонта. Летом всем этим заниматься не сильно хотелось, и "пятая трудовая" излишнего энтузиазма не вызывала. К ней относились, скорее, как к повинности, которой не избежать. Сами же работы могли показаться ненужными, бессмысленными: много ли вырастишь на маленьком участке рядом со школой?

Сейчас смотрю на "пятую трудовую" иначе, чем тогда, и понимаю: учителя и вожатые добивались не выращенных к первому сентября цветов или ухоженных газонов. С этим, наверно, в школе и без нас бы справились. Главной целью было воспитать умение преодолеть себя и работать даже через "не хочу", прививать упорство, дисциплину, чувство коллективизма. Спустя много лет, уверен, что мне уроки всех трудовых четвертей пошли не во вред. В течение учебного года мы парами по очереди дежурили по классу – подметали и мыли пол в классе. А сейчас школьнику такое дело поручить нельзя: это противоречит Конвенции по правам ребенка и считается эксплуатацией детского труда. Вот ведь не знали мы тогда про свои права и эту конвенцию…

Со школьного двора начинались осенние поездки в пригородный совхоз "на репу и морковку", походы и экскурсии, и многое другое. Это – отдельные истории.

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей