Чтиво. Личное мнение
10:18, 16 Июля 2014

"Бизнесу будет нанесен серьезный урон"

– Как известно, сегодня на федеральном уровне обсуждается целый ряд налоговых инициатив, которые призваны обеспечить сбалансированность региональных бюджетов и снизить накал ситуации с повсеместным ростом госдолга регионов. В частности, активно обсуждается введение налога с продаж, налога на имущество для субъектов малого и среднего бизнеса, повышение налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц. Принесут ли эти нововведения ожидаемый эффект для регионов? Как это отразится на Республике Карелия? Попытаемся в этом разобраться. В этой статье коснемся налога с продаж, а в последующих посмотрим и на другие перечисленные выше налоги.

В России налог с продаж уже вводился, причем неоднократно. Решающей роли для наполнения бюджетов он никогда не играл. Однако такого нельзя сказать о его негативном влиянии на снижение доходов населения, поскольку, как правило, косвенно всегда налоговая нагрузка переносилась с продавцов на покупателей за счет его включения в цену товара. Согласно ожиданиям Минфина РФ налог с продаж должен стать основным инструментом повышения доходов региональных бюджетов. Надо полагать, что в Москве и Санкт-Петербурге, да еще в 5–6 других густонаселенных регионов, где оборот оптовой и розничной торговли велик, а доходы населения намного выше среднероссийских, налог с продаж может быть и выполнит возлагаемые на него обязательства. Ведь именно здесь сосредоточено более 70% всего потенциала российского потребительского рынка. Но в таких регионах как Республика Карелия и других депрессивных регионах существенной роли он не сыграет и помочь бюджету сможет вряд ли. В результате следует ожидать, что дифференциация российских регионов по уровню экономического развития, которая уже сегодня составляет более 30 раз, еще больше вырастет.

А что ожидать в Карелии? Давайте посчитаем. Налог с продаж вводится прежде всего для предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг. Его предполагается взимать со всей добавленной стоимости при продаже товара конечному покупателю. В 2012 году валовая добавленная стоимость в сфере оптовой и розничной торговли и сфере услуг в Карелии составила всего около 23 млрд руб. (пока более поздних данных Карелиястатом не представлено). Ожидаемая ставка налога с продаж 3% (а по предложению Минэкономразвития РФ – 5%). Ожидаемое поступление налога в консолидированный бюджет Карелии составит 680 млн рублей в год. И это при идеальном раскладе. Спасут ли эти деньги карельский бюджет? Ответ очевиден – нет. Одних "выпадающих" доходов от создания консолидированных групп налогоплательщиков в Карелии порядка 4 млрд рублей, по сравнению с которыми указанная цифра – капля в море. К тому же надо понимать, что с введением налога с продаж предприниматели вынуждены будут "уходить в тень", "накачивать" издержки и предоставлять в налоговые органы и органы госстатистики заниженные данные об объемах продаж. А в результате на общегосударственном уровне это выльется в искажение и еще большее снижение макроэкономических показателей, инвестиционной привлекательности России и еще большее увеличение оттока капитала из страны. Таким образом, реально можно ожидать поступление налога с продаж в карельский бюджет на уровне 350–400 млн рублей в год (при оптимистическом варианте).

Но и здесь есть обратная сторона медали. Как уже было сказано выше, налог с продаж, безусловно, будет всячески перекладываться на покупателей и включаться в цену товара. То есть, нас (потребителей) ожидает очередной рост цен. А подсчитывал ли кто-нибудь, насколько увеличатся расходы бюджета, связанные с индексацией и повышением зарплат бюджетникам в результате этого (ведь майские указы Президента по повышению зарплат никто не отменял)? Очевидно, что можно ожидать соответствующий, если не больший, рост бюджетных расходов. И это при том, что бизнесу (особенно малому и среднему) будет нанесен серьезный урон, который еще более стимулирует "сжатие" этой сферы деятельности. Ведь для введения налога с продаж одновременно рассматривается введение ограничений в систему упрощенного налогообложения, из которой, в частности, предлагается вывести торговлю и сферу услуг. То есть, те виды деятельности, в которых сегодня работает более 70% субъектов малого и среднего бизнеса в Карелии, обеспечивающих более 30 тысяч рабочих мест.

Так является ли введение налога с продаж спасением региональных бюджетов или это еще один шаг в сторону дестабилизации бюджетной ситуации в регионах (особенно, в таких как Карелия)? Выводы должны делать не только Минэкономразвития и Минфин РФ, но и региональные органы власти. Например, уже сейчас руководители многих регионов активно выступают против введения этого налога. Ведь благоприятный предпринимательский климат, создаваемый многие годы с большим трудом, разрушить достаточно просто одним таким решением.

Введение налога с продаж – это как раз тот случай, когда надо все очень тщательно просчитать и проработать разные варианты его введения для того, чтобы он выполнял не только свою фискальную, но и стимулирующую функции (которой пока не видно). Надо понимать, что, например, в сфере торговли сегодня более 70% всего оборота обеспечивают федеральные ритейлерские сети ("Магнит", "Пятерочка", "Перекресток" и т.д.). Все они зарегистрированы и платят налоги в Москве. Поэтому введение налога с продаж обогатит бюджет и без того богатых регионов и сделает в прямом смысле слова невыносимой жизнь малого и среднего бизнеса, работающего в сфере торговли и услуг, в таких регионах, как Карелия. Чтобы налог выполнял свою стимулирующую функцию, почему бы не вводить его дифференцировано? Например, только для федеральных ритейлерских сетей, одновременно предоставив регионам право определять и применять льготы по данному налогу. Вот тогда налог с продаж действительно стал бы стимулирующим инструментом развития экономики регионов. В этом случае федеральные ритейлеры были бы заинтересованы переводить свой бизнес в регионы и именно там платить налоги. В общем пока не поздно вносить рациональные предложения по налогу с продаж. Но чтобы эти инициативы были весомее, они все-таки должны идти от региональных властей.

Юрий Савельев, заместитель премьер-министра правительства Карелии

Комментарии

Фетисов Александр
2014-08-01 14:39:52
Чем дальше,тем хуже с такой грабительской политикой по отношению к своему населению.
goo
2014-07-16 23:11:28
2Batyrev Michail, а потом Худилайнен удивляется и рассказывает про "ершистую Республику".
Batyrev Michail
2014-07-16 17:05:55
А разве ритейлер "Магнит" зарегистрирован и платит налоги не в Краснодаре?
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 10:35
Капитал
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику "Один день из жизни ПКФ "Слово".

Чтиво

Сегодня 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?