Губернатор Кижи

Чтиво. Частная жизнь
13:21, 25 Февраля 2015
Загрузка...

Назначение в 2013 году бывшего главы Карелии Андрея Нелидова директором музея-заповедника "Кижи" сопровождалось акциями протеста, как сотрудников, так и жителей республики. В результате он пообещал, что сам покинет кресло руководителя, если ситуация в учреждении не изменится. Однако спустя два года А.Нелидов остается руководителем одного из самых знаменитых музеев России, включенным ЮНЕСКО в состав объектов Всемирного наследия. О буднях музея, реставрации храма Преображения Господня, развитии зимнего туризма А.Нелидов рассказал в интервью информагентству "Интерфакс Северо-Запад".

 

- Андрей Витальевич, накануне завершилось заседание общественного совета музея "Кижи". Удалось решить какие-то принципиальные задачи?

- Одним из главных вопросов повестки обсуждался план управления объектом Всемирного наследия. Сегодня принятого плана управления объектом Всемирного наследия в России нет ни у одного музея из тех, что относятся к таковым. "Кижи" находится в авангарде. Наш документ уже отправлен и корректируется. Музей "Кижи", пока единственный в России, уже прошел "первое чтение" в ЮНЕСКО. Сейчас нам план вернули на доработку. Мы считаем, что план будет утвержден либо в этом году, либо в следующем. План будет утверждаться на комитете по Всемирному наследию, они проходят не так часто, где-то раз в полгода.

- В музее в этом году побывала миссия ЮНЕСКО, в то же время появились публикации в СМИ, обращения, утверждающие, что реставрация остановилась…

- Картина тут выглядит следующим образом: у нас с 2011 года сумма, расходуемая на реставрацию (в год – ИФ), колеблется от 31 до 47 млн рублей. В 2014 году как раз было выделено 47 млн, что не является большим прорывом, но это больше, чем выделялось прежде. Что у нас проблемного с реставрацией? В условиях, в которых мы оказались в результате многочисленных проверок. Министерство культуры России создало комиссию. По ее мнению, цена реставрации на острове Кижи завышена. Комиссия посчитала завышенными ценовые характеристики реставрации не только Преображенской церкви, но и других объектов, которые находятся на острове. Сейчас мы с Минкультуры ищем выход из этого положения. При этом мы руководствуемся следующими критериями: непрерывность реставрации, сохранение коллектива, включая проектный институт, снижение стоимости реставрации, чтобы при этом не потерять качество.

В то же время у ЮНЕСКО есть два требования, которые крайне сложно соблюсти с точки зрения российского законодательства. Во-первых, мы должны исключить задержки в финансировании. Во-вторых, они требуют, чтобы мы обеспечили победу конкретному подрядчику. И то и другое невозможно с точки зрения 44-го закона. Страна-участница должна приложить все усилия, чтобы команда реставраторов сохранилась в полном составе. Там так и написано: "Обеспечить победу подрядчику". Но это получается уголовное дело!

- Как можно соблюсти эти требования, чтобы реставрация не остановилась и не потерять статус объекта всемирного наследия?

- До середины года мы будем финансироваться по старой схеме. И тут важно понимать, что подрядчики – это одна часть работы. Реставрация Преображенской церкви происходит так: круглогодично работает огромный плотницкий центр музея. А на два вида работ (металлоконструкции внутри церкви, сборка и разборка пояса) мы привлекаем коммерческие структуры. Вопрос у Минкультуры не к тому, что делает плотницкий центр, а к стоимости работ, которые выполняют эти подрядные организации. Когда мы говорим о реставрации, мы, как мне кажется, недооцениваем работу плотницкого центра, который делает половину всей работы. Но вот кто-то считает, что реставрация встала. В любом случае, если мы не заключили договор с подрядной организацией в июне, а заключили в августе, нельзя сказать, что реставрация остановилась, потому что центр работает.

Что касается соблюдения требований ЮНЕСКО, добиться этого можно путем объединения плотницкого центра с подрядной организацией в единую государственную структуру. То есть фактически принять на работу в музей тех специалистов, которые занимаются реставрацией у подрядчика. Люди те же, организационная форма другая. Конкурсы не нужны. Требование ЮНЕСКО сохранить коллектив соблюдено. Мы со своей стороны должны гарантировать достойную заработную плату. Самое главное, от чего мы уходим в этой ситуации, что на конкурс может прийти любой подрядчик. Если есть требование ЮНЕСКО – "не любой, а только эти" – выйти из этой ситуации можно, только приняв их на работу. На сегодняшний день уже есть предварительная договоренность с подрядчиками. И я хочу поблагодарить их за то, что они с пониманием отнеслись к ситуации.

- Почему комиссия Минкультуры посчитала, что стоимость работ завышена?

- Есть среднестатистическая цена реставрации в России, реставрируется много объектов, в том числе деревянного зодчества. Уникальность реставрации Преображенской церкви заключает в основном в применении метода лифтинга (церковь изнутри подвешивается на металлоконструкцию, бревна (пояса) снимаются, реставрируются и возвращаются на место – ИФ). Если лифтинг из сметы затрат исключить, то оставшаяся цена должна быть уже близка к среднерыночной по России.

Ситуация на самом деле комедийная. Те факты, о которых пишут в обращениях, не подтверждаются, но в ходе проверок выявляются другие. Пишут, что остановилась реставрация, приезжает проверяющий и видит, что реставрация идет. Но любая проверка должна уехать, выявив хоть что-то. Они начинают проверять, а сколько это стоит? И тут выясняется, что стоит это дорого. А потом выясняется, что те люди, которые пишут обращения президенту, в Минкультуры, они же стояли у начала реставрации и придумывали сам способ реставрации. Тот же Николай Попов (руководитель реставрации Преображенской церкви до 2012 года – ИФ), который этот процесс запускал. Ведь претензии не к подрядчикам – они работают по конкурсу и цены не формируют.

- Уже известна реакция Минкультуры, не скажется ли это на финансировании музея "Кижи"?

- Какие окончательные решения будут, пока не ясно. Но уже идут совещания, есть поручение министра культуры Мединского всем департаментам рассмотреть – как можно, не останавливая реставрацию, не потеряв коллектив, меньшими средствами продолжать работать. Пока финансирование планируется на уровне 2014 года.

- Еще одним камнем преткновения стало обустройство входной зоны острова Кижи и ремонт построек, сделанные без согласования…

- На Общественном совете как раз обсуждались эскизные проработки по формированию входной зоны острова Кижи. Их представил главный архитектор, а совет одобрил. Теперь у нас есть основания отправить эти наработки на согласование в Минкультуры РФ, а потом в ЮНЕСКО.

Важно понимать, что это – эскизные проработки, а не проект. Это объемы, расположение, общая концепция застройки входной зоны. В основе этих наработок – те изменения, которые получились во входной зоне после капитального ремонта. По требованиям ЮНЕСКО мы должны согласовать с ними крупные ремонты (как они их называют), прежде чем начинать их. Но у нас было 300-летие, были покосившиеся ларьки, у нас не было даже укрытия от дождя для людей, не говоря о том, чтобы кормить кого-то где-то или провести конференцию. Появился инвестор, и мы пошли по пути капитального ремонта существующих конструкций, которые в результате приобрели совершенно новый вид, хотя находятся на тех же точках.

По заключению одних российских специалистов, мы действительно сделали капитальный ремонт. По мнению других, мы должны были согласовывать его с ЮНЕСКО. В ЮНЕСКО по этому поводу сказали, что надо согласовывать, но и согласились, что входная зона к 300-летию была в неприемлемом состоянии и надо было что-то делать. Теперь они попросили прислать эскизы всей планируемой застройки, а не только входной зоны, и тогда они дадут окончательное заключение, что оставить, а что убрать. В то же время капитальной ремонт входной зоны был представлен на фестивале зодчества, где неожиданно для нас получил диплом "За актуальное прочтение своеобразия северной деревянной архитектуры". Для нас это очень хороший сигнал, что мы на правильном пути.

- Все эти согласования и ремонты как-то могут повлиять на завершение реставрации Преображенской церкви, сроки снова отодвинутся?

- В плане окончания реставрации Преображенки остается 2018 год. Если все пойдет по тому плану, который сейчас обсуждается в Минкультуры, возможно даже и конец 2017-го. Но это по самым оптимистическим прогнозам. Плюс неизвестно, что там вылезет в процессе. Это все реставраторы говорят.

Кроме того, остались технические вопросы, с которыми даже эксперты ЮНЕСКО не знают, что делать. Например, вопросы конструктивного крепления здания, чтобы оно стояло само. Оставлять ли часть металлокаркаса, использовать ли сжимы, использовать ли погруженные в дерево металлические конструкции? Масса вариантов, часть из них обсуждается, часть уже отвергнута, часть вносится в проект. Идет спор среди специалистов, какой из методов лучше применить.

- Поток туристов на Кижи увеличивается или снижается? И не обсуждается ли вопрос лимитирования турпотока?

- В прошлом году у нас было 168 тысяч, в 2013-м - 163 тысячи, в 2012-м – 142 тысячи. Есть такое понятие, как антропогенная нагрузка, это поток туристов, который может выдержать объект. У нас она около 200 тысяч человек за сезон, то есть в летний период. Это предел, сколько может принять храм Преображения Господня, но не остров, не окружение острова. У нас есть резервы, куда мы можем уходить: другие части острова, Заонежье и так далее. Наш самый главный резерв – это зимний туризм, который появился в этом году. В прошлом году мы лишь экспериментировали. А в этом году проблема появилась – не хватает судов на воздушной подушке, чтобы удовлетворить заявки желающих приехать зимой на остров Кижи. Раньше у нас зимой поток нулевой был. А в этом году за новогодние каникулы побывало почти 600 человек.

В 2014 году значительно, на 25-30% снизилось количество иностранных туристов, и на это же количество увеличился поток российских туристов. Это связано с событиями, происходящими в мире: негативное отношение к России, нежелание сюда ехать, санкции. Но те же санкции и курс доллара привели к увеличению спроса на внутренний туризм.

- Андрей Витальевич, а как вы относитесь к тому, что вас иногда называют "губернатор Кижи"?

- Я к этому отношусь философски. Когда говорят "губернатор Кижи", для меня это приятно. Я – губернатор Кижи! (улыбается) Наверное, так оно и есть. В этой фразе я ничего обидного не вижу. Поскольку особенность музея "Кижи" в том, что вокруг острова ничего нет, никаких административных институтов, а люди живут. Зимой около 100 человек, летом – более 200. И у этих людей есть проблемы. Поэтому директор музея-заповедника "Кижи" всегда больше, чем просто директор музея, потому что ему приходится решать вопросы: где жить, где топить, чем топить, чтобы люди не замерзли, где оказать медицинские услуги, как накормить, завезли ли хлеб с утра? Где-то это даже справедливое название – "губернатор".

- Публикации, где о вас не всегда лестно отзываются, влияют на сотрудников музея, на их работу?

- Все эти публикации подписываются одними и теми же людьми. Они обращаются к президенту, к министру культуры, в генпрокуратуру с вопросами, например, с какой целью директор музея поставил на острове туалет? Как ответить на этот вопрос генеральному прокурору? Или пишут, что Нелидов сделал ремонт входной хоны без согласования ЮНЕСКО. Приезжает проверка и начинает работать, приезжает Минфин, приезжает прокуратура. И так два года подряд. И все это касается напрямую сотрудников музея, которые вынуждены этот день, месяц не работать на музей, а давать пояснения по тем или иным делам или фактам. Мы в течение двух лет пережили 17 проверок, ни по одной из них не вынесено какого-то решения, которое могло подтвердить правдивость изложенных в обращениях фактов.

- С министром культуры Владимиром Мединским, когда он посещал Карелию, вы обсуждали эти обращения, в которых есть прямые требования отправить вас в отставку?

- С Мединским все коротко и понятно. Он подписал мне контракт на три года, и во время своего визита поблагодарил за хорошую работу. Разговора на эту тему не было вообще.

По материалам "Интерфакса".

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей