Чтиво. Частная жизнь
11:00, 09 Ноября 2015
4
1
2

Актеры довели Ширшину и Сухорукову до слез

В Agriculture представили новый спектакль Олега Липовецкого "Оскар и розовая дама" в рамках его нового проекта "Не То. Ночная читка".

Давно не было спектакля, чтобы рядом со мной не только девушки, но и мужчины сидели с платочком и вытирали слезы.

Конечно, тема беспроигрышная. Будь то спектакль про судьбы евреев, переживших лагеря, который ставил театр Ad Liberum, или спектакль по пьесе Ульяма Гибсона "Сотворившая чудо" о великой Хелен Келлер, которая в полтора года стала слепоглухой. Это уже в Москве ставил театр Марка Розовского у Никитских ворот. Ну, или спектакль "Анна Ивановна" студии "Театр" Алексея Левинского по одноименной пьесе Шаламова. Тоже в Москве.

Последний, кстати, отличает вот что – на сцене не больше четырех-пяти актеров. Временами все они играют толпу заключенных. Или солдат. Один из актеров читает пьесу, остальные разыгрывают диалоги по ролям. Немного наигранно, как бы непрофессионально. На ногах – современные кеды, на плечах - ватник. Из декораций – несколько стульев и кусок рельсы, висящий на веревке вместо гонга. И все. И три часа кучка актеров держит зал, и постепенно стены расступаются, а пятеро женщин становятся огромной голосящей очередью зэчек, которых отправляют на этап. Мир Шаламова оживает.

Кому интересно, могут посмотреть отрывок из спектакля:

Если перефразировать слова известного дизайнера Виктора Папанека: там, где форма претерпела всевозможные изменения, куда большую роль начинает играть содержание. А то и выходить на первый план…

 

Легенда о 12-и днях

На сцене двое. Тикают часы. Весь спектакль тикают часы. Отсчитывают время… В пьесе за 12 дней у Оскара проносится жизнь. На сцене за 1,5 часа проносится целый мир.

Я уверен, что успех спектакля и фильма зависит только от того, знает ли режиссер, чего он хочет. Думаю, Липовецкий как раз из тех творцов, кто способен слепить из актеров живых персонажей. Раньше мне казалось, что актеру достаточно дать пьесу или сценарий, и он – на тебе, сыграет. После короткого опыта работы с Сашей Галиевым над еще незаконченным мини-фильмом о карельском режиссере и музыканте Владимире Рудаке, я понял, что актер – это живой материал, из которого еще нужно сделать героя, вложить в его рот нужную речь, в его руки и тело нужные вербальные эмоции, в его талант нужную жизнь. Если ты сам не понимаешь, что хочешь получить на выходе, получается невнятная шарада, где огрехи режиссера прикрыты гэгами, громкими звуками и спецэффектами.

Так вот, в "Оскаре и розовой даме" вся эта хрень, которой режиссеры любят прикрывать свою бездарность, отсутствует. Ни затемнений, ни шума, ни эффектной музыки. Только актеры – поначалу. Александра Анискина и Никита Анисимов. А потом часы тикают, перед тобой больничная палата, бабушка Роза, которая в прошлом выступала на арене и имела прозвище Душительница из Лангедока, мальчик Оскар и его друзья - Попкорн, Энштейн и Пегги Блу, родители Оскара… и зрители вокруг, украдкой вытирающие слезы и сквозь них смеющиеся, потому что в пьесе полно юмора. Много игры с залом – меткой, интересной, но не пошлой.

"Ты чего на меня вылупился?! Ну-ка, иди сюда!"- прет на меня в зрительный зал Душительница из Лангедока.
"Бабушка Роза!" - останавливает ее Оскар.

Двое на сцене создают другую реальность. В которой есть жизнь, смерть, любовь и Бог – "те понятия, которых нет в медицинском справочнике".

В последнее время все эти понятия смазываются из-за того, что режиссеры слишком увлекаются формой. Здесь же нет формы, есть только вот эти вечные темы.

Например, на читку пришли создатели благотворительного фонда имени Арины Тубис, - Анатолий и Юлия. Часть средств, собранных со спектакля, пойдут на поддержку попечителей фонда – детей, имеющих тяжелые заболевания. Интересно, что улыбка с их лиц во время спектакля практически не сходила. Они также переживали радости и неудачи Оскара. А ведь, как 12 дней перевернули жизнь Оскара и бабушки Розы, так рождение и смерть Арины перевернули жизнь этих замечательных родителей.

 

"Только Бог имеет право разбудить меня"

Я познакомился с Толиком около 14 лет назад, в Финляндии. Помню, мы сидели в маленьком деревянном доме – ему приходилось жить в небольшом пустом помещении размером с прихожую, где все было выкрашено белой краской, и спать на кроватях, похожих на нары. Одному. Чтобы заработать несколько евро на жизнь. Тогда, я помню, он был 18-летним парнем, который говорил, что разочаровался в людях. Что он не любит людей. Эту его фразу я носил с собой все эти 14 лет, боясь у него спросить – насколько он изменился? Но, думаю, теперь уже этот вопрос не нужен. Как сказал Олег Липовецкий в конце спектакля: "Что тут обсуждать, все и так понятно".

Горькая правда такова, что за прошедшие 14 лет у Толика родилась дочка – Арина. В три года ей поставили диагноз – рак почки. Еще четыре года она боролась с болезнью, не помня жизни без больниц. В 2014 году ее не стало. Оскар в пьесе угасает у нас на глазах, но угасает ярко. И оставляет после себя что-то такое бабушке Розе, что оставила своим родителям такая же яркая девочка Ариша. Что-то о Боге, о жизни и смерти, о тех вещах, о которых мы обычно боимся думать, которые заставили украдкой вытирать слезы многих в зрительном зале.

"Люди боятся умирать, потому что им внушает страх неизвестность".

Вряд ли Анатолий помнит, как говорил мне о людях тогда, летом 2001 года. С тех пор прошла целая жизнь. Как минимум одна. Целая жизнь за 12 дней пролетела и у Оскара. И уже умудренным "100-летним стариком", на 9-й день 10-летний мальчик, вальяжно развалившись в кресле, заявляет бабушке Розе: "Только с возрастом люди начинают ценить жизнь".

Нет смысла пересказывать сюжет пьесы. Есть книга, есть даже фильм, снятый самим автором книги. Спектакль, по словам Липовецкого, он собирается ставить на сцене, для детей. Хорошо бы.

Сергей Маркелов

P.S.: Там в заголовке написано про Ширшину и Сухорукову. Так вот, со спины было плохо видно, но, кажется, они тихонько вытирали слезы… Вам ведь это интереснее, да?

Комментарии

Галаничева Марина
2015-11-11 14:01:49
ах Сережа Сережа... ну зачем Вы так в конце? честно скажу- не читала Вашу рецензию до последнего только из- за заголовка... Добра Вам в сердце и от меня...
эдуард3
2015-11-09 19:07:52
Доводилось быть на спектаклях Олега Липовецкого, мне понравилось игра актеров, сценарий, хотя вообще театр не очень люблю , но многим рекомендую сходить, это совсем другой мир, город грез в рутинной жизни города. Прочитал броский заголовок, что довели до слез первых лиц города и подумал, надо обязательно сходить на спектакль набираться опыта, как довести до слез !, а еще я подумал- что плохо я работаю, так как мои периодические походы к ним в кабинеты по вопросам жителей города- почему то не доводят их до слез? Но к их чести должен отметить, что за последние месяцы вопросы начали решаться, обязательно схожу на спектакль- научусь , как бить на жалость, думаю при нашем скудном бюджете ох как пригодится:).
Гость
Выбор читателей

Аналитика

20.01.2017 13:50
Обществоведение
Как живут люди в самом дальнем микрорайоне Петрозаводска.
19.01.2017 12:20

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?