Чтиво. Частная жизнь
15:17, 16 Ноября 2015
4
1
2

Хотите стать миллионером?

Двухчасовая лекция самого успешного молодого предпринимателя России почему-то не побудила петрозаводчан бросить все и тут же заняться бизнесом.

В рамках VII молодежного экономического форума РК перед петрозаводчанами выступил 24-летний основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов. Эта компания действительно признается одной из самых успешных в России. Буквально за два года она сумела создать в нашей стране и ряде других стран широкую сеть небольших предприятий в самых разных сферах бизнеса. Первая "ласточка" от этого холдинга — мужская парикмахерская LikeBro - уже появилась в Петрозаводске, а вскоре должна открыться и кофейня CoffeLike.

Однако те петрозаводчане, которые пришли послушать "звезду" современного бизнеса на предмет того, какие следует делать первые шаги при создании своего дела, а создав, укрепить и развить его до чего-то значительного (собственно, эта тема и была заявлена в названии лекции), были весьма озадачены тем, как вел себя лектор.

Нет, конечно, некую пошаговую инструкцию по созданию бизнеса люди все-таки услышали. Первый шаг — однажды необходимо осознать, что вы больше не хотите быть наемным работником. Надеяться на кого-то, работать на кого-то, а получить в итоге жалкую пенсию. Отныне вы берете ответственность за свое благополучие на себя и сами зарабатываете деньги, желательно, как можно больше. Шаг второй — выбор сферы деятельности и того продукта, который вы будете предоставлять будущим клиентам.

Здесь главное, чтобы вы питали к делу, которым займетесь, искреннюю любовь и имели в нем некоторый опыт работы. В качестве примера Аяз Шабутдинов привел одну свою знакомую, которая две свои главные привязанности в жизни — к йоге и путешествиям, при открытии бизнеса сумела совместить в одном продукте. Сегодня она успешно организует йога-туры по тем странам и местам, где эта практика представлена в своем истинном, незамутненном виде.

При выборе сферы приложения своих усилий, по словам Аяза, вовсе не возбраняется, а даже очень приветствуется перенимание чужих идей. Лектор признался, что идею создания центров обучения методам ведения бизнеса — в том виде, в котором они существуют сейчас в рамках холдинга Like - он позаимствовал у американцев.

Третий шаг — изучение того, что делают в этой сфере конкуренты. Важно оценить, "пойдет" ли избранный вами вид бизнеса в вашем городе. Не страшно, если эта сфера кажется занятой, здесь можно найти свою "изюминку", разработать и предложить нечто такое, чего нет у конкурентов.

Аудит существующих на рынке предложений можно провести самыми разными способами, от поиска информации в интернете до непосредственной встречи с клиентурой тех или иных заведений. Возьмем те же автомойки. При разговоре с клиентами обязательно выяснится, что больше всего люди жалуются на потерю времени, с которой обычно связывается каждый визит в автомойку. Что ж, тогда стоит предложить людям так называемую "сухую" мойку, когда машина обрабатывается специальными реагентами прямо там, где ее припарковал клиент, рядом с его домом или офисом.

После этого, перескочив сразу через несколько шагов, Аяз поделился опытом самого что ни на есть креативного старт-апа. Его бизнес-партнер в Курске задумал открыть кафе. Как водится, приобрел здание в людном месте и повесил на него баннер. Но вместо скучного объявления, что здесь вскоре заработает такая-то торговая точка, написал на нем "Международный департамент по депортации инопланетян". Естественно, такая надпись заинтересовала прохожих, началось широкое обсуждение ее в интернете, в городской прессе. Таким образом был возбужден максимальный интерес горожан к месту будущего открытия при минимальных затратах на рекламу.

Но вскоре лектор прервал изложение пошаговой инструкции по открытию бизнеса. Вполне честно он признался, что в такого рода знаниях нет ничего нового, все это давно расписано в книгах и на разнообразных интернет-ресурсах. Да и вовсе он пришел сюда не для этого...

 

Самое главное обещание 

С самого начала лектор продемонстрировал незаурядные способности шоумена. Он избрал формат ведения лекции в свободном стиле, с использованием молодежной лексики, весьма близкой к не нормативной (то и дело звучали слова вроде "фуфло", "туфта" и т.п.). Впрочем, упрекать Аяза за это не следует, такую манеру — в пику серьезной — предпочли сами слушатели. Но между прочим Аяз признался, что когда-то принимал активное участие в команде КВН родного города Ижевска, а первой его работой было написание сценариев для корпоративов.

И вот где-то во второй трети лекции "шоуменство" усилилось и Аяз стал оказывать явное давление на публику. Задавал провокационные вопросы, интересуясь тем, многие ли из слушателей могут позволить себе купить машину, квартиру, обеспечить старость родителей. Затем дело дошло до того, какую зарплату получают пришедшие на лекцию, не надоело ли им работать по найму и т. п.

Получая на эти вопросы чаще всего отрицательные ответы, Аяз, казалось, искренне расстроился.

"Тут мозги вправить надо, вам не информация нужна, а "волшебный пинок", - заметил он.

Дальше началось то, что весьма походило на это самое вправление мозгов. Лектор стал уверять, что найти деньги для старт-апа легко — достаточно только открыть телефонный справочник и попытаться занять у друзей. Поделился Аяз и своим личным опытом — как однажды сошлись звезды таким образом, что он решил бросить работать по найму и взять судьбу в свои руки. Впрочем, в этом рассказе лирические переживания героя явно преобладали над деловыми и финансовыми деталями его восхождения на бизнес-олимп. А еще лектор делал и экскурсы в психологию — сетовал на советское прошлое, привившее людям привычку уповать на свое начальство и государство, а не на себя самого. Говорил он и о том, как трудно нам научиться не скрывать, что мы в этой жизни в первую очередь хотим много денег...

В конечном итоге молодой миллионер подвел к самому главному, ради чего, по его же собственным словам, он сюда пришел. Аяз попросил встать тех слушателей, кто уже в скором времени, не откладывая это на долгий срок, готов пообещать заняться бизнесом. Поднялось человек семь...

Среди них оказалась и моя соседка Ирина. После лекции я спросил ее, в самом ли деле на нее сильно подействовало выступление молодого бизнесмена. Она рассказала, что оно оказалось лишь последним толчком. Решение заняться бизнесом Ирина приняла еще до лекции. И настолько серьезное, что ушла с работы. Этому было много причин: турбизнес, где она трудилась, все больше скатывается сейчас на самое дно. К тому же, эта работа никогда не соответствовала ее амбициям и внутренним потребностям. В общем, сошлись звезды, совсем как когда-то у Аяза...

Но почему же они не сошлись у других слушателей, причем у подавляющего большинства? Бизнес на желающих делать бизнес?

Еще в самом начале лекции Аяз рассказал, как строится работа центров по преподаванию основ бизнеса, входящих в холдинг Like:

"Мы обучаем людей бизнесу, а на выходе организуем "круглый стол", на который приглашаем самых классных, самых ярких учеников, тех, кто запустил свой бизнес, и предлагаем им инвестиции в обмен на долю в проекте, либо выкупаем бизнес.

Позднее он заметил, что обучение в центрах, разумеется, платное. Получается, что за вхождение в науку ведения бизнеса сначала нужно заплатить, а потом, если вы что-то откроете, вы вполне можете оказаться в той или иной степени зависимости от холдинга.

Тут, конечно, бывают исключения. Аяз не преминул сообщить, что предпринимательница, открывшая в Петрозаводске парикмахерскую, не уступила никому ни единой доли в своем бизнесе. Но, наверное, пользование брендом холдинга и разработанными им методами работы и привлечения клиентуры все равно не обходится ей бесплатно...

Короче говоря, такой бизнес не слишком далеко ушел от наемного труда, о котором много раз с грустной иронией говорил на своей лекции Аяз.

Похоже, далеко не косность петрозаводчан была причиной того, что они не зажглись идеей создавать свое дело и завтра же звонить в холдинг Like в поисках помощи (телефон для связи лектор не преминул оставить). Люди решили надо всем этим еще раз поразмыслить...

 

Сергей Галкин

Комментарии

эдуард3
2015-11-19 10:38:11
Нам бы больше таких, как Циник, читающих Карнеги, и грамотность населения бы возросла.
циник
2015-11-16 22:35:18
"Я разведу этих лохов так, что они будут думать что потратились на себя."
Oscar
2015-11-16 17:12:32
Лучше никуда не вкладывать,а самому работать со своими деньгами. От простого к сложному.
эдуард3
2015-11-16 16:38:19
Бесплатное и в том числе - качественное предпринимательское образование- только в мышеловке, за все теперь так или иначе нужно рассчитываться, Сначала нужно вложить, и это правильно, но только бы уметь различать не пирамида ли это.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

20.01.2017 13:50
Обществоведение
Как живут люди в самом дальнем микрорайоне Петрозаводска.
19.01.2017 12:20

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?