"Политика есть, ты не переживай"

Чтиво. Кофе со сливками
13:38, 17 Января 2017
фото: Сергей Юдин
Загрузка...

Гость рубрики "Кофе со сливками" - политолог Олег Реут.

С политологом Олегом Реутом мы пили кофе в пафосном ресторане "Северный", где частенько собирается вся политическая тусовка. Опаздывая на встречу, я написала Олегу сообщение: "Извини, меня задержали…".

- Я уж думал, ты не придешь. Раз задержали… - завидев меня, сказал Реут. – Сейчас как раз протокол оформляют… 

Я оценила шутку. И еще то, что новым трендом в политике Олег Реут назвал усиление силовиков.

Мы поговорили и о других тенденциях политической жизни Карелии и России, о прошедших и грядущих выборах, и о том, есть ли у нас в республике "политические животные". Оказалось – есть.

Политолог Олег Реут оказался любителем какао и мороженого.   

- Я пью кофе с молоком, потому что в меню нет какао. Какао в принципе сложно найти в Петрозаводске. Для меня это определенный критерий заведения: я всегда спрашиваю, есть ли в нем какао. Но таких мест в нашем городе очень мало.  

 

"Конец политики означает ее начало"

- Вот ты – политолог и даже что-то анализируешь, как политолог. Но, положа руку на сердце, - разве у нас в Карелии есть политика?

- Я согласен с мнением, что политическое пространство сужается.  Но есть такая известная формула: чем меньше политики, тем ее больше. Когда нет публичной политики, то политикой становится любое действие, которое мы совершаем. Политикой оказывается надевание георгиевской ленточки на 9 мая, поднятие государственного флага России у себя на даче во дворе, выход на акцию "Бессмертный полк", просмотр телевизора в новогоднюю ночь, приход на выборы или не участие в них. Правильно говорят классики: конец политики означает ее начало. Поэтому политика есть, не переживай.

В Карелии каждый день происходят какие-то политические события. Вот сейчас, например, прошли выборы в Государственную Думу, Законодательное собрание, городской совет. Происходит перераспределение власти между новыми депутатами. Меняются руководители региональных отделений партий. В "Единой России" произошло укрепление позиций Шандаловича – он теперь не только председатель Заксобрания, но и руководитель регионального отделения. Плюс, в Карелии огромное поле непубличной политики. Ее не замечают обыватели, но она ужасно интересна специалистам.

- А что у нас интересного в непубличной политике происходит?

- Самый яркий пример – это линия противостояния между Петрозаводском (городом) и республикой, между городской администрацией и правительством. Подобные противоречия есть во всех субъектах федерации, и продиктованы они особенностями бюджетного федерализма.

- Разве с приходом в мэрию Петрозаводска Ирины Мирошник эта война не закончилась?

Прошло чуть менее года с момента прихода новой администрации Петрозаводска, и эти противоречия уже стали проявляться. Например, в несбалансированности и неэффективности работы по федеральной целевой программе. Мы слышим, как премьер-министр правительства Тельнов на одном из совещаний говорит, что администрация Петрозаводска "немножко недоработала". У него нет политического мандата начать критиковать связку "Мирошник-Боднарчук", поэтому формулировки очень мягкие. Однако, наблюдатели видят в этом сложности взаимоотношений на фоне ситуации, когда ресурсы кончаются. Как говорил Медведев: "Денег нет, но вы держитесь". А денег и в Петрозаводске, и в Карелии на самом деле становится все меньше.

- Карелия – это вообще какое-то нескончаемое поле противостояния элит. Во всяком случае, на федеральном уровне наш регион именно так смотрится. Ты согласен? Почему так происходит?

- У нас в Карелии элиты и контрэлиты очень разнообразны. Иногда приходится слышать формулировку, применительно к губернатору, что глава региона, будучи приезжим, "не сумел найти диалога с региональной элитой". Так вот у нас групп, которые формируют политическую элиту, очень много - не одна и не две. И это ужасно интересный процесс. Потому что Карелия одновременно характеризуется развитостью и независимостью средств массовой информации – это наследие 90-х годов. И поэтому у нас все гораздо более динамично развивается, нежели в других регионах, и не так закручены гайки, как в других субъектах федерации. У нас политическая ткань полнее, красочнее, интереснее, ее нельзя вот так просто разорвать или сделать монолитной.

 

"Реут, он вообще чей?"

- Политолог в идеальном варианте, он ведь не должен иметь каких-то собственных политических симпатий? У тебя они есть?

- Ну, во-первых, я сам себя никогда не называю политологом. У меня нет соответствующего образования и никогда не было записи "политолог" в трудовой книжке. Политологами у нас называют политических наблюдателей, политических публицистов, политтехнологов, каких-то публичных интеллектуалов, которые высказываются по политическим проблемам. Мне эта позиция значительно ближе и интереснее. Называть себя политическим интеллектуалом как-то неправильно и нескромно, я бы, наверное, остановился на том, что я – политический публицист. Есть какие-то темы, по которым я высказываюсь, и новые медиа доносят эту точку зрения до аудитории. Вот и все.

И, во-вторых, я думаю, что политический публицист, конечно же, может иметь какие-то политические симпатии. Что касается меня, то я не являюсь членом какой-либо партии. Я никогда не участвовал и не стремлюсь участвовать в выборах как кандидат на какие-то выборные позиции. Для меня все это представляет сугубо исследовательский интерес. Хотя Петрозаводск – маленький город, и меня все время пытаются идентифицировать: Реут – он вообще чей?!

- Кстати, а на самом деле… Реут – он чей?

- Ничей. Предложу материал для сайта "Черника" - тут же вешают лейбл, что я – "поповский". Предлагаю статью с критикой партсписка "Яблока" на "Столицу" - тут же говорят, что я продался Алиханову или как минимум Захарчук. Мыслей, что я продался коммунистам или ЛДПР значительно меньше, но и они присутствуют. Эти лейблы мне кажутся смешными, они могут отвлекать, но никак не сказываются на качестве моей работы в целом.

У нас в стране как-то принято считать, что все политологи – либералы. Ты согласен?

- Ну, я бы так не сказал. Те, которые выступают на 1 и 2 каналах телевидения, - они совсем не либералы. Они - государственно ориентированные и довольно консервативные политологи. Хотя их и политологами трудно назвать – я никогда не вижу их на политологических конференциях, никогда не встречаю их научных академических трудов в сфере политической науки. Они просто обслуживают власть и занимаются агитпропом. Таких много, к сожалению. Поэтому в России и происходит девальвация самого слова "политолог".

- И дискредитация профессии как таковой… У нас в журналистике те же проблемы.

- В кругу настоящих экспертов, кстати, такой дискредитации нет. Для тех, кто делает качественную политическую науку, причем не только российского, но и европейского, и мирового уровня, такой проблемы не существует. Но эти эксперты – не публичные люди, их мнение менее востребовано в медийном пространстве, но они делают действительно качественные исследования.

- А вот признайся, ты за кого на последних выборах голосовал?

- На этих выборах я был в большинстве. Первый раз за многие электоральные циклы я оказался в той фракции жителей Карелии и России, которые в выборах как избиратели не участвовали.

- Не пойти на выборы – это была твоя принципиальная позиция?

- Нет, я считаю, что выборы – это очень важно, это суть демократии. Но мы живем в период электорального тоталитаризма, и выборы у нас в стране не являются тем инструментом, с помощью которого меняется власть. Мне не нравилось, как проходила избирательная кампания, мне не нравились кандидаты, чьи фамилии попали в бюллетени, поэтому я не пошел на выборы.

 - То есть ты просто не нашел ни партии, ни кандидата, за которых захотел бы проголосовать?

- Немножко тоньше. Я мог бы поддержать партию, которая находится на демократическом фланге, но правила таковы, что партии, не набравшие 5%, не попадают в органы власти, и голоса распределяются среди победителей. Я наблюдаю огромное разочарование представителей петрозаводской интеллигенции, которые голосовали, например, за "Яблоко", и не обнаружили "Яблоко" в Государственной Думе. Но, голосуя за "Яблоко", они легитимировали сами выборы через повышение явки и позволили "Единой России" получить дополнительно 10 мандатов – они распределены.

То есть это было мое комплексное решение. Просто надо знать и понимать правила игры. 

"Ширшина – плохой политик"

- Есть ли какие-то политики в Карелии, которые тебе симпатичны? Может, пару фамилий назовешь?

- Мне симпатичны политики, которые являются политиками по призванию. Есть у Макса Вебера специальная классификация. Он говорил, что есть "политики по случаю", - это все мы, когда ходим или не ходим на выборы, митинги, когда молчим или говорим на собрании трудового коллектива, ну и т.д. Есть "политики по совместительству" – это те, кто занимаются, например, каким-то бизнесом, но еще и депутаты. Для них занятие политикой – это способ защиты бизнеса. И, наконец, есть "политики по призванию", которые воспринимают ее как "доходный промысел". То есть они не зарабатывают ни на чем другом, кроме как на своей увлеченности политикой. Их еще называют "политическими животными". Они действительно чувствуют страсть к политике, и этим живут.

- А в нашей политической тусовке это кто, например?

- Проявления этих качеств я замечал у Григория Фандеева. Когда он занимался своим "архнадзором" и вел себя именно как политическое животное. Он понимал и чувствовал, как работают медиа, как нужно разговаривать с горожанами и властью, как нужно конфликтовать, судиться, извлекать уроки из поражений и идти дальше. И он не занимался ничем другим, кроме как этим.  Сейчас Григорий перешел работать в администрацию губернатора, и мне кажется, что Петрозаводск потерял такое интересное "политическое животное". Хотя эта эволюция продиктована внешней средой, она его подтолкнула, это понятно.

Еще я вижу такие проявления у Андрея Рогалевича, который довольно мягко сумел распрощаться со "Справедливой Россией". При этом он не вступил в "Яблоко" и участвовал в недавней кампании как одномандатник. И он единственный не только в Карелии, но и во всей России "яблочник", который сумел победить одномандатника-"единоросса". Для него это были очень конкурентные выборы, он сумел победить с разницей в два голоса. И я видел ту страсть, с которой он боролся! И мне кажется, в нем заложен серьезный потенциал.

- Я думала, ты Ширшину назовешь…

Я очень осторожно к ней отношусь. И считаю, что Ширшина – плохой политик. Мне кажется, что та линия поведения, которая у нее была выстроена: "я не политик, я хозяйственник", - обернулась против нее.  Она получила власть в результате политического действия - выборов, но не предприняла практически никаких усилий, чтобы эту власть удержать. И она ее утратила. Потом захотела вернуть – баллотировалась в Госдуму и Петросовет, и обе эти кампании закончились для Галины Игоревны плачевно. Я думаю, что произошло это потому, что горожане были дезориентированы этой позицией "я не политик". Люди просто не поняли, зачем тогда приходить на выборы.

А так называемая "команда Ширшиной" – это вообще курьезный случай. Кандидат на выборах в Госдуму Наталья Киселене позиционировалась как член "команды Ширшиной". Даже Рогалевич оказался в "команде Ширшиной" и был, кстати, очень этому удивлен. Потому что в Сегеже люди у него спрашивали: где тут за Ширшину голосовать, и какая вообще связь между ним и Ширшиной…

- В последние годы в политической среде Карелии произошла своеобразная "смена поколений". Как ты считаешь, это пошло на пользу республике?

- Это естественный и нужный процесс. Пришла новая генерация политиков, которые уже по-другому мыслят. Ширшина, да тот же самый Шандалович… Они не имеют багажа постсоветского прошлого и не живут в старой стилистике. Они по-другому воспринимают отношения с федеральным центром, они понимают роль медиа и т.д. 

 

"И чтобы не было войны…"

-Ты сказал, что тебе не понравились последние выборы, ты даже не стал участвовать в голосовании. Можешь тогда объяснить, почему они именно так закончились – сокрушительной победой "Единой России"? 

- Избирательная кампания была непрофессиональной по многим смыслам. Когда выборы будут конкурентными, когда технологии будут позволять оказать влияние на результат, только тогда они будут востребованы. Это такая же ситуация, как с критикой "Дома-2"… Вот, говорят, что "Дом-2" - это ужасное реалити-шоу. Но если бы у нас на телевидении было десять реалити-шоу, и они были бы в конкурентной среде, то и "Дом-2", и другие проекты, стали бы развиваться, и у них качество было бы намного лучше.

- И все-таки? Почему "Единая Россия" получила конституционное большинство и в Заксобрании, и в Петросовете? Почему выиграла практически все одномандатные округа?

- Я бы точно не назвал это сокрушительной победой. В голосовании по партийным спискам "Единая Россия" не получила в Карелии желаемого результата. Набранный процент – один из самых низких в стране. В карельский парламент прошли оппозиционные партии, что вполне позволяет ему быть местом для дискуссий.

Что касается одномандатных округов, то тут несколько причин. Люди, голосуя за кандидата от "Единой России" в одномандатном округе, как ни странно, голосовали вообще за Путина…    Голосовали за стабильность, за то, чтобы не было войны. То есть за набор пропагандистских установок, которые транслировали федеральные СМИ.

Люди под воздействием этого пропагандистского шума продолжают находиться и сейчас. Кругом враги, ни пяди земли ни внешнему, ни внутреннему агрессору! Эксперты считали, что должна уже была наступить от всего этого усталость. Но она не наступает. Люди до сих пор продолжают быть мобилизованными.

И второй момент: те конкуренты, которые противостояли кандидатам от "Единой России" в округах, вели довольно слабые кампании, они сами были слабыми.

- Какой еще тренд в политике ты бы назвал по итогам 2016 года?

- Я бы обратил внимание на дальнейшее усиление силовиков. Оно началось, конечно, раньше, но в Карелии к концу 2016 года вылилось в арест члена правительства, главы Контрольного комитета Виталия Галкина. Этот арест оказался неожиданностью, его невозможно было предугадать. И курьезность ситуации заключается в том, что этот человек по своей должности как раз-таки должен был бороться с коррупцией в регионе.

 

"Вероятность победы оппозиционного кандидата очень высока"

- Давай поговорим о губернаторских выборах сентября 2017-го года. Как будет развиваться ситуация? Будут ли они конкурентными?

- Если наблюдатели смогут обеспечить минимум фальсификаций в первом туре, и будет второй тур выборов, то вероятность победы в нем оппозиционного кандидата очень высока. Вне зависимости от того, кто пойдет от "Единой России".  

Губернаторская кампания 2017 года – это предвестник президентской кампании 2018-го. Это последняя возможность для федерального центра протестировать выборы в условиях высокой явки. Потому что все последние годы явка сушилась, и это привело к тому, что в выборах стали участвовать менее 50 процентов избирателей, что, конечно, ненормально. Федеральному центру на президентских выборах нужна высокая явка, и в сентябре 2017-го года в Карелии они смогут посмотреть, как поведут себя избиратели, если явка будет высокой. А явка будет таковой, если выборы будут конкурентными, интересными, если избиратели почувствуют, что от них что-то зависит.

- Как ты оцениваешь возможность участия в этих выборах единого оппозиционного кандидата от разных партий?

- Это очень важный момент в свете второго тура. Если он будет, то этот единый кандидат получит поддержку тех, кто во второй тур не прошел, и вероятность победы, повторюсь, будет очень высока. В Иркутской области, где губернатором стал коммунист Левченко, ситуация именно таким образом развивалась. Он победил во втором туре при повышенной явке, когда избиратели поняли: если я за него проголосую, он может победить.

- Кстати, как ты реагируешь на критику, если твои прогнозы не сбываются?

- Я вообще стараюсь не давать прогнозов. Я знаю, что это интересно для чтения, но для исследователя прогностическая функция - это лишь одна из функций, и она не определяющая. Суть политологии не сводится к прогнозу. Суть политологии – исследовать политические процессы, борьбу за власть. Поэтому, как говорится, без обид.

Беседовала Наталья Захарчук

Под занавес встречи, как всегда, селфи с героем.  Счастливчики, что еще скажешь?

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей