Рэп в "Грозе" Островского и театр на кладбище

Чтиво. Без политики
11:20, 24 Марта 2017
фото: Стас Левшин / Сцена из спектакля «Гроза» Островского в постановке Андрея Могучего
Загрузка...

Московский критик Глеб Ситковский и представители карельских творческих коллективов обсудили положение дел в современном театре.

Напомним, Глеб Ситковский возглавил жюри 16-й "Онежской маски", и вот уже несколько дней знакомится со спектаклями, поставленными в нашей республике в 2014-2016 гг., чтобы в итоге вместе с другими членами жюри (актерами и журналистами) определить лучшие работы.


Московский театральный критик Глеб Ситковский / фото Сергея Юдина

Несмотря на плотный график (примерно за неделю необходимо посмотреть около 20 спектаклей), московский критик нашел время пообщаться с местным театральным сообществом.

Встреча с представителями карельских творческих коллективов состоялась в Доме актера в среду и продолжалась без малого два часа. Собравшиеся обсудили положение дел в современном театре, немного поспорили о вкусах и попытались определить, чем хороший спектакль отличается от плохого.

"Лет семь назад казалось, что все загибается"

Ситковский входит в жюри и экспертные советы сразу нескольких театральных премий и фестивалей, включая "Золотую маску". Возможно, потому-то и разговор он начал с упоминания этой национальной театральной премии, рассказав также о спектаклях, которые, по его мнению, наверняка возьмут награду.

По словам критика, последние несколько лет афиша "Золотой маски" стала "расползаться": в нее попадают все больше и больше постановок.

"В этом году программа фестиваля непомерно раздута, я сочувствую драматическому жюри", - признался он.

Но если "судей" можно пожалеть, то за зрителей остается только порадоваться, поскольку в современном российском театре, по словам Глеба Ситковского, много хорошего – потому-то и растет число спектаклей, которые показывают в рамках столь престижного фестиваля.

"Мы наблюдаем сейчас смену поколений в театре, и происходит на удивление много хорошего. Еще лет семь лет назад я был преисполнен пессимизма. Мне казалось, что все тихонечко загибается; что мэтры стареют, что они из года в год будут выпускать одно и то же; будут одни и те же имена, примерно один и тот же театр, ничего не будет происходить. А потом вдруг появилась целая обойма молодых интересных режиссеров", - отметил он.

"Поэтому эксперты, которые составляют эту программу, часто оказываются в безвыходном положении: с одной стороны, нельзя не заметить тех, кто только что пришел. А с другой стороны, по-прежнему хорошо работают мастера", - добавил Ситковский, упомянув Кирилла Серебрянникова и Константина Богомолова – режиссеров, которые, по его словам, уже перешли в разряд "полумэтров".

Когда зрители перестают не только слышать, но и видеть 


Сцена из спектакля «Три сестры» Чехова в постановке Тимофея Кулябина / фото: Фрол Подлесный

Среди номинантов на "Золотую маску" Глеб Ситковский выделяет для себя два спектакля. Карельских среди них, увы, нет, хотя спектакль "Железо" Театра кукол республики получил сразу несколько номинаций.   

По словам критика, он очень удивится, если среди лауреатов не окажется "Трех сестер" Чехова в постановке 32-летнего Тимофея Кулябина (театр "Красный факел", Новосибирск). Постановка необычна тем, что ее играют на языке глухонемых. А текст классика представлен зрителю в виде субтитров.

"Третий акт, сцена пожара, на мой взгляд, вообще оказываются самыми сильными в спектакле, потому что здесь мы перестаем не только слышать, но и видеть: выключается свет, и мы видим только всполохи пожара ", - рассказал Глеб Ситковский.

Второй спектакль-номинант на "Золотую маску", который произвел на критика сильное впечатление, - это "Гроза" Островского, поставленная 55-летним Андреем Могучим (БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург). Гроза в спектакле Могучего почти не прекращается: герои фактически живут внутри нее, и, по сути, как выразился Ситковский, сами являются "людьми грозы". А общаются при этом – почти что стихами.

"Хрестоматийный текст Островского вдруг превращается из прозы в поэзию. Все актеры произносят свой текст нараспев. Иногда это похоже на рэп", - отметил он.

Кто поднимает "шум до небес"?

Рассказ о необычном прочтении "Грозы" Островского неожиданно спровоцировал дискуссию среди участников встречи.


Борис Гущин (второй справа): «Такая трактовка Островского мне глубоко чужда» / фото: Сергей Юдин.

"Я не видел этой "Грозы". Но пьеса Островского пропитана православием, - отметил писатель, драматург, театральный обозреватель Борис Гущин. - Есть ли православные моменты в "Грозе" Могучего?"

Получив от Ситковского ответ, что "там этого нет", что автор спектакля "пытается уйти еще дальше – в язычество, в архаику", - Гущин констатировал:

"Такая трактовка Островского мне глубоко чужда".

Критик возмутился: как же можно сделать такой вывод, даже не посмотрев спектакль?


«Те, кто не видел спектакля, вдруг поднимают шум до небес!» / фото: Сергей Юдин

"Я глубоко возражаю, категорически не согласен, чтобы говорить о спектакле, не видя его. Я рассказать могу все что угодно, а все-таки его надо увидеть, и у вас родится совершенно другой образ спектакля. Я считаю, что наши беды, все эти скандалы с "Тангейзером", все эти цензурные запреты идут оттого, что люди осуждают спектакль, который не видели. Как правило, те, кто видел, никаких претензий к спектаклю не предъявляет. А те, кто не видел, вдруг поднимают шум до небес!" - воскликнул он.

"Это не мое. Но я не собираюсь запрещать", - парировал Гущин.

Когда зрители – актеры

Небольшая полемика возникла и после того, как Глеб Ситковский поделился своими впечатлениями от постановок, в которых сам зритель становится участником театрального действия, актером. Теме так называемого "иммерсивного театра", театра site-specific критик посвятил внушительную часть своего выступления.

"Site-specific – дословно "определенный каким-то местом", "привязанный к какому-то месту". Грубо говоря, это спектакль, который нельзя сыграть нигде, кроме этого места. Например, если спектакль играется в больнице и зрители ходят по больнице, то он не может быть сыгран на сцене Национального театра Карелии", - объяснил он.


Спектакль Remote: Moscow / фото: kugado.com

Но бывает, что действие происходит даже не в больнице – на настоящем кладбище. Ситковский рассказал о спектакле Remote театра Rimini Protokoll, который шел в Москве и в Питере и начинался среди могил. Всем участникам раздавали наушники и предлагали подумать о людях, которые там лежат, представить себя одним из тех, кто когда-то жил. А после этого начиналась своеобразная экскурсия по городу – с флэшмобами и постоянными перевоплощениями из актера в зрителя и наоборот. А заканчивалось действие на каком-то возвышении, откуда хорошо виден город, по которому ты только что ходил.

"Фактически, это попытка понять род человеческий и представить себя его частью. Попытка взглянуть на город, по которому ты ходишь, как на вечный город, в котором до тебя жили многие поколения", - рассказал он.

Новый жанр, по словам Ситковского, оказался коммерчески успешным в обеих российских столицах. Люди готовы платить по 5-7 тысяч рублей за то, чтобы оказаться вовлеченным в нечто необычное. В Москве гремят "Вернувшиеся" по пьесе Ибсена "Привидения" и спектакль "Черный русский" по мотивам романа Пушкина "Дубровский".

"В "Черном русском" снимается особняк в центре города и делается полная имитация другой художественной среды. Обставляется все так, как если бы это был дом помещика Троекурова, - отметил критик. - Зрителей разбивают на три потока: Маша, Дубровский и Троекуров. И ты проходишь по роману по какой-то из этих сюжетных линий".

Критик подробно остановился на еще нескольких образцах иммерсивного театра. Возможно, потому, что в Петрозаводске, как он выразился, "такого театра пока нет". Но с ним поспорили.

"Все, о чем вы сейчас рассказали, мы называем словом "анимация". Это чисто коммерческие штуки, и многие из нас чем-то подобным занимаются. У нас есть прекрасный site-specific Иллюзии Старого города, в котором мало кто из здесь сидящих не участвовал. Там тоже определенное место, вовлечение зрителя, иммерсивный театр", - рассказала одна из участниц встречи.

Зашел разговор о том, какое отношение "анимация" имеет к искусству. Глеб Ситковский на это отметил, что "искусство должно пробуждать эмоцию", и случается, что участники иммерсивного действа переживают эмоции по-настоящему сильные. Но в таком театре бывают и "не очень осмысленные" идеи – и тогда это действительно, скорее, развлечение, чем нечто большее.

Хороший или плохой?

Во время встречи у Глеба Ситковского также спросили, как человеку, который, в общем, нечасто бывает в театре, отличить плохой спектакль от хорошего? Ведь немало примеров, когда профессионалы считают постановку откровенно плохой, но при этом она имеет большой успех у зрителей.

"После хорошего спектакля ты уходишь уже не совсем тем, кем был до его начала. Хороший спектакль – это всегда какая-то новость… Новость может случиться с текстом: ты услышал его так, как не ожидал услышать. Или это может быть визуальная новость, когда ты увидел что-то, чего никогда не видел", - отметил он.

В плохом спектакле, по его мнению, присутствует фальшь, и уловить ее способен даже неискушенный зритель, если у него есть вкус.

При этом Ситковский убежден, что со зрителем нужно работать. 


«В Москве огромный спрос на лекции. Может, в кризис работы стало меньше, и у людей появилось больше свободного времени?» /фото: Сергей Юдин

"Я не знаю, как в Петрозаводске, но вдруг я вижу, что в Москве и Питере возник огромный спрос на лекции. Все хотят слышать лекции про все, постоянно ходят в лектории, самообразовываются. У меня есть несколько версий, с чем это связано. Первая – что может быть, просто образование стало не очень хорошее, и это попытка восполнить этот недостаток. А вторая – что кризис, работы стало меньше, и у людей появилось больше свободного времени", - сказал он.

"Работы со зрителем мы, конечно, очень бы рады, но нас до такой степени оптимизировали!" - пожаловались ему из зала.

Ситковский на это заметил, что лектору можно установить "символический" гонорар и билеты на лекции продавать по 100 рублей.

"Вы сейчас беспрерывно решаете тактические задачи: как не умереть с голоду. Стратегические задачи в этот момент не решаются. Но ведь зритель стареет: одна и та же публика ходит в театр, стареет и постепенно исчезает. На ее место завтра никто не придет, если с этим не работать", - отметил он.

Представители театров заверили, что прекрасно это понимают.

Что московский критик думает о карельском театре, у него в ходе встречи не спросили. Возможно, это связано с тем, что являясь председателем жюри "Онежской маски", он до подведения итогов конкурса не может называть конкретные спектакли и публично выражать свое к ним отношение. Так что придется дождаться церемонии награждения.

Впрочем, некоторыми своими впечатлениями Глеб Ситковский поделился ранее – во время пресс-конференции, посвященной республиканской премии. Он тогда отметил, что в Петрозаводске происходит "насыщенная творческая жизнь", но скудное финансирование все же на ней сказывается.

"Я с печалью вижу, как приходится выкручиваться театрам. Все-таки спектакль не может стоить 5 копеек. Он должен стоить хотя бы раза в три больше. Это не может не накладывать отпечаток на творческую жизнь. Мне кажется, в Петрозаводске должны уделять больше внимания культуре. Тогда и театр будут сильнее", - сказал  Ситковский.

Лида Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей