Патриарх карельского искусства Георгий Стронк отпраздновал 95-летний юбилей.
Стронк - летописец Карелии, он создал большую портретную галерею выдающихся людей республики. В разные годы художнику позировали Отто Куусинен и Адольф Тайми, Вениамин Попов и Петр Чаплыгин, Леопольд Теплицкий и Карл Раутио, Александр Линевский и Антти Тимонен, Виктор Евсеев и Максим Гаврилов и многие другие политики и деятели искусства и культуры Карелии.
В зале Коллегии Министерства культуры Карелии открыта юбилейная выставка Георгия Стронка. Экспозиция представляет его как мастера женского портрета. Георгий Адамович – давний поклонник и знаток женской красоты. Модели многих его портретов – очаровательные девушки, строгие и кокетливые («Леночка». 1974 г.), мечтающие о любви или уже раненые ее стрелами («Первое письмо». 1977 г.). В камерных женских портретах и пейзажах, которые их добавляют на выставке, наиболее ярко проявилось лирическое дарование художника.
Особо выделены в экспозиции ранние портретные рисунки и акварели Стронка периода 30-х – 40-х годов. Среди них – самый первый автопортрет художника, датированный 1938 годом. Георгий Адамович вспоминал, что рисунок этот он сделал, будучи больным, находясь в больнице. Отсюда, наверное, следы легкой печали на молодом лице будущего художника.
В 40-е годы Георгий Стронк встречался со многими известными сказителями и рунопевцами Карелии, рисовал их с натуры, создав большой и исторически ценный цикл графических портретов. Они хранятся в Карельском государственном краеведческом музее. Музею изобразительных искусств Карелии принадлежат два рисунка сангиной знаменитых карельских сказительниц. Марию Ивановну Михееву Стронк рисовал в 1949 г. в Петрозаводске во время празднования 100-летия издания «Калевалы». Передано не только внешнее сходство, но и черты ее характера. А с Анисьей Васильевной Ватчиевой художник встречался много раз. Она прожила почти сто лет, рисунок сделан в 1980 году, за 4 года до смерти сказительницы.
Много раз позировала Георгию Адамовичу его жена и верный друг Нина Акимовна Родионова. В акварели 1948 года ее хрупкая фигурка удачно вписана в интерьер, а образ связан с теплом домашнего очага.
Постоянной моделью Георгия Стронка многие годы была Валентина Магоева. Ее черты узнаются в рисунке сангиной 1972 года «Молодая работница», а также во многих портретах, выполненных в технике пастели, в том числе и в картине «Летний день на Ладоге», принадлежащей автору. Она писалась на пленэре, на берегах Ладоги, где Г. Стронк провел много счастливых творческих дней. Ладожские пейзажи дополняют на выставке женские портреты Стронка, внося в нее нежную лирическую ноту.
Этюд маслом «Женщина в черном платье» написан в 1945 году с Александры Андреевны Бородкиной – жены художника Осмо Бородкина, с которым Стронка в те годы связывали творческие и дружеские узы. В деталях одежды, в прическе женщины, в суровом колорите этюда оживает аскетизм послевоенного времени.
Завершает экспозицию «Автопортрет» Георгия Стронка 1977 года. Ему здесь 67 лет, приближающуюся осень жизни символизируют осенние листья на фоне портрета.
Катерина Семенова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание