Ключи от космоса

Чтиво. Частная жизнь
12:18, 14 Апреля 2006
Загрузка...

У нас, в карельском Приладожье живет один из ведущих конструкторов космического щита СССР Валентин Ильич Вервейко. Живет скромно и не особо открыто: 10 лет никто вообще не знал о том, чем он занимался до выхода на пенсию. Потом, во время одного из праздников, бывшего создателя ракет рассекретили: для многих стало откровением, что прекрасный баянист и аккомпаниатор, а также – качественный телевизионный мастер в 60-70-е годы создавал ракеты, был знаком лично со многими космонавтами, в том числе и с Гагариным. А главное детище, созданное с участием Валентина Ильича, ракета «Протон», до сих пор является официальным поставщиком грузов на Международную космическую станцию.

Ключ управления пуском ракеты «Протон»
Ключ управления пуском ракеты «Протон»

Несмотря на гриф секретности, распространявшийся на конструкторскую работу, Валентин Ильич согласился поделиться несколькими историями из освоения космоса.

«Дайте мне любую книжку о космонавтах»

Валентин Ильич Вервейко
Валентин Ильич Вервейко
- Я много раз встречался с Гагариным. Была мысль взять у него автограф на память, да то занят был, а чаще подходящего листочка не было. После его гибели я уже стал по-другому относиться к памятным росписям. Однажды узнал, что к нам едет большая группа космонавтов, и – скорее в книжный магазин, там говорю: «Дайте мне любую книгу о космонавтах». Дали и теперь у меня есть фолиант, на котором расписались Гречко, Леонов, Шаталов, Рукавишников, Елисеев. Было это в 70-е годы.

Настоящим раритетом в коллекции Валентина Ильича является командировочное удостоверение, выданное в 1968 году. Конечно, в сегодняшнюю эпоху развития печатных технологий эти бумажки кажутся устаревшими. И уж никак не верится в то, что когда-то по ним людей пропускали в сердце советской космонавтики – Байконур.

СП, он же Сергей Палыч  

Командировочное
Командировочное
- Главного конструктора ракет Королева в среде его сотрудников называли СП – Сергей Павлович. С этим, кстати, был один курьезный случай. По предложению Королева Академия наук СССР приняла решение для начала запустить в космос простейший спутник. Его так и назвали: «ПС-1» - Простейший спутник. Один из работников во время доклада главному конструктору оговорился, назвав спутник не «ПС-1», а «СП-1». Главный улыбнулся и сказал: - «СП» - это я. А спутник называется «ПС-1». А в остальном, все правильно…

Не сигареты, а событие

Фолиант, на котором расписались Гречко, Леонов, Шаталов, Рукавишников, Елисеев
Фолиант, на котором расписались Гречко, Леонов, Шаталов, Рукавишников, Елисеев
- «Союз-Апполон» - это не сигареты, в первую очередь, а часть истории освоения космоса. В теперь уже далеком 1975 году советский корабль «Союз» состыковался с американским «Аполло».  А уже после этого памятного события была выпущена популярная в народе марка табака.

У Валентина Ильича стыковка двух космических держав отмечена в нескольких весьма раритетных марках.

- Нет, я не коллекционер марок, - говорит бывший конструктор, - что попадалось в жизни – то храню, а специально за марками и значками не гоняюсь.

Ключ от ракеты помещается под подушкой!  

Про международную космическую станцию (МКС) сегодня знают все. Но еще задолго до начала ее работы – в 1965 году - была создана ракета «Протон», ставшая официальным «челноком» между землей и МКС. Валентин Ильич был среди ее создателей. А на фото - ключ управления пуском ракеты «Протон» с гнездом. И хоть похож он с первого взгляда на обычный замок, но такой у ракеты «замок зажигания» - именно его поворачивали, отправляя ракету в космос.

Что брали на небо

О том, чем питаются космонавты и что берут с собой, – нам рассказывает телевидение. А первые космонавты брали с собой еще и обязательные книжки – точные копии экземпляров трудов основоположника космонавтики Константина Циолковского. После возвращения с орбиты книги становились бесценным подарком, космонавты украшали их дарственными надписями, автографами и дарили самым близким друзьям. Валентин Ильич хранит у себя три таких книжки.

Седина в голову

На сегодняшний день в живых осталось очень мало ракетных конструкторов тех времен.

Гонка между двумя державами заставляла работать людей на износ. Обычным было вообще не спать по двое суток, ни пять минут, ни десять. А уж во время пуска волнение достигало нечеловеческого уровня.

- Должен был состояться пуск «Протона», - рассказывает Валентин Ильич, - и мы прибыли наблюдать за ним на выносной командный пункт. Когда была дана команда на пуск, у оператора так дрожали руки, что он не мог вставить в гнездо на пульте ключ управления пуском. Пришлось помогать ведущему инженеру, который спокойно вставил ключ и повернул. Дальше все пошло в штатном режиме.

Во время другого пуска ракеты «Протон» мы не получили подтверждение команды «Наддув баков», а без нее невозможны дальнейшие операции и, соответственно, пуск ракеты. Запросили по связи «двигателистов», они ответили, что баки наддуты, давление в норме. И вот мне в считанные секунды (до старта оставалось 15 минут) надо было принять решение: или отменить старт, или найти выход. Мы с шофером садимся в машину и мчимся к одиноко стоящей на старте ракете, поскольку весь обслуживающий персонал и охрана эвакуируются на десятки километров от стартовой площадки. Буквально через несколько минут я устанавливаю УКР - универсальный кабельный разъединитель, имитирую путем установки перемычек готовность системы наддува, о чем получаю подтверждение. Выбегаем на поверхность, садимся в машину и мчимся от ракеты. Не успели проехать и половины расстояния, как за нами заполыхало, загромыхало! Мы оглянулись и остановились - это успешно стартовала наша ракета. Полет тогда прошел нормально, но этот случай добавил много седых волос на моей голове...

После таких нервных перегрузок многие коллеги Валентина Ильича не выдерживали и сходили с жизненной дистанции. Вскрытие показывало полный износ организма на нервной почве. И это в 35-40 лет. Валентина Ильича спасли перемены в жизни: женившись, он перебрался из Харьковского института в Санкт-Петербург к жене, а купленная через несколько лет дача в Карелии постепенно «перетянула» его в Приладожье.

Как труды оценила Родина

Точная копия экземпляра трудов основоположника космонавтики Константина Циолковского
Точная копия экземпляра трудов основоположника космонавтики Константина Циолковского
Валентина Ильича Родина почестями не завалила. Сегодня он живет в стареньком доме, несколько раз горевшем. Пенсионер, а вынужден трудиться. Сильно извинялся, когда принимал гостей:

- Будь осторожен, не упади, а то у нас и чердак проваливается, и пол может рухнуть. Зимой вода в углу замерзает, а у окна плюс один. Топлю печь. Над потолком плюс тридцать, у пола – ноль. Пришлось на потолке приделать вентилятор, теперь он быстро тепло по всей комнате разгоняет.

Артем Леонов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей