"Хочу на зону"

Чтиво. Частная жизнь
17:09, 19 Сентября 2017
Загрузка...

В УФСИН Карелии рассказали, как осужденные жители Карелии отбывают уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.

Один против ста

"Есть уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, – это обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, домашний арест", - объяснил временно исполняющий обязанности начальника уголовно-исполнительной инспекции по Карелии Владимир Каменев.


временно исполняющий обязанности начальника уголовно-исполнительной инспекции по Карелии Владимир Каменев

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции контролируют, как осужденные отбывают наказание, не связанное с лишением свободы, а также отвечают за трудоустройство тех, кому назначены исправительные или обязательные работы.

Всего, по словам Владимира Каменева, в уголовно-исполнительной инспекции Карелии работают 65 человек, а на учете состоят 3124 осужденных – и всех необходимо контролировать.

"Например, в Петрозаводске у нас три отдела – филиал на Первомайском, Зарецкий филиал и отдел исполнения наказания, - рассказал Владимир Александрович Каменев, - только на Зареке 500 человек состоит на учете, а инспекторов там всего 5 человек, то есть на каждого приходится по 100 осужденных. Самая большая нагрузка выпадает на Петрозаводск, именно сюда едут люди из районов в поисках лучшей жизни. В основном все едут в Петрозаводск, только из Олонца, наверно, в Питер – там ближе".

"Наши клиенты"

Как правило, по информации врио начальника уголовно-исполнительной инспекции Каменева, их клиентами являются люди, осужденные по 157 статье УК (невыплата алиментов), 158 статья ч.1 (кража), 264. Прим.1 (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения) и 228 статья (хранение и употребление наркотиков без цели сбыта). И конечно, те, кого поместили под домашний арест или назначили такой вид наказания, как ограничение свободы.

"После изменений законодательства, - рассказал Владимир Александрович, - алиментщиков стало меньше, так как теперь им за неуплату назначается сначала административное наказание, а уже злостным неплательщикам – уголовное. Раньше осужденных по 157 статье (алименты) было 300 человек, сейчас – 128. Зато увеличилось количество осужденных по 264 статье – управление автомобилем в нетрезвом состоянии – их, как правило, направляют на обязательные работы и лишают водительских прав. Всего у нас на данный момент 220 таких осужденных. Много народу проходит по ст. 158 ч.1. (мелкие  хищения). Там тоже внесены изменения в федеральный закон: теперь, если человек украл товар стоимостью менее 2,5 тысяч рублей, то ему назначат только административное наказание, и к уголовной ответственности привлекать не будут. Но если повторно попадаешься на мелком хищении или сумма украденного товара превысит 2,5 тыс. рублей – тогда уже "уголовка". Небольшое количество состоит на учете тех, кто проходит по 228-й (наркотики)".

"Они не хотят работать"

"Лиц, осужденных к обязательным и исправительным работам, мы должны трудоустроить, - объяснил врио начальника уголовно-исполнительной инспекции Владимир Каменев, - они должны быть официально трудоустроены и с их заработной платы удерживается определенный процент средств".

Трудоустраивать таких осужденных инспекция должна по согласованию с администрацией, но здесь возникают определенные трудности.

"Мэрия может предоставить рабочие места только в муниципальных учреждениях, а их не так много, - пояснил Каменев, - в основном это образовательные учреждения, но туда нельзя. Многих отправляем работать в "Мемориал", на кладбище".

Помимо сложностей с трудоустройством, есть проблемы с прохождением медкомиссии, которая в большинстве случаев является платной.

Многие осужденные сами не желают идти на работу.

"Категория осужденных к исправительным работам - это в основном алиментщики, - признается Каменев, - они и так не хотят работать, а мы должны их заставить работать, чтобы они погашали свой долг, плюс ежемесячно выплачивали алименты. С заработной платы у них высчитывается до 70%. Многие сразу говорят, что я пойду лучше на зону. И им заменяют наказание на отбывание в колонии-поселении: там замена один к трем, то есть три дня исправительных работ = один день поселения".

Как отметил Владимир Каменев, заменить наказание на колонию-поселение желают 40% осужденных к обязательным работам и 60% - приговоренных к исправительным работам, то есть почти каждый второй.

Династия осужденных

Как рассказали сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, осужденные к исправительным и обязательным работам, иногда состоят на учете семьями

"Есть целые семьи, которые состоят на учете, - сказал Владимир Каменев, - вначале папу контролируем, потом и мама попадается, и сын, и дочь, и дедушка – династия".

Как правило, все осужденные говорят одни и те же вещи: не хочу платить алименты, потому что ребенок не мой, жена плохая; я преступления не совершал – взял чужую вину на себя…

"В основном 40 процентов состоящих на учете - это лица, которых встречаешь регулярно, как будто им пожизненное дали, - подметил Владимир Каменев, - их сажают - они выходят, опять к нам попадают, мы их сажаем, их по УДО освобождают, они возвращаются, им ограничение свободы дают, потом исправительные работы - это круговорот. Самые большие проблемы доставляют осужденные несовершеннолетние из детских домов. Они не понимают многого, ответственности нет".

"Пойдемте со мной на дело"

Врио начальника инспекции Владимир Каменев рассказал, как один воспитанник детского дома звал его на дело.

"Был такой Сидоров Ванечка – хороший мальчик из детского дома, - рассказал Каменев, - приходит и говорит:

- Владимир Александрович, пойдемте со мной на дело.

- Что будем  делать? – спрашиваю.

- Золото возьмем.

- Где возьмем-то?

- Я знаю, где есть. Вы ничего делать не будете - просто в форме постойте, я сам залезу, все сам сделаю.

- Откуда знаешь, что там золото есть?

- А я подошел к учительнице в детском доме, спросил: у вас есть золото, а она говорит: да, целый килограмм…"

Кому надевают электронные браслеты?

Есть такой вид уголовного наказания, как исправительные работы – они исчисляются месяцами и годами, и такие как обязательные работы, которые исчисляются часами и отбываются на безвозмездной основе, то есть без заработной платы.

"Человек, осужденный к обязательным работам, - пояснил Каменев, - отбывает наказание после основной работы от 2 до 4 часов ежедневно, но не менее 12 часов в неделю".

Но также существует и такой вид уголовного наказания, как ограничение свободы и домашний арест.

"Такой вид наказания, как ограничение свободы – введен недавно, лет 6 назад, - объяснил Владимир Александрович, - судьи смягчают наказание: освобождают из колонии и приговаривают к ограничению свободы. На таких осужденных, а их у нас в Карелии на данный момент 145 человек, мы сразу надеваем электронные браслеты".

Сломал браслет – плати

Электронный браслет работает совместно со стационарным или мобильным устройством.

Стационарное устройство (похоже на старый дисковый телефон) используются для тех лиц, которым запрещено покидать место жительства в ночное время с 22.00 до 6.00.

Мобильное устройство контролирует, чтобы человек не покидал пределы города. Мобильное устройство (небольшая коробочка) человек носит в кармане.

Если осужденный нарушает правила ношения браслета – снимает его, ломает или выходит за пределы разрешенных границ, то на сервер в УФСИН приходит сигнал, который обрабатывается и передается на компьютер сотрудника уголовно-исполнительной инспекции.

Стоимость нового электронного браслета составляет примерно 40 тысяч рублей, браслеты старого образца стоят 110 тысяч рублей.

"Если осужденный поломал браслет, то мы через суд взыскиваем с него стоимость оборудования, - сказал Владимир Каменев, - на сегодняшний день не погашено 360 тысяч рублей".

"Час сидел в ванне, чтобы утопить браслет"

Электронный браслет состоит из прорезиненного ремешка и небольшой коробки, передающей сигнал. Браслет крепится на ногу осужденного к домашнему аресту или ограничению свободы.

Многие из осужденных, по словам сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, пытаются погасить сигнал.

"Что люди только ни делают: и ванне по часу сидят, чтобы утопить браслет, и в микроволновку ногу засовывают, и фольгой обматывают, - рассказали инспекторы, - сломать браслет трудно, но можно. Он выдерживает 60 градусов тепла, больше нельзя нагревать. Чаще отрезают ремешок и выкидывают браслет".

Инспекторы вспомнили случай, как две недели назад молодой человек срезал ремешок, выбросил браслет в кусты, чтобы совершить грабеж.

"Но в результате осужденный был задержан и отправлен в колонию за нарушение исполнения наказания".

Ира Меркова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей