Гость рубрики "Кофе со сливками" - председатель Петросовета Геннадий Боднарчук.
- Куда подевался Боднарчук?
В последние месяцы часто приходилось слышать этот вопрос, причем от самых разных людей. После громкой отставки Галины Ширшиной, назначения главой Петрозаводска Ирины Мирошник и выборов, переизбранный председателем Петросовета Геннадий Боднарчук как тот самолет исчез с экранов радаров.
Постоянно находившийся на линии огня и в авангарде самых значимых для Карелии политических процессов, зимой и весной он практически перестал появляться в СМИ. И только на прошлой неделе неожиданно для всех обозначил себя в публичном пространстве, причем сразу же подкинул дровишек в тлеющий огонь политических страстей – вынес на обсуждение вопрос, из-за которого десятилетия ломались копья. Геннадий Боднарчук предложил вернуться к диалогу о необходимости принятия республиканского закона о статусе столицы.
За чашкой кофе мы расспросили его обо всем: почему брал паузу, и чем занимался, удалось ли ему найти общий язык с новой командой, пришедшей в республику, и как он собирается отстаивать свою инициативу.
- Геннадий Павлович, скажите честно, почему уходили в тень? Наверняка ведь не случайно…
- Ну да, это была целенаправленная акция – погрузиться в текущие хозяйственные дела и сделать информационную паузу.
После отставки Ширшиной и проведения процедуры назначения главы Петрозаводского городского округа мы активно занимались выборами в представительные органы власти. Я руководил городским штабом "Единой России", и когда выборы прошли, были сформированы новый состав Петросовета и Законодательного собрания, мы, соответственно, занялись реализацией той программы, которую предлагали избирателям.
Еще до выборов предыдущим составом городского совета были инициированы процедуры дефектовки дворовых территорий и ряд других хозяйственных программ. Мы впереди планеты всей оказались, нашу инициативу поддержало федеральное правительство - дворы, благоустройство, создание комфортной городской среды… Этими проектами после выборов мы и занимались. А поскольку на данной стадии реализация этих проектов не требовала пиара, многие восприняли это как какое-то затишье. Хотя на самом деле никакого затишья не было. Мы одних только встреч с горожанами провели около 600 за последние месяцы. Для участия в программе "Комфортная городская среда" по ремонту дворовых территорий мы организовывали собрания во дворах, по домам. В них участвовали депутаты Петросовета, Законодательного собрания, кураторы от администрации и горожане – мы объясняли людям, как подавать заявки, чтобы войти в программу. Это очень важная работа, так как от правильного информирования зависит, как она будет реализовываться. Так что я больше хозяйственными делами занимался – исполнением предвыборных обещаний.
Ну а потом у нас сменился глава республики, мы присматривались к работе нового исполняющего обязанности, и собственных информационных повесток вроде как не было.
- Ходили слухи, что у Вас возникли трения с новой республиканской командой и что в окружении Парфенчикова всерьез обсуждали вопрос "как заменить Боднарчука". Это правда?
- Это все было на уровне слухов. Я думаю, что их распространяли люди, которым выгодно дестабилизировать обстановку и сложившиеся в последнее время конструктивные отношения города с республикой. Никаких трений не было. Наоборот, почти сразу же состоялась встреча при временно исполняющем обязанности главы республики, на которой мы определились, что идем параллельными курсами и нормально, конструктивно работаем и взаимодействуем.
Ну, что я могу сказать? Наверное, кому-то стало скучно без конфликта между городом и республикой. Привыкли ловить рыбку в мутной воде и получать экономические дивиденды от этих войн. А при конструктивной работе это невозможно, вот и стали педалировать тему. Это были только слухи, никакой реальной почвы под ними нет.
- Расскажите подробнее про Вашу инициативу о столичном статусе для Петрозаводска. Почему именно сейчас возникла эта идея – вернуться к обсуждению? Ведь вопрос уже, как говорится, с бородой.
- Да, вопрос не новый. Но мне кажется, что сейчас самое благоприятное время для того, чтобы поднять его вновь. Когда я инициировал это обсуждение, мне хотелось полностью исключить политиканство. Выборов сейчас нет, впереди четыре года работы действующих представительных органов власти – Петросовета и Законодательного собрания. Это значит, нет угрозы, что определенные люди захотят получить от этого политические дивиденды. К тому же, у нас сменился глава республики, и временно исполняющий обязанности не втянут в конфликты.
Если мы вспомним историю, то раньше обсуждение этого вопроса всегда инициировалось кандидатами или мэрами, которые шли на выборы. И сама постановка этого вопроса была лишь способом мобилизовать население. Почему решение никогда не принималось? Потому что его продвигали на выборах, и потому что существовал конфликт между республиканской и городской властью. Сейчас у нас новый губернатор, конфликта нет, карельскому парламенту еще четыре года работать… Самое время вернуться к диалогу и наконец-то принять это решение.
- Вы думаете, Парфенчиков Вас поддержит? По большому счету, многое только от него зависит.
- Думаю, что поддержит, почему бы и нет? Ранее эта тема всегда поднималась на конфликтной повестке. А сейчас ситуация уникальная. Вы правильно сказали - ключевую роль в принятии закона в любом случае будет играть глава республики, а мы видим, что у Артура Олеговича Парфенчикова есть понимание, насколько Петрозаводску не хватает развития. Добавить городу немножко лоска, это же хорошо! К тому же, новый руководитель республики в хорошем смысле этого слова "повернут" на наведении порядка и чистоты, он рачительный хозяин, и в этом мы тоже увидели позитивный смысл. Парфенчиков обращает внимание на мелочи, а ведь именно эти мелочи и формируют облик города целиком.
- А Вы не боитесь, что ваша инициатива станет поводом для конфронтации? Сейчас все спокойно во взаимоотношениях города и республики, но по опыту мы знаем – как только город начинает просить дополнительные деньги, так сразу возникает конфликт.
- Нет, не боюсь. Я считаю, что, приняв этот закон, мы дадим республиканской власти еще один ресурс. Ведь появляется возможность получать дополнительные средства из федерального бюджета. Именно поэтому нам, городу и республике, важно работать вместе. Если мы совместными усилиями примем республиканский закон о столичном статусе Петрозаводска, сумеем мобилизовать силы и объяснить федеральному центру, что нам необходимо дополнительное финансирование, я думаю, что это будет плюс для бюджета республики, и несомненный плюс для города Петрозаводска. Ведь, согласитесь, это несправедливо, что только своими силами Петрозаводск обеспечивает инфраструктурой все федеральные и республиканские органы власти, иностранные представительства… И все это из более чем скромного городского бюджета.
Кто-то скажет: так зарабатывайте, кто вам мешает? Согласен, городской администрации необходимо активизировать работу по наполнению бюджета. Но давайте вспомним, как он формировался последние 15-20 лет. Арендные отношения, продажа муниципального имущества, земли… Сейчас этот ресурс фактически исчерпан. Поэтому, в первую очередь, необходимо показывать привлекательность города – развивать туризм, затаскивать к нам инвесторов. Они будут привозить в Петрозаводск деньги, на которые может существовать инфраструктура города. Именно Петрозаводск может стать той отправной точкой, которая даст импульс для развития всей республики, и районов, прежде всего.
- Конечно, говорить об этом рановато, но все-таки, если закон о статусе столицы будет принят, о каких суммах идет речь?
- Я не хочу сейчас забегать вперед. Если будет принято решение о создании рабочей группы при поддержке правительства и с участием депутатов Заксобрания Карелии, она как раз и займется проработкой этих конкретных вопросов. Нужно посмотреть, насколько изменилось федеральное законодательство, как это регламентировано сейчас. Если возвращаться в историю, то в 2006 году, когда соответствующий законопроект был подготовлен, в нем называлась сумма около 650 миллионов рублей в год. Когда были политические заявления в 2013 году, сумма варьировалась в пределах 500 миллионов рублей. Но на данном историческом отрезке мы вообще не хотим нагружать республиканский бюджет, мы хотим предусмотреть механизмы получения средств из федеральной казны.
- А, на что конкретно они будут тратиться?
- Это целый комплекс проектов. Начиная с модернизации общественного транспорта и заканчивая тем же благоустройством. Город активно застраивается, возникают новые современные микрорайоны, а центр при этом ветшает. Необходимо возвращать Петрозаводску исторический облик – исторические фасады, здания и т.д. Я думаю, что такого рода программы будут востребованы у горожан.
- Для того, чтобы закон о статусе столицы был принят, Вам потребуется поддержка жителей. Как Вы собираетесь объяснять людям суть своей инициативы? Ведь все считают, что Петрозаводск и так столица, зачем еще какой-то закон?
- Я понимаю, что решение в любом случае будет даваться непросто. И большое значение будет иметь мнение горожан. Да, в Конституции Карелии зафиксировано, что Петрозаводск – это столица Карелии, однако юридически законом это не подтверждено. И понимание того, что Петрозаводск – столичный город, к сожалению, не дает нам дополнительных средств.
Столица должна и выглядеть как столица. А для того, чтобы Петрозаводск выглядел как настоящая столица, его необходимо развивать. Да, многие федеральные программы у нас запущены, Петрозаводск работает с федеральным центром и республикой, но закона и финансирования все равно не хватает. Нельзя забывать, что Петрозаводск недавно стал городом воинской славы, и сейчас это решение напрашивается само собой.
- А вам лично это зачем?
- Так все просто… Я сам, моя семья, мои дети в этом городе живут. Все мои друзья здесь. И этот город достоин того, быть жемчужиной Карелии. Я хочу, чтобы мне не стыдно было приглашать сюда гостей. Я хочу видеть Петрозаводск красивым, чистым, зеленым, комфортным.
- В связи с Вашей инициативой встает вопрос об освоении средств. Посмотрите, что у нас произошло: в 2016 году Петрозаводску выделили из федерального бюджета 450 миллионов на ремонт дорог, а они даже зиму не пережили. Чем больше денег выделяется, тем больше риск, что их потратят неэффективно…
- Если говорить о массовом ремонте дорог, который состоялся летом прошлого года, то сомнения в подрядчиках (при той скорости процедур и освоения средств, которые мы наблюдали), у депутатского корпуса, конечно, были. Причем сразу, как только начался ремонт. Депутаты указали, что один из подрядчиков как-то странно подходит к выбору материала и к выполнению работ. Тогда, если помните, и была создана практика общественных контролеров, но понятно, что они не настолько глубоко погружены в процесс, чтобы делать экспертизу. Они не специалисты.
- К этим контролерам у граждан тоже много претензий. Похоже, что эту практику нужно признавать неэффективной.
- Вот тут я с вами не согласен. Без них процент некачественного ремонта был бы гораздо больше. Были случаи, когда подрядные организации заново переделывали целые улицы по заявлению общественных контролеров. Поэтому я уверен, что от практики общественного контроля уходить неправильно.
- И все-таки, кто виноват и что делать? Нельзя, чтобы такое повторилось в нашем городе.
- Понятно, что есть виновные. Но поверьте, администрация знает, что делать. Сейчас работают юристы, - регрессом выставляют иски по потерям бюджета, которые связаны с получением гражданами денег по аварийности. Это когда жители обращаются в суды из-за некачественного дорожного покрытия, выигрывают и получают средства от администрации города. Сейчас уже пошла практика выставлять эти счета подрядным организациям.
В настоящее время некоторые подрядные организации, которые некачественно выполнили ремонт, уже приступили к исправлению плохо сделанных работ, которые выявились в осенне-зимний и весенний период. Даже до того, как им претензии выставили.
Уверен, что претензионная работа, которая сейчас ведется администрацией города, покажет свою эффективность. На данном этапе важно наблюдать, как выстроена работа по содержанию и обслуживанию дорог. Можно долго говорить про наш климат и том, как строятся дороги, но в любом случае нам необходимо просто работать. Вариантов больше нет.
Ну, и конечно, необходимо ужесточать приемку работ. Есть большие вопросы к специалистам администрации, которые принимают такой ремонт. Хотя я уверен, что по итогам прошлого года выводы будут сделаны.
- Мы наблюдаем сейчас, что горожане с каждым годом все глубже вовлекаются в процесс управления городом. Фактически уже не чиновники и даже не депутаты, а непосредственно жители влияют на принятие решений. Вот самый последний пример – общественники "завернули" сразу два проекта по программе "Комфортная городская среда" – благоустройство "Ямки" и липовой аллеи на улице Энгельса. Как Вы к этому относитесь?
- Не вижу в этом ничего плохого. С самого начала в этих программах предусматривалось участие горожан. Этот вектор – на первичное участие жителей - взял федеральный центр, а мы в Петрозаводске же не первый год так работаем. Все решения должны приниматься в процессе обсуждения с горожанами. В споре рождается истина. И это очень хорошо, что горожане влияют на решения, видоизменяют их.
У нас было совещание комиссии при Минстрое, где обсуждалась необходимость начинать обсуждение уже по проектам следующего года. Чтобы мы были готовы, и к 2018 году у нас на столе лежали 5-10 проектов с учетом мнения жителей. Чтобы мы вовремя приступили к благоустройству города. В этом году, к сожалению, все делали в последний момент. После того, как депутаты Госдумы выделили 20 миллиардов на программу "Комфортная городская среда", и у нас оставалось очень мало времени. И даже при таком цейтноте мы оказались готовы к диалогу с горожанами. В ряде регионов еще идут собрания и обсуждения, а мы уже ждем реализации первых проектов. Это важно, так как по этим критериям федеральный центр будет принимать решение о включении в программу на следующий год.
- Когда начнется реализация?
- Сейчас управляющие компании уже начинают работу по программе ремонта дворовых территорий, сметы составлены, деньги выделены. По программе "Комфортная городская среда" идут конкурсные процедуры. Летом начнутся работы, до ноября они должны завершиться.
- И последнее, о чем не могу не спросить. Что у нас происходит с установкой стелы Города воинской славы? Почему мы даже начала этих работ не наблюдаем?
- Проектное бюро, которое выиграло конкурс на проект, представило расчёт стоимости строительства на 100 миллионов. Сейчас мы пытаемся урегулировать стоимость работ, потому что это ни в какие ворота не лезет. К осени мы обязательно выйдем на установку стелы. Хотим и вторую очередь сразу выполнить - там планируется благоустройство площадки напротив будущего Центра воинской славы в здании администрации.
И, как всегда, селфи на память. На этот раз – солнечное.
Беседовала Наталья Захарчук
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание