ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
10:40, 02 Июня 2008

Кому суждено утонуть, того не повесят?

Пассажирские теплоходы определенного класса, курсирующие по Онежскому озеру, опасны для жизни людей и должны быть запрещены для эксплуатации в этом водоеме, считает руководство Беломорско-Онежского пароходства. Другие судовладельцы, которые эксплуатируют такие суда, это отрицают и демонстрируют официальные документы на право перевозки пассажиров.

Суда класса "Метеор" и "Комета"
Суда класса "Метеор" и "Комета"


В навигацию 2007 года у петрозаводского берега Онежского озера пришвартовалось пассажирское судно, вернувшее из рейса на остров Кижи. Несколько недель теплоход простоял у причала, брошенный командой и забытый судовладельцем. Вскоре выяснилось, что в борту теплохода в районе машинного отделения имеются две огромные пробоины и судно едва держится на плаву, рискуя в любой момент пойти ко дну. Когда оно получило эти повреждения, находились ли в этот момент на борту пассажиры, не известно. Установлено, что это было судно типа "Линда", относящееся к разряду "Р", то есть предназначенное только для речных прогулок и запрещенное к эксплуатации в озерах, тем более таких как Онего.

По данным Карельской транспортной прокуратуры, это не единственный случай, когда в рейсы по Онежскому озеру отправляются суда, не соответствующие требованиям безопасности. В прошлую навигацию были случаи, когда пассажиров перевозили по Онего в суденышках, мало отличающихся от моторных лодок. Когда же транспортная прокуратура предъявляла претензии перевозчикам, они недоумевали – ведь у них есть регистрация Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, чего же еще надо?! Оказывается, этого недостаточно. Суда для перевозки пассажиров должны быть обязательно зарегистрированы в Государственном судовом реестре РФ, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые занимаются пассажирскими перевозками внутренним водным транспортом, должны иметь специальную лицензию, Это относится, в том числе и к туроператорам.

Но главное требование, которое предъявляет законодательство к судам для перевозки пассажиров, заключается в том, что они должны изначально соответствовать условиям навигации, в которых им придется работать. То есть конструкция теплоходов должна соответствовать разрядам водоемов. Для моря – одни суда, для озер и рек – другие. Но с Онежским озером ситуация сложнее. Этот водоем, известный своими штормами, относится к разряду "М", то есть море. По мнению руководства Беломорско-Онежского пароходства, единственное судно, подходящее для эксплуатации в Онего – это "Комета", которое изначально предназначено для работы в водоемах разряда "М".

– Когда мы говорим о судах разного класса – "Комета", "Метеор" или "Ракета" – это не просто красивые названия, – говорит исполнительный директор БОПа Антон Сидорков. –  Это суда разного класса, которые в советские времена строились с учетом разных возможностей. Каждый следующий элемент безопасности, который повышает ее уровень, стоит достаточно большого количества денег. Если взять два судна – "Комету" и "Метеор", то можно обратить внимание, что у "Кометы" окошечки маленькие и берет она всего 113 человек, у "Метеора" – окошки большие, прекрасный вид, для людей удобнее, и берет судно 123 человека. Только по топливу "Метеор" экономичнее "Кометы" процентов на 30. Почему же "Беломорско-Онежское пароходство" на протяжении стольких лет эксплуатирует суда, которые менее экономичны, меньше возят людей и дороги в эксплуатации? Причем, ведь в советские времена пароходство получало суда другого класса. Здесь были и "Метеоры", и "Ракеты". Но они тут не остались, от них очень быстро избавились... Это все не шутки. Если на воде произойдет ЧП с человеческими жертвами, вот это уже будет все: и туризму, и водным перевозкам, всем. В Керчи утонули грузы, и посмотрите, что произошло. А здесь – люди. Основная причина аварии в Керчи,  насколько я знаю, несоответствие судов районам плавания.

По словам Сидоркова, суда класса "О" и "Р" могут осуществлять в водоемах разряда "М" только разовые переходы или так называемое "эпизодическое плавание", а по Правилам Российского Речного Регистра эти режимы плавания не предполагают регулярную перевозку пассажиров по расписанию.

Однако, другие судовладельцы, работающие в акватории Онежского озера с этим не согласны. Один из самых крупных карельских перевозчиков – транспортная компания "Кижское ожерелье" (группа компаний «Турхолдинг «Карелия») – уже несколько лет эксплуатирует те самые "Метеоры", имея на это все необходимые разрешения.

– В таких водоемах как Онежское озеро законодательство позволяет эксплуатировать "Метеоры" с определенными ограничениями по ветро-волновому режиму, – пояснил генеральный директор транспортной компании "Кижское ожерелье" (группа компаний "Турхолдинг "Карелия") Алексей Кузьмицкий. – Сильное волнение на Онежском озере происходит только в открытой части водоема, в определенные дни, и таких  дней немного. Если погодные условия не позволяют выход "Метеоров", то диспетчер их не выпустит. Все это определено инструкциями и другими нормативно-правовыми актами. Кстати, "Кометы" тоже имеют определенные ограничения по волно-ветровому режиму. "Метеоры" оборудованы новейшими навигационными системами и современными спасательными средствами, что позволяет гарантировать безопасность пассажиров. Да, у "Метеоров" клепаный корпус, а у "Комет" – сварка. Ну и что? Все самолеты имеют клепаные корпуса, но они же летают! Да, расходы на эксплуатацию "Комет" выше,  чем «Метеоров», поскольку возраст «Комет» уже подходит к 30-летнему юбилею — с чем можно поздравить компанию  "ТК БОП", поэтому не стоит мотивировать поднятие цен повышением уровня сервиса, а взглянуть своим затратам в глаза.

Возможно, свою позицию в этом споре еще выскажет  Карельская транспортная прокуратура. Депутат Петрозаводского горсовета Андрей Балашов направил в прокуратуру обращение с просьбой проверить законность эксплуатации в Онежском озере судов типа "Метеор" и "Восход". Судовладельцы уверены, что прокуратора сможет компетентно разобраться в ситуации без привлечения третьих лиц.

– Все проверки у нас уже были, – добавил Алексей Кузьмицкий. –  Все разрешения получены, и не надо мутить воду!

Алексей Укконе

Комментарии

ДМ
2008-06-02 11:27:35
Вполне понятная ситуация - грызня за прибыль. БОП разными путями пытается выгнать набравших силу конкурентов с рынка. Только механизм явно нерыночный - сказки для наивных, обращения в прокуратуру, мутная история с причалами.
Гость
Выбор читателей

Чтиво

15.12.2017 15:09
Без политики
Телефоны в ореховой пасте, деньги в лифчике и сим-карты в помидорах пытаются передать заключенным Карелии.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?