Взяточники могут не беспокоиться

Аналитика. Тема недели
14:08, 24 Июня 2008

В Карелии принят закон о противодействии коррупции. Руководить антикоррупционной деятельностью, согласно этому документу, предстоит губернатору Катанандову.


Парламентское большинство на прошлой неделе одобрило в первом чтении проект республиканского закона "О противодействии коррупции". Оппозиционные депутаты успели окрестить его "бумажный тигр": закон вроде есть, и звучит угрожающе, но на самом деле никакой угрозы для взяточников не содержит. Это, скорее, дань моде и бумажка "для галочки", которая никоим образом не изменит ситуацию с коррупцией в Карелии.

Начнем с того, что само понятие "коррупция" в нашем законе довольно расплывчатое и нельзя не заметить, что оно сильно отличается от европейской трактовки этого общественного зла. У нас под коррупцией понимается "незаконное получение либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности Республики Карелия, должности государственной гражданской службы РК, а также лицами, замещающими муниципальные должности…, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей". Под это определение фактически подпадает только, что называется, классическая взятка. А как же быть с "блатным бизнесом", получающим от власти преференции?!

Обойти коррупцию в карельском понимании, на взгляд экспертов, совсем не сложно, особенно если учесть, что наши законы и нормативные акты изобилуют двусмысленностями.

Авторы законопроекта почему-то уверены, что коррупцию можно предупредить (не уничтожить!) разработкой и реализацией соответствующей программы, проведением антикоррупционных мероприятий – экспертиз, мониторингов, анализов, отчетов и т.д. (ст.5). Но самое главное – руководить антикоррупционной деятельностью закон предписывает не общественным институтам, правоохранительным органам и даже не парламенту, а главе республики Сергею Катанандову (ст. 11). Именно ему будут отчитываться о борьбе с коррупцией все уполномоченные лица.

Любопытно, что про общественность в законе вспоминается всего один раз, а про открытость и гласность в принятии решений, касающихся антикоррупционной деятельности – ни разу. И это неспроста. В Карелии уже создан комитет по противодействию коррупции. Вошли в него люди из окружения губернатора – представители администрации, просто высокопоставленные чиновники, депутаты ЗС РК от "Единой России". И никакой общественности.

И еще одна любопытная деталь. В последнее время много говорилось о том, что в законе о противодействии коррупции должна быть строчка, обязывающая подавать декларации о доходах не только чиновников, но и их близких родственников. На этом, в частности, настаивал депутат ЗС РК, известный адвокат Александр Переплеснин. А Сергей Катанандов, соглашаясь с ним, заявлял, что сам всегда пишет декларацию "от семьи". Но в принятом законе такой нормы нет. Забыли, наверное.

На заседании Законодательного собрания категорически против законопроекта выступил, пожалуй, только депутат от Древлянки Девлет Алиханов, который сразу сказал, что документ разработан "только для того, чтобы отчитаться в Москве". "На самом деле этот законопроект ничего не решает, – пояснил Алиханов нашему корреспонденту. – Неужели кто-то поверит, что у нас после принятия этого закона исчезнут взяточники!? Что-то я не заметил, чтобы наши чиновники после утверждения документа, испугавшись, бросились писать заявления об уходе! Ведь это же нонсенс: коррупционеры будут бороться с коррупционерами?! Сами с собой?!

Наша власть, наша жизнь пронизаны коррупцией, и все это прекрасно знают и понимают. И никакими отчетами и мониторингами эту ситуацию не изменить. В законе говорится об экспертизе нормативных актов, принятых законодателями, как об одной из самых эффективных мер. На мой взгляд, проводить экспертизу нужно еще на стадии разработки законопроектов, а не тогда, когда они уже действуют и создают чиновникам миллион лазеек для использования своего служебного положения. Самое главное: разработчики законов и их лоббисты должны проявлять искреннюю заинтересованность в том, чтобы они действовали на благо жителей республики, на развитие экономики региона, а не на чей-то карман. Разработчики сами должны быть людьми порядочными, не склонными к коррупции. Но в Карелии как раз этого мы и не видим.

Когда мы говорим о коррупции, мы говорим об угрозе государственной безопасности. Потому что развитие экономики, социальной сферы напрямую, на 99 процентов зависит от уровня коррупционности принимаемых законов. Поэтому подходить к решению проблемы, разработке антикоррупционных мер формально, для показухи, как это делается командой губернатора, просто недопустимо".

Скрепя сердце проголосовали за закон коммунисты. "Если этот закон и поможет борьбе с коррупцией, то на 1-2 процента, – считает депутат ЗС РК от КПРФ Александр Степанов.– Потому что коррупция в нашей стране приобрела системный характер и бороться с ней нужно несколько другими методами, нежели предложены в законе. Но мы проголосовали "за" только за тем, чтобы работа над документом продолжилась и появилось хоть что-то…" Коммунисты предложили в законопроект свою поправку, согласно которой глава республики обязан ежегодно отчитываться по проведению антикоррупционных мер перед парламентом. "Как быть, если губернатор не проявляет активности в борьбе с коррупцией, а то и просто ее покрывает?... Глава республики должен быть подотчетен общественности и депутатам, если этого не будет, закон окончательно превратится в пустышку" – объяснил Степанов. Коммунисты также заявили, что в случае, если их поправка не будет одобрена парламентским большинством, они изменят свою позицию относительно закона и станут его открытыми противниками.

Наталья Захарчук

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей