«Новые зарплаты – обманутые ожидания учителей»

Аналитика. Обществоведение
12:02, 02 Марта 2009

Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений не простимулировала, а только обозлила.


– Новая система оплаты труда унизила учителей со стажем, умеющих добросовестно работать.
– Новая система обидела воспитателей, уровень зарплат которых сравнялся с уровнем заработка младшего персонала.
– Должностной оклад учителя при одинаковой квалификации и выполняемом объеме работ в Карелии сегодня составляет от 3900 до 6500 рублей. Это же настоящая дискриминация в оплате труда!
– Нельзя, чтобы техничка получала столько же, сколько высококлассный специалист!
– Два педагогических коллектива Питкярантского района хотят бастовать!


Такие заявления звучали на прошлой неделе на пленуме рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Все они свидетельствовали о том, насколько неоднозначным было принятое решение о введении с 1 января новой системы оплаты труда. И Петрозаводск, который в последнее время обвиняли первые лица республики в неготовности к переходу на эту новую систему, оказывается, не зря бил тревогу. Как отметил на пленуме карельский министр образования Александр Селянин, благодаря одиннадцати петрозаводским школам, участвовавшим в эксперименте по переходу на новую систему оплаты труда, город был максимально готов. «Именно эта готовность позволила Петрозаводску раньше других критиковать новую систему: педагоги знали, что должно быть в идеале, и что они получили на самом деле», – сказал министр.

На что же надеялись наши учителя и воспитатели, и что из этого вышло, нам рассказала в интервью депутат Петросовета, председатель комиссии по социальной политике Ирина Петеляева, которая создала и возглавила Рабочую группу горсовета по переходу на новую систему оплаты труда еще в сентябре прошлого года.


Идея великолепная, ее исполнение безобразное

– Ирина Владимировна, пленум рескома Профсоюза работников образования показал, что ситуация с введением новой системы оплаты труда (НСОТ) в районах республики гораздо хуже, чем в Петрозаводске. Многие эту систему не принимают и не понимают. Например, учителя в Питкярантском районе в анкетах написали, что «НСОТ – идея бредовая, которая в очередной раз унизила учителя». Неужели новая система действительно так плоха?

Ирина Петеляева
Ирина Петеляева
– Идея перехода на новую систему оплаты труда великолепная. Беда в том, что исполнена она, как всегда, безобразно. У нас были заявлены очень благородные цели. Во-первых, это повышение мотивации педагогических работников к качественному труду. Во-вторых, создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов, повышение общего уровня оплаты труда педагогических работников. И, конечно, расширение участия общественности в управлении. Так, вот из этих трех красивых целей, пожалуй, только последняя в какой-то степени выполнятся. Правда, иногда формально.

– А почему так произошло?

– Такие высокие цели требуют достаточного, а не «остаточного» финансирования. И вводить новую систему оплаты труда, не имея на это средств, было нецелесообразно. Ведь что ожидали работники образования? Обещанного президентом повышения фонда оплаты труда на 30 процентов. Но в отличие от федеральных образовательных учреждений в Карелии этого не произошло. Республика увеличила фонд оплаты труда всего на 9 процентов. Но эти средства обеспечили лишь выполнение другой обязательной государственной гарантии – выплаты МРОТ неквалифицированным работникам на уровне 4867 рублей. В результате, от введения новой системы оплаты труда выиграли только технический персонал и молодые специалисты. Эти работники стали действительно побольше получать. А что касается высококлассных специалистов, то их жалованье осталось на прежнем уровне или повысилось на 200-300 рублей, что деньгами не назовешь. Никакого фонда стимулирования в учреждениях практически нет. При этом оклады-то у некоторых работников образования реально снизились. Прежний уровень их зарплат сегодня поддерживается только благодаря надбавкам и стимулирующим выплатам. А если завтра нам скажут, что, извините, в связи с кризисом, мы снимаем все дополнительные выплаты? Тогда люди останутся на голых окладах, на которые они сегодня добровольно подписались. К сожалению, такое в нашей стране возможно, но с этим мириться никак нельзя.


Трудовой кодекс НСОТ не указ?

– Ну, а как учитель, воспитатель сегодня может себя реально защитить?

– Большой минус НСОТ в том, что ее разработчики отступили от некоторых норм Трудового кодекса. Получилось, что статья 333 была истолкована как-то очень своеобразно и по нормированию, и по оплате труда. И если работник образования видит, что его права нарушены, то он может смело обращаться в инспекцию по труду.

– А с какими конкретными проблемами сегодня сталкиваются работники образования?

– К нам в Петросовет часто обращаются учителя, которым не оплачивают часы замены. Это грубейшее нарушение. Никто не отменял ни 333 статью Трудового кодекса, ни постановление правительства РФ №191 от 2003 года и №69 от 2006 года, где конкретно прописана нагрузка учителя, трудовые отношения. Введение замещения часов за заболевшего или отсутствующего по какой-то причине другого работника – это дополнительная нормируемая часть нагрузки. Она должна оплачиваться.

Кстати, эти документы дают мне основание полагать, что классное руководство – это дополнительная нагрузка. А министерство образования республики во главе с министром сегодня утверждают, что классное руководство входит в нормированную часть работы учителя. Это неправильно. И если учителю сегодня этот дополнительный вид деятельности не оплатят, он должен позвонить в инспекцию по труду.

Очень много вопросов по детским садам. Мы в городе нашли возможность и увеличили фонд оплаты труда в садах на 14 процентов. Но, к сожалению, есть вещи, которые находятся не в нашей компетенции. То, что музыкальные руководители дошкольных учреждений оказались на два пункта ниже, чем воспитатели, и за счет этого произошло принижение их труда, это нас возмущает. Но эта «категорийность» заложена в федеральном постановлении. Поэтому мы сделали запрос от депутата Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Елены Драпеко. Надеемся, что нам удастся решить эту проблему.

– Похоже, многие проблемы у работников образования сегодня связаны с тем, что законодательная база новой системы оплаты труда несовершенна…

– Законодательная база и на уровне федерации, и на уровне Карелии несовершенна и в какой-то степени запоздала. Единые рекомендации по введению НСОТ трехсторонняя российская комиссия подписала 10 декабря, когда с 1 января все должны были работать по новой системе! Многие даже на уровне местного самоуправления эти единые рекомендации за подписью координатора Жукова и в глаза-то не видели. Но там есть очень хороший пункт – в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса, которая сейчас, к сожалению, тоже не всегда работает, обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты на уровень индексации. То есть нам сейчас обязаны повысить заработную плату на уровень индексации, а это 12,7 процентов по Карелии. А мы сегодня пляшем от 9 процентов, хотя некоторые учреждения республики даже эти средства получили не в полном объеме.


Не валите все на кризис

– А кто сегодня несет ответственность за все безобразия с зарплатами педагогов в каждом конкретном учреждении?

– Сегодня за все в ответе руководители учреждений. Беда в том, что инструкции им из Министерства образования присылались примерные, а спрос с них сегодня реальный. Так что директора школ, заведующие детских садов будут отвечать за всю недоработку. Они выпустили свои постановления, в которых еще занизили различные коэффициенты для того, чтобы вписаться в спущенное финансирование. На мой взгляд, это было сделано неправильно. Нужно было не вписываться в то, что дают, а доказывать наверху то, что денег, выделяемых на выполнение государственных функций, катастрофически не хватает. До сих пор в Петрозаводске не считают, сколько стоит ребенок в специализированных коррекционных учреждениях. Получается, что на дорогостоящее развитие этих ребятишек берутся деньги с других школ.

Такая же ситуация и во всей республике, где не учли разницу в стоимости сельского ребенка, где классы малой наполняемости, и городского ребенка. И в результате в районах за счет финансирования городских детей возмещается финансирование сельских учеников.

Какой вывод я из этого делаю? В очередной раз реформа, которая была провозглашена Россией как поднимающая статус учителя и качества подготовки детей, была подсчитана с точки зрения, а сколько денег сегодня есть у министерства. Она пошла не от потребностей наших детей, будущего России, а от потребностей министерства финансов.

– Но сейчас говорят, что кризис виноват. Мол, денег нет ни на что…

– Я понимаю, что сейчас все можно списать на кризис, но речь о введении НСОТ велась давно. И говорить о том, что местные власти не дорабатывают, нельзя. Нынешняя децентрализация, когда у работников детских садов, школ, находящихся через улицу, оказались разные зарплаты, ни к чему хорошему не приведет. Республике, стране нужен очередной социальный взрыв? И профсоюзы правы, настаивая сегодня на установлении на уровне федерации базового оклада в каждой специальности, в каждой категории. Ведь если сегодня говорят, что государство возвращается в школу, то пусть оно возвращается централизацией, а не децентрализацией.

Сергей Миронов в одном из своих выступлений сказал: «Какая из стран будет процветать в нашем столетии? Та страна, которая будет в состоянии торговать продукцией интеллекта». А развитие интеллекта – это прямая задача школы. Нельзя по-прежнему относиться к образованию как к какому-то придатку экономики, потому что экономика зависит от уровня образования. Надеюсь, что у нас в стране это, наконец, поймут.

Беседовала Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей