Миллион «бумажных» туристов

Аналитика. Капитал
13:50, 30 Апреля 2009

Росту официальных показателей кризис не помеха.

Единственный мужской православный монастырь Финляндии привлекает вдвое больше туристов, чем Валаам.
Единственный мужской православный монастырь Финляндии привлекает вдвое больше туристов, чем Валаам.


Около 20 лет назад мне впервые довелось побывать в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, основанном монахами с острова Валаам, которые были вынуждены покинуть свою обитель на Ладоге ранней весной 1940 года, опасаясь прихода советских войск. Я никогда не относился к этому тихому местечку на берегу лесного озера Юоярви, как к одной из главных туристических достопримечательностей соседней страны, но, посещая Новый Валаам прошлой осенью, с удивлением узнал, что единственный мужской православный монастырь Финляндии ежегодно принимает почти 200 тысяч паломников и туристов. С такой популярностью далеко не самого известного уголка Суоми в Карелии может сравниться только музей-заповедник "Кижи", где находится двадцатидвухглавая деревянная церковь Преображения Господня, включенная в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. А количество гостей Валаамского архипелага, который принято считать туристическим объектом республики номер два, примерно вдвое меньше.

Как признались мне встреченные в Новом Валааме туристы из Западной Европы, для них этот монастырь оказался окном в православную культуру, которую они постигали, проживая в уютном и недорогом отеле, дегустируя местное ягодное вино и катаясь по ухоженным окрестностям на небольшом прогулочном теплоходе. Продолжить знакомство с православной культурой на Старом Валааме туристы не захотели, сославшись на бюрократические проволочки с получением виз, высокие цены и по-прежнему пугающий образ России.

Позднее об этом же мне рассказала и бывшая наша соотечественница, член финляндского общества "Друзья Кинермы" Ольга Гоккоева, которая уже около десяти лет пытается вместе с различными культурными организациями соседней страны сохранить архитектурные памятники исторической карельской деревни в Пряжинском районе и привлечь в нее зарубежных и отечественных туристов. «Интерес иностранцев к Карелии невелик. Есть небольшая группа туристов, которые, несмотря на дорогие визы, очереди на границе и дикие цены в гостиницах все-таки отваживаются на это путешествие. Я часто сталкивалась с ситуацией, когда, например, какое-нибудь образовательное учреждение организует бесплатную поездку в Россию, но никто из учащихся не едет. Финская молодежь Карелией почти не интересуется, и я понимаю, когда между дешевой и предсказуемой Европой и дорогой, негостеприимной Россией большинство молодых финнов выбирает Европу. На восток едут, в основном, чудаки», – заметила Ольга Гоккоева.

Так выглядит павильон Бесовы следки, в котором находится самая известная группа беломорских петроглифов.
Так выглядит павильон Бесовы следки, в котором находится самая известная группа беломорских петроглифов.


Сокращение доли иностранных граждан в общем туристическом потоке в Карелию признают и в республиканском министерстве экономического развития, но карельские чиновники видят в этом свидетельство того, что приграничный регион с каждым годом становится популярнее среди россиян. По данным министерства, в прошлом году количество гостей Карелии выросло почти на 3 процента и превысило 1 миллион 800 тысяч человек, однако услугами местных гостиниц и туристических фирм из них воспользовались всего 570 тысяч. В Минэкономразвития республики это объясняют большим числом «неорганизованных» туристов, хотя многие из тех, кто занимается туристическим бизнесом, считают, что официальные данные либо сильно завышены, либо основаны на неоднократном учете одних и тех же приезжих в разных музеях или гостиницах. Трудно представить, чтобы 1 миллион 230 тысяч человек отдыхали в палатках или снимали жилье у местного населения. В конце концов, этой орде «диких» туристов, почти вдвое превышающей численность жителей Карелии, нужно чем-то питаться, а на обороте розничной торговли и общепита присутствие в республике такого количества дополнительных «ртов» почему-то особо не отражается.

Однако карельских чиновников подобные доводы, похоже, ничуть не смущают, и они продолжают прогнозировать дальнейший рост туристического потока в республику. По мнению начальника управления экономики муниципальных образований, социальной сферы и туризма Минэкономразвития Карелии Владимира Чехонина, мировой кризис заставит значительную часть россиян отказаться от отдыха за рубежом, и регион вполне может рассчитывать на новых туристов. Правда, как подчеркнул чиновник, туристическая отрасль республики выиграет от кризиса только в том случае, если карельские гостиницы и турфирмы воздержатся от повышения цен на свои услуги. "Если вспомнить кризис 1998 года, то резкое увеличение туристического потока в нашу республику было во многом обусловлено тогда относительно низкими ценами на карельские гостиницы и туристические базы. Сегодня цены в Карелии сопоставимы с соседней Финляндии, а качество туристических услуг пока им не соответствует", – заявил Владимир Чехонин.

Представители турбизнеса министерского оптимизма не разделяют. Как считает генеральный директор компании «Русский Север» Петр Берников, нынешнюю ситуацию в туристической отрасли нельзя сравнивать с той, которая была в 1998 году. «Тогда курс рубля по отношению к доллару упал в четыре раза, отдых за границей для многих, действительно, стал не по карману, и люди поехали к нам. Сегодня падение рубля к доллару не такое значительное – примерно 40 процентов, и существенного сокращения числа желающих отдыхать за рубежом пока не наблюдается. Кроме того, туристская инфраструктура Карелии за это время мало изменилась: у нас по-прежнему не хватает гостиниц, рассчитанных на небогатых российских туристов. А в Петрозаводске их даже стало меньше. Если в 1998 году в городе был туркомплекс «Карелия», который принимал туристические группы, путешествовавшие по республике, то сейчас это уже спа-отель, ориентированный на другой социальный класс», – сказал Петр Берников.

Сюда приедут только дикари.
Сюда приедут только дикари.


Если снова взглянуть на отчеты карельских чиновников, то окажется, что за последнее десятилетие в туристическую отрасль Карелии были инвестированы сотни миллионов рублей. Только в прошлом году объем частных вложений в развитие гостиничной и туристской инфраструктуры республики составил более полумиллиарда. Однако, в основном, эти деньги были потрачены на строительство элитных отелей, санаториев и баз отдыха, а не на дешевые кемпинги или обустройство частного сектора, которые могли бы встретить российских туристов, вынужденных экономить в условиях кризиса. И тому, кто решит сейчас приехать, к примеру, в Петрозаводск, чтобы побывать на острове Кижи и посмотреть на водопад Кивач, придется либо останавливаться в трех-четырехзвездочных гостиницах за 2,5-4 тысячи рублей в сутки, либо снимать загородный коттедж за 2,5-9 тысяч.

«Туристов в Карелии стало меньше, – уверена директор туристической компании «Острова» Светлана Туюнен/ – Раньше мы обслуживали корпоративные заявки московских фирм, но сегодня таких заявок практически нет. А теперь поставьте себя на место жителя Москвы, который в условиях кризиса отложил на летний отпуск 20-30 тысяч рублей. Куда он поедет отдохнуть – к морю или за те же деньги в Карелию? Посчитайте сами – один билет на «Метеор» из Петрозаводска до острова Кижи и обратно в этом году без стоимости экскурсии будет стоить почти 2 тысячи рублей, а если речь идет о семейной поездке, то посещение Кижей выльется в 6-8 тысяч. Прибавьте к этому стоимость железнодорожных билетов и проживание в гостинице. Вот и получится, что съездить в Болгарию, Турцию или даже Испанию сегодня дешевле, чем отдохнуть в Карелии».

Между тем, в министерстве экономического развития республики особые надежды возлагают на круизы по Ладожскому и Онежскому озерам. По прогнозам министерских чиновников, число круизов на остров Валаам в этом году увеличится на 13-17 процентов. Ожидается и рост заходов круизных судов на Кижи. Однако к туристическому бизнесу Карелии эти круизы имеют мало отношения, поскольку организуют их, главным образом, компании из Санкт-Петербурга и других российских городов, и большинство круизных теплоходов ограничиваются лишь посещением знаменитых островов на Ладоге и Онеге.

Как ни печально это сознавать, но российской туристической Меккой республика за последнее десятилетие так и не стала, несмотря на оптимистические отчеты карельских властей. Оригинальные туристические продукты, способные привлечь в регион избалованного заграницей соотечественника и тем более – иностранца, фактически можно пересчитать по пальцам. Но они теряют свою привлекательность на фоне дефицита бытовых удобств и нормальных дорог, невысокого уровня сервиса и дорожающих даже в условиях кризиса услуг турфирм, перевозчиков, гостиниц и общепита. Да и что, по большому счету, может предложить сегодня Карелия туристам, помимо Кижей и Валаама? Давно нуждающиеся в реставрации памятники первого российского курорта «Марциальные Воды»? Закрытый десять лет назад аварийный павильон «Бесовы следки» над самой известной группой беломорских петроглифов? Разваливающиеся на глазах часовни и крестьянские усадьбы в исторических поселениях? Заваленные мусором и кишащие клещами берега карельских озер и рек? Удивительно, что сюда вообще кто-то едет.

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей