Дом Кантеле дал трещину

Аналитика. Обществоведение
15:18, 23 Июня 2009

Сотрудники известнейшего карельского коллектива "Кантеле" покидают ансамбль…


К 90-летию республики визитная карточка Карелии – ансамбль "Кантеле" – вернется в свой дом. Двухэтажное здание бывшей женской гимназии XIX века распахнет двери после реконструкции для коллектива с почти 75-летней историей и его поклонников. Здесь можно будет увидеть, как создаются национальные инструменты и костюмы в специальных мастерских, и услышать концертные программы "Кантеле" в небольшом, правда, зале на 100 мест. Здесь с помощью современного оборудования (проектом предусмотрена даже профессиональная студия звукозаписи) будет творить ансамбль. Но, к сожалению, далеко не все из членов известного коллектива смогут оценить все достоинства Дома Кантеле – за последние годы ансамбль покинуло немало людей, у которых были на это серьезные причины.


Мы их потеряли

Лилия Степанова (фото Василия Петухова)
Лилия Степанова (фото Василия Петухова)
Уже девять лет государственным ансамблем песни и танца руководит Лилия Степанова. "С моим приходом в "Кантеле" многое поменялось, – поделилась Лилия Алексеевна. – Работала здесь фанатично. Не думаю, что за эти годы принесла вред "Кантеле".

В это же время из ансамбля стали "утекать" кадры. Одними из первых из коллектива ушли оркестранты Мария Фролова, Алексей Киселев, Денис Козлов, Елена Магницкая, Наталья Акулишнина, талантливая певица Изольда Субботина, высочайшие профессионалы – участники квартета "Плохие актеры". Вслед этим людям звучало:"А пусть уходят!" Чуть позже "Кантеле" покинули единственный мастер трюков, без которого мгновенно поблекло лицо балета, солист Андрей Смалюга, артисты балета Павел Рябов и Илья Томилов, солист балета Володя Кочкин, солистка группы "Айно" Ольга Томилова (Кульбицкая), солист, вокалист и танцовщик Павел Маслов.

"Практически в каждом случае можно и нужно было найти выход, – рассказала пресс-секретарь ансамбля Лариса Шицель. – Нельзя было отпускать таких профессионалов! Но люди ушли: кто-то из-за низкой зарплаты, кто-то из-за пренебрежения со стороны администрации и нежелания директора вникнуть и разобраться в ситуации. В результате, сегодня на сцене в составе ансамбля танцуют студенты колледжа культуры… Об отсутствии достойного мужского вокала и говорить не приходится..."

Состав администрации "Кантеле" за последние годы тоже претерпел изменения. Уже через год после прихода в кресло директора ансамбля Лилии Степановой коллектив покинул ее заместитель Вячеслав Сергеевич Сеидов, который руководил ансамблем на протяжении 17 лет, не дав ему погибнуть в 90-е. Уволились старожилы "Кантеле" – Николай Николаевич и Любовь Андреевна Богдановы.

В нынешнем году ушел начальник отдела реализации проектов Алексей Киндяк. Очевидно, что современный творческий коллектив не может существовать без проектной деятельности, а Киндяк в этом смысле – штучный товар, мозг ансамбля: именно он не только успешно оформлял проектные идеи, но зачастую генерировал их. В конце концов, Алексей вынужден был уйти из-за того, что директором были созданы воистину невыносимые условия для реализации любых его идей. В результате проектная деятельность "Кантеле" почила в бозе.

Впрочем, по словам Лилии Степановой, идеи всех проектов, осуществленных "Кантеле", принадлежат исключительно ей.


Победы не благодаря, а вопреки


Сегодня Алексей Киндяк, уход которого директор ансамбля комментировать не хочет, работает в Национальном театре. Видимо, в ближайшее время сменят место работы и многие другие работники "Кантеле", которые узнали, что с директором Степановой продлен контракт еще на три года. Среди них – команда, пришедшая в ансамбль в 2005 году из филармонии. Тогда "Кантеле" только получил грант от губернатора на пять лет, и эти люди развили энергичную деятельность. Молниеносно были завязаны партнерские отношения со многими регионами, организовано более 20 проектов, включающих гастроли по Карелии, стране и за рубежом, участие в различных российских и международных фестивалях. В 2006 году ансамбль проехал по местам боевой славы фронтовых концертных бригад "Кантеле" в своем "Вагоне 3053. Песни Победы!" Этот проект охватил 15 городов Карелии и Мурманской области. Карельский коллектив стал участником Всероссийского фестиваля "Синегорье-2007" в Челябинске, на который были приглашены всего четыре коллектива: ансамбль "Березка", хор им. Пятницкого, Кубанский казачий хор и наш "Кантеле". Он побывал на 1000-летии Казани. Свое 70-летие ансамбль отмечал юбилейным концертом на сцене театра "Новая опера" в Москве. Правда, только талант артистов и смог "вытянуть" юбилейную программу ансамбля на достойный уровень…

По мнению многих, проекты и события, которые принесли славу ансамблю, совершались "не благодаря, а вопреки". Взять хотя бы концерт в Кремлевском Дворце. Два месяца велись переговоры по телефону. В результате, Дворец все взял на себя, а ансамбль должен был оплатить только транспортные расходы – 48 тысяч рублей. Реакция Лилии Алексеевны: "Это мы, что ли, должны платить? Зачем нам это нужно?" Но государственный ансамбль не мог не выступить перед президентом страны, и "Кантеле" побывал в Кремле.


За место не держусь?

"Я никого из коллектива не гоню, – прокомментировала решение уволиться сразу трех работников администрации директор "Кантеле". – Но здесь и другие люди работают, с ними у меня почему-то складываются нормальные отношения. А за свое место я не держусь. Хотела уйти, но губернатор попросил меня остаться, чтобы открыть Дом Кантеле. Он сказал: "Ты создала проект, никто, кроме тебя, его не воплотит в жизнь". И он, конечно, прав".

"Доколе можно калечить человеческие судьбы?! – сказала пресс-секретарь ансамбля Лариса Шицель. К сожалению, многие из тех, кто честно работает в "Кантеле", не в чести у его руководства".

Разумеется, лицо концертного коллектива – его артисты. Но директор, видимо, не хочет или не может понять, что все это время кто-то разрабатывал проекты, организовывал выступления, обеспечивал выполнение пресловутого государственного задания, то есть и был тем самым двигателем, без которого невозможно движение вперед. Да и любой дом, как известно, держится на четырех углах, а не на одном, а также на взаимном уважении, доверии и заботе о его обитателях. А без этого даже самый что ни на есть дворец превратится в обычную избушку на курьих ножках…

Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей