Автошколы по требованию

Аналитика. Обществоведение
16:10, 07 Июля 2009

С 1 июля вступили в силу новые требования к оснащению материально-техническими средствами организаций, которые осуществляют подготовку водителей. Теперь автошколы обязаны иметь оборудованные автодромы, тренажеры, учебные машины с системой видеорегистрации, а также программы для тестирования психофизических качеств будущих водителей. По задумке властей, ужесточение этих требований должно повысить качество подготовки водителей и снизить аварийность на дорогах. Однако, по мнению представителей автошкол, все эти меры имеют больше минусов, чем плюсов, а их результативность будет близка к нулевой.


Кто виноват?

По статистике, в России большинство ДТП происходит при участии неопытных водителей, стаж вождения которых составляет менее трех лет. Следовательно, по логике чиновников, в этом виноваты автошколы, которые плохо учат будущих водителей. В этом есть своя правда. Но есть и другие причины, которые сотрудники министерств и ведомств почему-то ставят на второй план. Однако автоинструкторы считают, что проблема качества подготовки водителей не самая главная в этом вопросе.

"У нас правила дорожного движения меняются два раза в год. Разве это нормально? Не удивительно, что неопытные водители так часто нарушают правила и попадают в аварии. Водители же со стажем ездят по наитию. За счет большого опыта им удается избежать ДТП. Однако я уверен, если сейчас устроить экзамен водителям, которые получили права 15, 20 или 30 лет назад, большинство его не сдадут", – говорит руководитель одной из автошкол Кондопоги Владимир Гришкин.

Часто меняющиеся правила дорожного движения, безобразное качество дорог, низкая культура – все это, по мнению представителей автошкол, влияет на высокую аварийность на российских дорогах, а не только качество обучения.

"Абсолютно все мы знаем, что красный сигнал светофора запрещает движение. Это известно любому школьнику. Так кто виноват, что какой-то водитель проехал на красный? Автошкола, семья или учитель начальных классов?" – задает справедливый вопрос Владимир Гришкин.

По мнению автоинструкторов, попытки властей путем ужесточения требований навести порядок в российских автошколах, которые, по логике чиновников, плохо учат водителей, больше похожи на сумбурные метания, нежели на хорошо продуманную программу.


"Складывается впечатление, что новые правила и учебные планы писали люди, которые далеко некомпетентны и никогда не занимались подготовкой водителей. Иначе как можно объяснить, что чиновники российского министерства образования, увеличив количество часов, отведенных для вождения, одновременно существенно сократили время на изучение правил дорожного движения", – говорит начальник петрозаводской автомобильной школы РОСТО ДОСААФ Александр Беспоместных.

Как рассказал руководитель одной из старейших автошкол Карелии, с декабря прошлого года во всех автошколах введены новые программы обучения, утвержденные федеральным министерством образования. Согласно приказу министра Фурсенко от 30 сентября 2008 года, при подготовке водителей на категорию "В" увеличено количество часов, отведенных на вождение, – с 32 до 50. Что само собой является положительным решением. Но при этом количество учебного времени на изучение основ законодательства и ПДД уменьшено с 90 до 48 часов. Примечательно, что при утверждении новых учебных планов для автошкол федеральные чиновники "запамятовали" о программах переподготовки водителей с одной категории на другую.

"Когда нам прислали новые планы, мы с удивлением обнаружили, что в них ничего не говорится о переподготовке водителей. Стали узнавать, а как теперь вести обучение? Нам сказали учить пока по старым планам. Видимо, в министерстве образования просто забыли, что существуют и такие курсы. Лишь в конце января этого года после многочисленных обращений руководителей автошкол со всей страны федеральное министерство ввело программу по переподготовке водителей. Все это говорит о том, что работа по реформированию системы обучения водителей ведется без системы, необдуманно и непрофессионально", – говорит Александр Беспоместных.


За новые технологии надо платить

Новые требования, вступившие в силу с 1 июля, могут многократно увеличить финансовые затраты автошкол, что может, во-первых, существенно повысить стоимость обучения, которая сегодня и так в среднем составляет 19 тысяч рублей, а во-вторых, привести большинство автошкол к разорению.


Согласно новым правилам теперь у каждой автошколы должен быть автодром определенной площади: для школ, которые ведут подготовку по всем водительским категориям, – 1,5 гектара, для тех, кто ведет обучение только на категорию "В", – 0,7 гектаров. При этом автодром должен включать в себя регулируемый перекресток, железнодорожный переезд, качественное асфальтовое покрытие с разметкой и многое другое. Стоимость такого автодрома составляет примерно 35 миллионов рублей. Кроме того, учебные автомобили должны быть оборудованы специальным комплексом видеорегистрации – 7 видеокамер на один автомобиль. Комплект для одной машины обойдется примерно в 100 тысяч рублей. Закупить один комплекс на школу, а потом переустанавливать её с автомобиля на автомобиль не получится – слишком сложная и долгая процедура монтажа.

По задумке чиновников, вся эта умная техника должна исключить субъективизм автоинспектора при сдаче практического экзамена на "площадке". Однако, по мнению инструкторов автошкол, все это техническое перевооружение только на первый взгляд кажется прогрессивным решением.

"Автодром – это все-таки имитация реальной обстановки. Без него не обойтись на начальных этапах обучения. И площадки, которые сейчас есть в автошколах, полностью справляются с этой задачей. Ни один автоматизированный автодром не заменит реальную уличную обстановку, не научит будущего водителя правильно реагировать в той или иной ситуации. А "площадку" можно просто-напросто выучить и благополучно сдать экзамен. Поэтому, на наш взгляд, надо делать акцент именно на вождении в реальных городских условиях", – считает Александр Беспоместных.

Стоит также отметить, что до сих пор нет ясности относительно оборудования, которым теперь необходимо оснастить автошколы.

"В требованиях установлены сроки, но не указано какое именно должно быть оборудование. И мы не знаем, какие комплексы прошли государственную сертификацию, а какие не прошли. В стране уже были случаи, когда автошкола закупала и устанавливала недешевое оборудование, а потом контролирующие органы забраковывали его", – рассказывает Александр Беспоместных.

Список сертифицированного оборудования должны подготовить в ГИБДД. Но когда он появится, пока неизвестно. И получается так, что требования предъявили, а о том, как их исполнять, не подумали.

"Вообще складывается впечатление, что на самом деле это открытое лоббирование чьих-то коммерческих интересов", – замечает Владимир Гришкин.

По единодушному мнению владельцев автошкол, требуемое техническое перевооружение неизбежно приведет только к одному – к увеличению стоимости обучения. А учитывая, что из-за кризиса в Петрозаводске в среднем на 40% сократилось количество желающих получить водительское удостоверение, то это ставит большинство автошкол на грань разорения. В некоторых районах республики количество учеников в автошколах сократилась на 90%.

"Если в конце 2008 года в группу для обучения на категорию "В" мы набрали 51 человека, то в январе 2009 года – только 4. В крупных городах автошколы еще как-то выживают. А что делать тем, кто находится в районах, где у людей сейчас нет ни работы, ни денег?" – говорит Владимир Гришкин.

Помимо автодромов, тренажеров и учебных машин с системой видеорегистрации автошколы теперь еще обязаны иметь аппаратно-программный комплекс для тестирования психофизических качеств будущих водителей. Стоит такой АПК порядка 60 тысяч рублей. Само предложению по обязательному тестированию на психическую и психологическую устойчивость будущих водителей в автошколах было принято положительно. Однако возник вопрос, почему этим должны заниматься автоинструкторы, а не специалисты медицинской комиссии?

"Ответственность за безопасность на дорогах в первую очередь лежит на государстве. В этом же случае ответственность перекладывается на наши плечи. Обязав автошколы приобретать эти АПК, власти сами провоцируют нарушения. Где гарантия, что положительные результаты этих тестов не будут продаваться нечистыми на руку дельцами?" – говорит Александр Беспоместных.


Хотели как лучше?

По мнению некоторых экспертов, новые требования неизбежно повлекут закрытие многих автошкол или приведут к их уходу в теневой рынок. Например, наша республика в числе немногих регионов страны, где еще действует так называемая "самоподготовка водителей". По словам представителей автошкол, некоторые частные предприниматели предлагают человеку пройти курс обучения экстерном. На деле же желающий получить водительские права получает что-то вроде консультации, ничего общего не имеющей с курсом обучения. К тому же и экзамены ему придется сдавать самостоятельно, то есть предприниматель полностью снимает с себя ответственность за клиента. Разумеется, стоит обращение к частному предпринимателю намного дешевле, чем реальное обучение в автошколе. Надо ли говорить, что вступившие в силу требования могут спровоцировать резкое увеличение водителей, прошедших курсы таким вот экстерном. Так что о повышении качества обучения и о снижении аварийности речи здесь вообще не идет.

Парадокс заключается в том, что в деятельности таких предпринимателей нет ничего противозаконного. Она не подлежит лицензированию, поскольку это не обучение, а консультирование. Поэтому и вступившие требования нисколько не усложнят жизнь таким предпринимателям, так как на них они не распространяются.

По словам владельцев и сотрудников автошкол, проблема заключается еще и в том, что чиновники, принимая новые правила, вообще никак не советовались с ними, не прислушивались к их замечаниям и предложениям. В итоге, получилось "хотели, как лучше, а получилось как всегда".

"В июне в Москве прошла встреча представителей автошкол со всей России. Приехали более 500 человек. И только двое из этого числа поддержали эти нововведения, остальные высказались против. Наверно, это о чем-то говорит, если подавляющее большинство профессионалов, занимающихся подготовкой водителей, дает такую оценку чиновничьим программам", – говорит Владимир Гришкин.

Устав в одиночку отстаивать свои интересы, автошколы Карелии решили объединиться в ассоциацию. Пока в нее вошло пять автошкол. Инициаторы объединения считают, что сообща им будет гораздо легче достучаться до чиновников. И если раньше от замечаний или предложений разрозненных школ можно было отмахнуться, то теперь к их мнению придется прислушиваться.


Не надо паники

В республиканском министерстве образования считают, что представители автошкол несколько сгущают краски.

"Прошло 1 июля. Новые требования вступили в силу. Ни одна автошкола закрыта не была. Ни одна лицензия у автошкол не приостановлена и не отозвана. Все нормально работают", – говорит начальник управления по надзору и контролю в сфере образования республиканского министерства образования Александр Морозов.

Дело в том, что новые требования дают некоторое послабление автомобильным школам. Те автошколы, что получили лицензию до 1 июля 2009 года, должны привести свою материально-техническую базу в соответствие с новыми требованиями к окончанию срока лицензии. В противном случае новую лицензию они не получат. А вот открывающиеся автошколы уже должны быть "упакованы" по полной программе.

По данным министерства, в нашей республике подготовкой водителей занимаются 54 учреждения и организации. При этом 29 из них являются бюджетными образовательными учреждениями – это техникумы, колледжи и профтехучилища. И в нынешней ситуации им приходится труднее, чем частным автошколам. Во-первых, у них нет таких денег, поскольку обучение бесплатное. Во-вторых, контроль со стороны государства за ними строже. Например, чиновники министерства образования не могут проверять качество образования в автошколах, поскольку их деятельность подлежит лицензированию, но не государственной аккредитации. Тогда как техникумы, колледжи и училища помимо лицензии обязаны еще иметь свидетельство о госаккредитации, которое предусматривает, что выпускники этих учебных заведений должны обладать определенным уровнем знаний и навыков. И если бюджетные образовательные учреждения, в которых обучают профессии водителя, не приведут свои материально-технические базы в соответствие с новыми требованиями, у них есть все шансы лишиться не только лицензии, но и аккредитации.

"Лишиться государственной аккредитации можно достаточно легко: надо только раз или два показать результаты, которые не соответствуют контрольным нормативам. А потеряв свидетельство о госаккредитации, учебное заведение не может выдавать документы государственного образца. Другими словами, его деятельность фактически останавливается", – говорит Александр Морозов.

К слову, республиканское министерство образования обращалось в федеральное министерство с предложением установить обязательные государственные требования к уровню подготовки водителей в автошколах. В этом случае у чиновников появилось бы право проверять качество образования. Но пока такие требования не установлены, государство вмешаться в деятельность автошкол не может, невзирая на плохую или хорошую результативность экзаменов. Как признался Александр Морозов, в этом вопросе есть и плюсы, и минусы: с одной стороны появляется возможность отслеживать качество, а с другой стороны – это новые дополнительные требования.

Что касается психофизического тестирования будущих водителей, в министерстве образования республики утверждают, что это учебное, а не контрольное средство.

"Этот комплекс предназначен для того, чтобы показать какой психофизический тип у данного человека наличествует, и каким образом с данной психической организацией человеку безопасно управлять автомобилем. Он не предназначен для того, чтобы пройти тест и получить штамп. Результаты этого теста нужны в первую очередь самому курсанту и его инструктору, чтобы выработать необходимые навыки безопасного вождения, а не дать профессионально-экспертное заключение. Для этого есть медицинская комиссия", – сказал Александр Морозов.

В министерстве образования не исключают, что вступившие в силу с 1 июля требования и правила могут быть откорректированы с учетом пожеланий и предложений, поступивших от российских автошкол.

"Задача ликвидировать автошколы при нынешней автомобилизации населения не стоит. Здесь должны быть внятность и понимание, для чего нужна автошкола. Я думаю, "золотая середина" будет найдена. Возможно, что не все автошколы выживут. И те, которые были заточены только на выбивание денег уйдут. Останутся только те, кто заинтересован в надлежащем качестве обучения и устраивает население по ценам", – считает Александр Морозов.

Кроме того, Александр Морозов заверил, что в период действия уже выданных лицензий никаких санкций за не соответствие материально-технических баз новым требованиям применяться не будет. По данным министерства образования Карелии, в следующем году заканчивается срок лицензии у семи карельских организаций, занимающихся подготовкой водителей. Основной обмен лицензий ожидается в 2012 году. Так что у автошкол есть еще достаточно времени, чтобы подготовиться. А вот ожидать появления в ближайшее время новых автошкол в сложившейся ситуации можно вряд ли.

Айдар Абайдуллов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей