Латать трассу придется самим

Аналитика. Капитал
15:06, 24 Августа 2009

Передача автодороги Вологда-Медвежьегорск в федеральную собственность отложена до 2010 года.

Участок дороги Вологда-Медвежьегорск в Пудожском районе Карелии
Участок дороги Вологда-Медвежьегорск в Пудожском районе Карелии


Помнится, лет пять-шесть назад, открывая после ремонта небольшой участок этой дороги на границе Пудожского и Медвежьегорского районов, карельский премьер Павел Чернов пообещал, что трасса Вологда-Медвежьегорск не только свяжет Карелию с соседней Вологодской областью, но и откроет прямой путь с Урала в Северную Европу, а бывший председатель республиканского дорожного комитета Альбек Гиззатулин вообще заявил, что качество дорожного покрытия на этом отрезке трассы лучше, чем у финнов. За прошедшие годы шоссе Вологда-Медвежьегорск так и не суждено было стать частью международного транспортного коридора, да и отремонтированный участок сегодня мало чем похож на финские дороги, не говоря уж о десятках километрах пути в Пудожском районе, где, по словам водителей, лучше совсем снять асфальт, чем объезжать все ямы и колдобины.

В октябре прошлого года правительство Карелии совместно с правительством Вологодской области внесли в Федеральное дорожное агентство предложение о включении трассы Вологда-Медвежьегорск в перечень федеральных автодорог. В Росавтодор была направлена необходимая документация, однако никаких решений агентством до сих пор не принято. Как оказалось, после вступления в силу нового закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности многие российские регионы предпочли передать часть своих дорог в ведение федеральных властей, и, когда чиновники Росавтодора займутся трассой Вологда-Медвежьегорск, пока неизвестно. В начале августа премьер-министр Карелии Павел Чернов встречался с главой Федерального дорожного агентства Анатолием Чабуниным, но, как сообщили в республиканском правительстве, стороны договорились вернуться к вопросу о передаче дороги Вологда-Медвежьегорск в федеральную собственность только в следующем году. А до этого времени содержать трассу до границы с Вологодской областью придется карельским дорожникам – на те средства, которые удастся найти в региональном бюджете.


По ямам – «картами»

То, что дорога Вологда-Медвежьегорск имеет федеральное значение, ни у кого сомнений не вызывает. Шоссе общей протяженностью свыше 600 километров соединяет две оживленных трассы – Москва-Архангельск и Санкт-Петербург-Мурманск – и является кратчайшим маршрутом из Мурманской области и северных районов Карелии в центральные области страны. Достаточно сказать, что водители из Мурманска, следуя через Пудож, сокращают путь в Вологду почти на 400 километров в сравнении с тем расстоянием, которое им пришлось бы преодолеть, двигаясь через Петрозаводск и Ленинградскую область. В популярности этого маршрута у мурманчан корреспонденту «Столицы на Онего» довелось убедиться самому: едва ли не половина встреченных им машин на дороге Вологда-Медвежьегорск имела регистрационные номера Мурманской области.

Куков родник возле шоссе Вологда-Медвежьегорск
Куков родник возле шоссе Вологда-Медвежьегорск


Стоит заметить, что возможность транзитного проезда по этом направлении появилась всего лет десять назад, когда на дороге между Карелией и Вологодской областью начались активные строительные работы. Всего за период 1999-2005 гг. здесь было введено в эксплуатацию почти 120 километров новой трассы – около 50 километров на территории нашей республики и 70 километров в Вологодской области. Правда, нельзя не признать, что дорожникам из соседнего региона удалось превзойти их карельских коллег не только по объему выполненных строительных работ, но и по качеству содержания трассы. Ни в одном из районов Вологодской области, по которым проходит шоссе Вологда-Медвежьегорск, сегодня не увидишь таких разрушенных участков, как в Пудожском районе Карелии. Кроме того, практически на всем протяжении дороги на территории соседней области организованы стоянки, построены беседки, где путешественники могут укрыться от дождя, и даже заасфальтированы подъезды к родникам.

«Мы, конечно, содержим эту дорогу, но она требует ремонта, прежде всего – в Пудожском районе, где новый участок – протяженностью 13 километров – был построен только на границе с Вологодской областью, – рассказал «Столице на Онего» заместитель министра строительства Карелии Николай Скресанов, – Мы подготовили сейчас проектно-сметную документацию на восстановление двух больших участков трассы в Пудожском и Медвежьегорском районах – на 502-533 км и 544-561 км пути. Это самые разрушенные участки дороги, которые мы планируем капитально отремонтировать в следующем году. А пока мы закрываем ямы на те средства, которые были нам выделены в рамках содержания дорог. Нынешним летом мы смогли отремонтировать в Пудожском районе около 4 тысяч квадратных метров дорожного покрытия, и в ближайшее время на эти цели будет направлено еще 8 миллионов рублей, которые позволят нам дополнительно восстановить порядка 2,5 километра дороги. Мы сейчас составляем сметы, проведем котировки и в сентябре закроем «картами» 5-6 наиболее аварийных участков».


Лесная глушь

Ферапонтов монастырь
Ферапонтов монастырь


Как известно, на трассе Вологда-Медвежьегорск находится памятник мировой культуры и истории – архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, включенный девять лет назад в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому эта дорога является и популярным туристическим маршрутом. По данным Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, к которому относится расположенный в Ферапонтовом монастыре Музей фресок Дионисия, эти объекты ежегодно посещает около четверти миллиона гостей, но туристический поток сегодня идет, в основном, со стороны Вологды, где более развита туристская инфраструктура.

Удивляться тут нечему: для большинства автопутешественников, не осведомленных о достопримечательностях Медвежьегорского и Пудожского районов, эти уголки Карелии по-прежнему представляются лесной глушью, хотя еще несколько лет назад республиканские чиновники объявили о том, что международный туристический маршрут «Голубая дорога», начинающийся на атлантическом побережье Норвегии и проходящий через Швецию, Финляндию, Северное Приладожье и Петрозаводск, будет продлен до Пудожа. Но если в Вологодской области туристам не нужно искать указателей проезда к Ферапонтову монастырю или подводной лодке Б-440, превратившейся в последние годы в главный музей районного центра Вытегра, то на карельском отрезке трассы Вологда-Медвежьегорск вы не увидите ни одного дорожного знака или какого-либо аншлага, которые бы оповещали об Онежских петроглифах, памятниках деревянного зодчества или хотя бы просто о том, что это шоссе является частью «Голубой дороги».

Подводная лодка в Вытегре
Подводная лодка в Вытегре


Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что в соседней области есть пример и крайне безобразного содержания автомобильной дороги, имеющей межрегиональное значение. Речь идет о пути на Каргополь, который начинается от поселка Прокшино Вытегорского района, также расположенного на трассе Вологда-Медвежьегорск. Этой дороги, по сути, нет, хотя она обозначена на всех картах, занесена в спутниковый навигатор, а на трассе установлен указатель «Архангельск – 650 км». Во время затяжных дождей грунтовка фактически превращается в непроезжее месиво из глины, песка и грязи, которое не в состоянии преодолеть даже внедорожник. Корреспондент «Столицы на Онего» осилил по этому пути около 20 километров, после чего им был встречен искусанный комарами и гнусом велотурист, посоветовавший повернуть назад и попадать в Архангельскую область через Пудож. Совет оказался кстати: после дороги Прокшино-Каргополь пудожские ямы и выбоины кажутся чуть ли не автобаном.

Дорога на Каргополь из Вологодской области
Дорога на Каргополь из Вологодской области

Валерий Поташов, Кириллов-Ферапонтово-Вытегра-Пудож-Медвежьегорск-Петрозаводск

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей