Каменные реки обмелели

Аналитика. Капитал
18:27, 29 Сентября 2009

Падение спроса на отечественный щебень затормозило промышленное освоение карельских скал.


Нынешний год оказался провальным не только для лесопромышленного комплекса республики, который традиционно считается базовой отраслью региональной экономики, но и для производства щебня, где на протяжении последних нескольких лет наблюдался едва ли не самый значительный рост объемов выпускаемой продукции. Вопреки прогнозам правительственных чиновников, карельским горнопромышленникам не удалось избежать влияния мирового кризиса: из-за спада в строительстве почти все местные карьеры были вынуждены сократить добычу и отгрузку щебня, а некоторые предприятия предпочли вообще остановить работу до лучших времен.


Поставщик российских столиц

Карелия с ее твердыми скальными породами еще в советские времена стала одним из главных поставщиков щебня для европейской части страны. После развала СССР производство нерудных стройматериалов в республике пришло в упадок, но начавшийся в конце 90-х гг. прошлого столетия бурный рост дорожного, жилищного и промышленного строительства в российских мегаполисах вдохнул в карельские карьеры новую жизнь. Карелию охватил настоящий каменный бум: за период с 2001 по 2007 гг. выпуск щебня в регионе вырос с двух до десяти миллионов кубометров, на треть превысив максимальный уровень советских времен, а количество выданных республиканскими властями лицензий на освоение месторождений строительного камня стало исчисляться сотнями. Причем, желающих открыть в Карелии карьер не останавливали ни слабая транспортная инфраструктура, ни высокая стоимость подключения производственных объектов к электрическим сетям, ни протесты «зеленых», обеспокоенных горными разработками вблизи памятников природы. Огромные потребности отечественного рынка, и, прежде всего – Москвы и Санкт-Петербурга, в щебне заставляли российских бизнесменов покорять все новые карельские скалы. Накануне кризиса непокрытый дефицит щебня по Центральному и Северо-западному федеральному округам оценивался экспертами в 10-15 миллионов кубометров.

«В это время у нас не только росли производственные показатели, но и происходила широкомасштабная модернизация отрасли. К концу 90-х гг. щебеночные заводы в республике были морально устаревшими, а их оборудование – изношено. Прежнее производство было не способно выпускать более качественный кубовидный щебень, поэтому горнопромышленные предприятия в первую очередь вкладывали средства в техническое перевооружение карьеров. Тогда же в Карелию были впервые завезены передвижные комплексы, которые позволяли устанавливать дробилки прямо в экскаваторном забое и экономить на карьерном транспорте. Эти мобильные комплексы, работая от дизель-генераторов, обладали автономным энергоснабжением и не требовали подключения к сетям», – рассказал председатель Ассоциации горнопромышленников Карелии Владимир Аминов.

В последний докризисный год республиканское правительство публично объявило о намерении вывести регион в лидеры Северо-западного федерального округа по выпуску щебня. По расчетам карельских чиновников к 2015 году объем щебеночного производства в республике должен был достичь 30 миллионов кубометров, и единственное, что могло замедлить этот рост – недостаточная пропускная способность железной дороги, по которой строительный камень из Карелии доставляется в основном в другие области европейской части России. Однако обвал строительного рынка и резкое сокращение бюджетного финансирования дорожной отрасли разом перечеркнули правительственный прогноз. Если 2008 год карельские карьеры завершили с очередным рекордным показателем – 12 миллионов кубометров, то минувшим летом выпуск щебня в республике сократился почти на 10 процентов, а объемы реализации упали более чем на 40 процентов.


В ожидании лучших времен

По словам председателя Ассоциации горнопромышленников Карелии Владимира Аминова, многие карьеры оказались в этом году перед угрозой закрытия или продажи бизнеса.


«Мы еще в начале года предупреждали руководство республики о том, что отрасль будет ждать серьезный спад, если не удастся каким-то образом организовать платежеспособный спрос на щебень. Предприятия накопили огромный запас готовой продукции и теперь не знают, куда его деть. А если нет реализации, карьеры попадают в тяжелейшую ситуацию, когда начинают расти долги по выплате налогов и других обязательных платежей. Только по налогу на имущество среднее горнопромышленное предприятие ежеквартально выплачивает около полумиллиона рублей. Я боюсь того, что в такой ситуации мы можем столкнуться с попытками рейдерских захватов наших карьеров. Если ты должник, тебя очень легко лишить всего», – сказал Владимир Аминов.

Карьер в окрестностях поселка Алхо Лахденпохского района был вынужден остановить производство одним из первых. Компания «Промстроймонтажкомплект», владеющая этим карьером, ежемесячно поставляла от 30 до 50 тысяч тонн высокопрочного гранитного щебня для возведения высотных зданий международного делового центра «Москва-Сити» в российской столице. Когда строительство дорогих офисных и торговых помещений было заморожено, руководство компании решило просто прекратить дробить карельские скалы до лучших времен.

«Потребление щебня снизилось, но спрос на него еще есть. Дома и дороги строят, хотя и в меньших объемах. Однако сегодня востребован, в основном, дешевый и менее прочный щебень. Если бы мы перестроили сейчас производство и перешли на выпуск такой продукции, ее бы тоже покупали. Но в этом случае наша компания потеряла бы свое лицо, ведь мы позиционировали себя на рынке, как производитель высококачественного стройматериала», – пояснил руководитель отдела сбыта компании «Промстроймонтажкомплект» Игорь Карапетов.

Ситуацию в щебеночной отрасли усугубило и существенное повышение в нынешнем году железнодорожных и энерготарифов. По словам горнопромышленников, себестоимость производства карельского щебня стала фактически равна его доставке на строительные объекты Санкт-Петербурга, Москвы и других областей Центральной России, и в итоге при общем падении спроса на нерудные стройматериалы обладающий высокой прочностью и морозостойкостью камень из Карелии оказался не в состоянии конкурировать с более дешевой украинской продукцией. Карельским предприятиям пришлось снизить цену на щебень на 20-25 процентов, но вернуть прежние позиции на рынке им так и не удалось.

Как считает министр природных ресурсов республики Лев Шустов, карельский щебень снова будет востребован, когда государство восстановит финансирование дорожных работ на федеральных трассах и начнется реализация таких крупных инвестиционных проектов, как строительство скоростных железных дорог между Москвой и Санкт-Петербургом, Санкт-Петербургом и Хельсинки, где к стройматериалам предъявляются самые высокие требования. «Качественный щебень ни на что не променяешь, обойдется себе дороже. И дороги будут «шелушиться», и аквапарки падать. Я думаю, именно благодаря качеству карельского камня отрасль выдержит этот кризис. В ближайшие год-два объем производства щебня в республике будет на уровне 9-10 миллионов кубометров, а затем снова начнется рост», – предположил министр.

К слову сказать, в августе в щебеночном производстве, действительно, произошло незначительное улучшение ситуации, но небольшому росту производства карельских карьеров способствовали не какие-то экстренные меры республиканских властей, а оживление строительных работ на федеральных объектах.


Гордиев узел

В нынешнем году, не смотря на ситуацию в строительстве, в Карелии были введены в эксплуатацию два новых щебеночных карьера, и их общее число на территории республики достигло 25. По расчетам карельского министерства природных ресурсов, в ближайшее время в регионе будут открыты еще четыре предприятия по производству щебня, а всего в Карелии остаются нереализованными порядка 100 оформленных лицензий на недропользование, каждая из которых предусматривает выпуск щебня в объеме около миллиона кубометров в год.

Как полагают эксперты, значительная часть этих лицензий никогда не превратится в действующие карьеры, поскольку железная дорога просто не в состоянии справиться с таким грузопотоком. Транспортная инфраструктура республики оказалась не готова к бурному развитию горнодобывающей промышленности, и особенно остро это ощущается на юге Карелии, где сосредоточены самые крупные щебеночные карьеры. Достаточно сказать, что многие железнодорожные станции в Северном Приладожье были построены еще до Второй мировой войны и соединены между собой всего одной колеей. А отправка щебня по Ладожскому озеру вызовет лишь новые протесты «зеленых», которые уже сегодня требуют ужесточить меры по охране крупнейшего пресноводного водоема Европы.

Максим Максимов
Максим Максимов
Местное население также относится к добыче щебня весьма неоднозначно. Если жители поселка Элисенваара Лахденпохского района после нескольких встреч с горнопромышленниками и представителями республиканских властей все же поддержали открытие карьера, то в соседних поселках Куркиеки, Хийтола и в самом районном центре Лахденпохья большинство участников общественных слушаний о размещении щебеночного производства на территории муниципального образования высказалось против горных разработок.

«Люди понимают, что никакие договора социального партнерства, никакой ремонт дорог или помощь сельским школам не смогут окупить тот ущерб, который будет нанесен уникальной природе Приладожья, если здесь откроются все запланированные карьеры. Да и, по большому счету, горные разработки не приносят ощутимых доходов муниципалитетам. Местное самоуправление может рассчитывать только на поступления налога на доходы физических лиц, занятых в производстве щебня, а эти поступления не сравнимы с суммами налога на недра, который карьеры платят в федеральный бюджет», – посетовал председатель Лахденпохского районного совета Максим Максимов.

Как ожидается, разрешить конфликтную ситуацию в Северном Приладожье позволит официальное создание национального парка «Ладожские шхеры», которое определит границы заповедной территории, где недопустимо никакое промышленное производство. По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева, национальный парк площадью около 120 тысяч гектаров может появиться на берегах Ладоги уже в этом году.   

Валерий Поташов,
Лахденпохья-Петрозаводск

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей