Кто защитит младших школьников?

Аналитика. Обществоведение
10:44, 14 Октября 2009

Семьи учеников начальных классов возмущены переходом на «шестидневку» и просят власти о помощи. По коллективному письменному обращению родителей учащихся школы №20 в Петрозаводский городской Совет, к решению проблемы подключились депутаты.


Родители обеспокоены

Переход большинства образовательных учреждений Петрозаводска в этом году на шестидневную неделю обучения школьников 2-4 классов для многих родителей грянул как гром среди ясного неба. Внезапно вывешенные на кабинетах объявления ставили детей перед фактом: о двух выходных днях можно забыть.

– В конце прошлого учебного года администрация обещала нам, что ребята будут  учиться 5 дней в неделю, – рассказывает мама третьеклассника из школы №42 Ева Укконе. – А получилось, что дети вынуждены приходить на занятия и по субботам. В итоге за один выходной они не успевают восстанавливаться, накапливается хроническая усталость.

Примечательно, что, как правило, в списке предметов, вынесенных на субботу, ИЗО, труд, исследовательская деятельность. Поэтому доводы некоторых руководителей школ о том, что шестидневная учебная неделя помогает равномерно распределять нагрузку, не вполне обоснованны.

– Нас, родителей, не предупредили, когда вводили новый режим обучения, – говорит  Ева  – ссылались на какое-то мифическое распоряжение мэрии, при том, что нормативы государственного уровня не изменились. Детей очень жалко. У меня даже был порыв просто не отпускать ребенка в школу по субботам, а эти предметы сдать экстерном. Но все-таки хочется, чтобы в интересах всех детей было принято официальное решение.

Этот пример далеко не единственный, с аналогичными жалобами в редакцию обращались многие петрозаводчане. В большей степени обеспокоенность взрослых как раз связана с детским здоровьем, на котором один выходной сказывается отрицательно.

– К сожалению, практика показывает, что с каждым годом здоровье детей ухудшается, – комментирует проблему фельдшер средней школы №46 Галина Возненко. – У многих учеников 1-4 классов уже есть нарушение зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта. Введение шестидневной учебной недели эти проблемы только усугубляет, поэтому, я считаю, что для начальной школы такой режим обучения вреден. В нашем образовательном учреждении младшие классы учатся по пятидневке.


Многое зависит от школы

В Петрозаводске из четырех с лишним десятков школ единицы сохранили пятидневный режим обучения. К их числу относится средняя общеобразовательная школа № 46, директор которой Любовь Воробьева рассказала о причинах такого подхода:

– В Уставе нашей школы прописано, что по согласованию с учредителем, возможно обучение в режиме пятидневной учебной недели 2-4 классов. При выборе учебного плана мы этот вопрос обсуждали на педагогическом совете, на методическом объединении учителей начальных классов и на Совете школы, в состав которого входят представители учеников, педагогического коллектива и родителей. В итоге, пришли к единодушному мнению о том, что в начальной школе мы сохраняем пятидневку.

По словам Ларисы Васильевны, в пятидневной учебной неделе есть как плюсы, так и минусы. Главный плюс – это щадящий режим для ребят, здоровье которых оставляет желать лучшего. Несомненная польза пятидневки – увеличение промежутка отдыха. Один из основных минусов – сокращение на 3 часа недельной учебной нагрузки, в результате которого пришлось отказаться от регионального и школьного компонента. Но и здесь при желании можно найти выход: региональный компонент реализуется в рамках изучения других предметов, а вместо компонента образовательного учреждения в школе разрабатывают проекты дополнительного образования.

– В этом году мы первыми в городе начали проект «Через тернии к звездам», – рассказывает Лариса Воробьева, – который направлен на подготовку детей к олимпиадам и к исследовательской деятельности. Плюс ввели дополнительный час здоровья по предложению ДЮСШ №3. Вынесли этот вопрос на общешкольное родительское собрание, нас поддержали, и теперь школьники занимаются общефизической подготовкой.

Возможно, опыт 46-й школы пойдет на пользу и другим учебным заведениям, особенно тем, где родители намерены до конца отстаивать права собственных детей. Как, например, родители учащихся 20-ой школы, которые написали обращение в Петрозаводский городской Совет с просьбой разобраться, потому что на уровне образовательного учреждения они не находят понимания.


В двадцатой вернут пятидневку

Благодаря оперативному реагированию депутатского корпуса частную проблему школы №20 удалось решить положительно. Была организована встреча Председателя петрозаводского городского Совета Олега Фокина и депутатов с руководителем Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Ларисой Подсадник и заместителем начальника управления образования Ириной Мирошник. Депутаты, во-первых, попытались выяснить причины введения «шестидневки», а во-вторых, разобраться, почему родители не были уведомлены о новом режиме обучения детей.

Представители городской администрации в качестве причины перехода на шестидневку назвали распоряжение республиканского министерства образования. И отметили, что возвращение к старым учебным планам возможно только в том случае, если поступит подобное указание о пятидневке. В то же время, по словам министра образования Республики Карелия Александра Селянина, если в Уставе учебного заведения прописана возможность выбора между пяти– и шестидневной неделей обучения, то решать должен Совет школы.

Чтобы исключить все сомнения, стоит добавить, что согласно статьям 33 и 51 Федерального закона "Об образовании", на основании которого, в первую очередь, действуют муниципальные образовательные учреждения, учебная нагрузка, учебный план и режим занятий школьников – вопросы, которые находятся в компетенции образовательного учреждения.

В результате по инициативе депутата Петросовета Виктора Медведева, в чьем избирательном округе расположена школа №20, в начале октября в учебном заведении была организована родительская конференция начальных классов, на которой присутствовала заместитель начальника управления образования Ирина Мирошник.

– Мы объяснили родителям их права в решении проблемы шестидневки, – рассказывает председатель постоянной комиссии по законности, правопорядку и охране общественной безопасности Виктор Медведев. – Вопрос был вынесен на голосование, и большинство родителей, а всего их было около 70 человек, приняли решение предложить администрации школы внести в Устав соответствующие изменения и со второго полугодия 2009/2010 учебного года в школе №20 ввести пятидневку для учащихся 2-4 классов.

Хорошо, что в двадцатой школе проблему удалось сдвинуть с мертвой точки, но в этой истории еще остается много темных пятен. Например, на каком основании в Уставе школы был выбран шестидневный учебный план, если протоколы заседания Совета школы отсутствовали, и родители ничего об этом не знали.

В любом случае, по словам Ирины Мирошник, выполнение решения родительской конференции в управлении образования проконтролируют.


Необходимо проявлять инициативу

Не собираются оставаться в стороне и депутаты Петрозаводского городского Совета, пока эта проблема не будет решена в целом по городу.

– Очень многое в переходе на пятидневку зависит от активности родителей, – прокомментировал ситуацию председатель Петросовета Олег Фокин. – Если они захотят отстаивать права собственных детей, мы всегда им поможем. Но инициатива должна идти от них. Это, в первую очередь, совместная работа родителей и руководства школ.

На этой неделе родительские собрания пройдут в начальных классах школы № 42. Как сказала Ева Укконе, она обязательно поднимет вопрос о возвращении пятидневки, тем более что опыт в борьбе за здоровье детей у нее уже есть. Несколько лет назад аналогичная ситуация была с обучением старшего ребенка, тогда ей вместе с другими родителями удалось добиться положительного результата и сохранить пятидневку.

Трудности в комплексном решении проблемы могут быть связаны с соблюдением прав учителей. У педагогов действуют трудовые договоры, поэтому как минимум за два месяца до изменения учебного плана они должны быть уведомлены о переходе на пятидневку. Есть и другие подводные камни, в частности, возможное сокращение учительской нагрузки, о котором директора школ неохотно говорят в связи с шестидневкой, предпочитая мотивировать отказ от пятидневки равномерным распределением учебной нагрузки для детей.

Как рассказала председатель постоянной комиссии Петросовета по социальной политике Марина Гуменникова, 23 октября на заседании комиссии депутаты обсудят возможные пути дальнейшего решения «проблемы шестидневки» с учетом всех этих нюансов, и продолжат работу с родителями, желающими, чтобы их дети отдыхали два дня в неделю вместо одного.

– Большинство учеников получают дополнительное образование в музыкальных или художественных школах, спортивных секциях, театральных или танцевальных студиях, что нельзя упускать из виду школам при выборе учебного плана, – отметила Марина Гуменникова. – Дополнительная нагрузка для младших школьников в виде занятий по субботам не только отрицательно скажется на их успеваемости, но и может привести к ухудшению здоровья. Поэтому депутаты сделают все возможное, чтобы помочь родителям в переходе 2-4 классов образовательных учреждений на пятидневную учебную неделю.

Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей