Постой, паровоз!

Аналитика. Тема недели
09:37, 30 Ноября 2009

Подходит к концу первое десятилетия двадцать первого века, а жителям некоторых поселков Карелии впору обзаводиться гужевым транспортом, чтобы иметь возможность добраться до карельской столицы или райцентра. Решение Октябрьской железной дороги об отмене почти половины пригородных поездов, курсировавших на территории республики, и проблемы с организацией автобусного сообщения могут привести к тому, что часть населенных пунктов окажутся фактически отрезанными от внешнего мира.


Разговоры о том, что ОЖД намерена сократить количество электричек в Карелии, ходили давно, но, как это обычно у нас бывает, все случилось "неожиданно". С 30 ноября вместо двух ежедневных электричек в направлениях "Петрозаводск – Медгора" и "Петрозаводск – Свирь" остается по одной. С этого же дня отменен пригородный поезд "Кемь – Беломорск – Маленга", курсировавший по нечетным дням. До конца года будут сохранены электрички "Кемь – Сегежа – Медгора" и "Лоухи – Кемь", а в дальнейшем и их планируются отменить. Поезда в направлении "Кузнечное – Сортавала" временно будут ходить два раза в день, но не ежедневно, а только по четным числам. Позднее на этом маршруте из двух поездов также останется только один. Не исключено, что в дачный сезон в расписании появится еще один пригородный поезд "Петрозаводск – Суоярви". На большее рассчитывать не приходится.


Одни расходы, никаких доходов

По словам железнодорожников, отмена электричек – мера вынужденная, вызванная огромными убытками, которые несет ОЖД. Как сказал начальник дирекции пригородных перевозок "Транском" Игорь Акобардин, с начала года убытки Октябрьской магистрали от пригородных перевозок в Карелии составили 326 миллионов рублей. При этом компенсация из республиканского бюджета, выплачиваемая железнодорожникам за пригородные перевозки, составляет всего 9,3 миллиона рублей, а в следующем году она может быть сокращена до 5 миллионов рублей. Понятно, что коммерческое предприятие, коим является Октябрьская железная дорога, позволить себе такого не может. Отмена же некоторых пригородных поездов позволит сократить убытки железнодорожников до 80 миллионов рублей.

"Сегодня железная дорога в полом объеме вынуждена содержать собственную инфраструктуру. А в составе затрат мы имеем порядка 70 процентов инфраструктурной составляющей. Её никто не дотирует, мы не получаем ни копейки. Если мы едем 12 рублей за зону, то реальная себестоимость поездки – 66 рублей. Мы можем повысить цены билеты и сохранить все пригородные поезда, но кто-нибудь на них поедет?" – говорит Игорь Акобардин.

По словам начальника дирекции пригородных перевозок ОЖД, весь объем рынка пригородных пассажирских перевозок в Карелии, включая автомобильный, речной и железнодорожный транспорт составляет 120 миллионов рублей. "Даже если мы займем 100 процентов рынка или доминирующую роль на этом рынке, мы не покроем собственных убытков", – сказал Акобардин.


Проезда нет

Игорь Акобардин отметил, что решение о сокращении количества пригородных поездов не является односторонним, соответствующий протокол был подписан руководством ОЖД и премьер-министром республики. Это значит, что в карельском правительстве знали о грядущей отмене электричек, однако подготовиться к этому почему-то не успели. Видимо, понадеялись, что железнодорожники не пойдут на столь непопулярную меру. Во всяком случае, за несколько дней до отмены поездов не было никакой определенности в том, каким образом в дальнейшем будут выполняться пригородные перевозки в республике.

Чтобы успокоить население, правительство республики сообщило, что отмененные электрички будут заменены автобусами. Но одно дело сообщить об этом, другое дело сделать. В "Карелавтотрансе" заявили, что они готовы ввести дополнительные пригородные рейсы и маршруты, однако выяснилось, что до некоторых населенных пунктов пустить автобусы нельзя, поскольку дороги, ведущие к ним, абсолютно не пригодны для пассажирских перевозок и не имеют соответствующей категории. В минувший четверг, когда до отмены электричек оставалось меньше недели, вопрос этот так и оставался нерешенным.

Как сказал заместитель генерального директора "Карелавтотранса" Сергей Величко, специалисты минэкономразвития республики, дорожники, сотрудники ГИБДД и перевозчики совместно решают вопрос о приведении в надлежащий порядок таких автодорог.

"Это не значит, что накануне зимы должен начаться их ремонт, сейчас необходимо найти средства на их текущее обслуживание, чтобы по этим дорогам можно было организовать движение пассажирских автобусов", – сказал Сергей Величко.

Другими словами, чиновники могут присвоить этим разбитым грунтовкам необходимую категорию. Только вопрос: будут ли эти дороги на самом деле соответствовать требованиям безопасности, или же пригодными для автобусного сообщения они будут числиться исключительно на бумаге? И согласятся ли перевозчики ездить по ним и гробить свои машины?


Назад в прошлое

"Какой двадцать первый век?! У нас тут век восемнадцатый", – с горечью констатировала глава Кяппесельгского поселения Кондопожского района Анжелика Дубень.

Этот поселок находится в числе тех, с которыми до этого времени не было автобусного сообщения, и пригородные поезда были единственной возможностью добраться до райцентра или карельской столицы. От Кяппесельги до трассы "Кола" 18 километров неасфальтированной дороги, которую и дорогой сложно назвать: ямы, ухабы, а осенью и весной непролазная грязь.

"Разговоры о том, что электрички отменят, ходили давно. Жители возмущались, обращались и писали, куда только можно. Нам обещали, что к нам будет ходить автобус. Но когда он будет пущен? Какое будет расписание? Как будет содержаться дорога? Сколько будет стоить билет? До сих пор никакого конкретного ответа нет", – говорит глава поселения.

Сейчас же для связи с внешним миром у жителей осталась одна электричка, но её расписание составлено так, что на поездку в Кондопогу даже по самому краткосрочному делу придется потратить около суток.

"Электричка приходит в Кондопогу в 16 часов, обратно можно уехать только на следующий день. Получается, для того, чтобы съездить к врачу в районную больницу надо где-то ночевать. А что делать тем, у кого нет личного автомобиля и родственников в Кондопоге? Ночевать на вокзале?!", – возмущается Анжелика Дубень.

Аналогичная ситуация сложилась и в поселке Пай Прионежского района. Грунтовка, ведущая к поселку, разбита лесовозами, автобусного сообщения нет. В прошлом году, когда рассматривался вопрос о закрытии местной малокомплектной школы, ГИББД не разрешило возить по этой дороге учеников в другие школы, поскольку она не соответствует требованиям безопасности.

"Больше всего беспокоит, как будут учиться наши дети. Раньше, когда электричка ходила два раза в день, ею пользовались учителя, преподающие в нашей школе, но которые живут не в поселке. А это пять педагогов по семи предметам", – сказала глава Пайского поселения Галина Шахрай.

Многие жители Пая, которые работают и учатся в Петрозаводске, ежедневно пользовались электричкой. Однако теперь им придется либо искать жилье в карельской столице, либо отказываться от учебы или работы, пополнив тем самым ряды безработных.

Кстати, проблема безработных весьма актуальна для поселков республики, оказавшихся в своеобразной транспортной блокаде. Официально зарегистрированным безработным необходимо два раза в месяц отмечаться в районных центрах занятости. Теперь же, чтобы это сделать, им придется где-то ночевать. Откуда у человека, живущего на пособие, появятся на это деньги? Даже если будет организовано автобусное сообщение, не факт, что цена билета будет равняться стоимости проезда в пригородном поезде. Для сравнения, сегодня проезд в одну сторону на автобусе из Петрозаводска до Деревянки составляет 72 рубля, в пригородном поезде – 42 рубля. Согласитесь, разница весьма ощутимая.

В республике из-за отмены электричек "невыездными" могут оказаться несколько тысяч человек. В некоторых поселках даже нет магазинов, и жители ездили на пригородных поездах за продуктами. Теперь, чтобы купить хлеб, соль или спички им одним днем не обернуться. Существуют, конечно, и пассажирские поезда, которые останавливаются на этих станциях. Но во многих из них нет общих вагонов, а проезд в плацкарте далеко не всем по карману. К тому же никто не может гарантировать, что в необходимом поезде будут свободные места. Особенно в период отпусков или предпраздничные дни.


Вне зоны доступа

Понятно, что железная дорога не в силах больше нести огромные убытки, поэтому и сократила количество рейсов. Однако жители республики не понимают, почему новое расписание пригородных поездов составлено без учета их потребностей.

Как сказал начальник дирекции пригородных перевозок "Транском" Игорь Акобардин, принимая решение об отмене некоторых электричек, руководство ОЖД учитывало наполняемость пассажирами тех или иных рейсов, и сохранены были те, что пользуются большим спросом. Но большинство жителей поселков с этим не согласны.

"Сохранены так называемые рабочие поезда, на которых железная дорога возит своих работников. Это расписание выгодно самим железнодорожникам, но не обычным пассажирам", – сказала глава Кяппесельгского поселения Анжелика Дубень.

Надо отметить, что руководство ОЖД признает непопулярность принятого решения. Игорь Акобардин заверил, что если это необходимо, железнодорожники готовы пересмотреть расписание, но при нынешних убытках говорить о сохранении прежнего количества пригородных поездов, а тем более о наращивании объемов перевозок не приходится.

Всю минувшую неделю мы пытались получить комментарий в министерстве экономического развития Карелии, в чью компетенцию входит транспортный вопрос. Однако там от комментария пока воздержались, сославшись на то, что, во-первых, переговоры по этому вопросу продолжаются, а во-вторых, в правительстве ждут ответа на письмо, которое премьер-министр республики Павел Чернов направил начальнику ОЖД Виктору Степову. По нашей информации, послание в Петербург было отправлено только во второй половине прошлой недели, хотя о запланированной отмене поездов было известно заранее, ведь соответствующий протокол, напомним, был подписан и главой республиканского правительства. Примечательно, что на прошлой неделе, пока в многострадальных поселениях с тревогой и возмущением ожидали отмены электричек, Павел Чернов сообщил о возможных прямых авиарейсах из Петрозаводска в турецкую Анталию. Надо ли говорить, что некоторыми жителями "невыездных" поселков это было воспринято, как откровенное издевательство.

Когда несколько лет назад проводилась электрификация карельского участка Октябрьской железной дороги, едва ли не каждую неделю правительственные чиновники и разные должностные лица уверяли нас, какое же это будет благо, как разовьется экономика, как улучшится транспортная доступность населенных пунктов республики. Электрификация давно завершилась, фанфары отгремели, а обещанная доступность стремится к нулю.

Айдар Абайдуллов

P.S.:
В связи официальным обращением правительства республики руководство Октябрьской железной дороги приняло решение временно приостановить действие приказа об отмене с 30 ноября некоторых пригородных поездов, курсирующих на территории Карелии. Однако, как сообщили в республиканском минэкономразвития, официально подтверждающий данное решение документ пока еще не поступил, информация о принятом решении была сообщена по телефону. Кроме того, в пресс-службе Петрозаводского отделения ОЖД пояснили, что вопрос об отмене электричек с повестки дня не снят и в настоящее время он обсуждается представителями карельского правительства и железной дороги. Об окончательном решении будет сообщено позже.
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей