Музыкальному театру с драмой не по пути

Аналитика. Обществоведение
18:09, 11 Января 2010

"К концу года мы подошли с чувством глубокого удовлетворения", - поделилась со "Столицей на Онего" 31 декабря директор Музыкального театра, получившего в 2009 году новую жизнь в своем здании после трехлетней реконструкции, Елена Ларионова.

Опера "Травиата"
Опера "Травиата"


Театр, где отшумели такие яркие премьеры, как опера "Травиата" Верди, балеты "Щелкунчик" Чайковского и "Ромео и Джульетта" Прокофьева, номинированного на высшую театральную премию "Золотая маска-2010", наверное, сегодня не может не пребывать в хорошем расположении духа. Но все ли так гладко в жизни карельского "большого" театра? На какие рельсы сегодня встал этот храм Мельпомены, и кому с ним оказалось не по пути? Об этом и многом другом нам рассказала директор театра Елена Ларионова.  


Дорогого стоит

- Елена Геннадьевна, около десяти месяцев назад вы заняли кресло руководителя Музыкального театра. В это время выглядели вы немного растерянной. Не ожидали, что придется бросить свой любимый Театр кукол, где очень многое было "завязано" на вас?  

- Предложение возглавить Музыкальный театр было для меня в большой степени неожиданным, но и интересным. Театру кукол отдано без малого семь лет. За это время уже возможно стало ощутить результат работы: все поставлено на свои рельсы, понятно, куда и как театр должен двигаться в своем развитии. Театр за эти годы очень вырос. Важно, что мы достигли полного взаимопонимания с труппой. Вряд ли успех Театра кукол был бы возможен без этого взаимопонимания.

В Музыкальный же театр я пришла, не имея возможности  заглянуть в какую-то дальнюю перспективу. Это была финишная прямая: строители заканчивали ремонт здания, важно было открыть театр и довести строительный процесс до разумного конца. Но ведь театр – это не только и не столько  здание. Поэтому параллельно шла совсем другая работа. В апреле мы набирали оркестр, формировали вокальную труппу. За два месяца численность театра увеличилась практически вдвое. А моя задача - создать труппе и ее творческим лидерам условия для творчества, тем самым вдохнув жизнь в обновленные театральные пространства.

С первым же спектаклем - балетом "Ромео и Джульетта" Прокофьева, - который выпустили на большой сцене, театр сразу поставил для себя такую высокую планку, что многие не очень-то и верили, что мы с этим справимся. Но мы справились. И "Травиата" Верди, как бы ни убеждали нас скептики в том, что наш город очень «опереточный» и опера да еще на языке оригинала здесь не приживется, стала явлением в театральной жизни Петрозаводска. Прошло уже несколько месяцев со дня премьеры "Травиаты", а у нас на этой постановке полные залы, билеты уходят влет. Публика реагирует на спектакль очень непосредственно – люди, сопереживая героям, плачут, и это дорогого стоит.

- Ваши роскошные постановки также и дорого стоят. Сегодня ни один петрозаводский театр не может похвастаться такими суммами, вложенными в спектакли. Министр финансов республики на декабрьской встрече губернатора с творческой интеллигенцией озвучил сумму в 10 миллионов в качестве "постановочных", не уточнив, кому они в 2010 году достанутся. Руководители многих творческих коллектив считают, что получит все эти деньги только Музыкальный театр. Это действительно так? Вы уже знаете, на какую сумму можете претендовать в этом году?

- Мы знаем самое главное – нас никто не оставит один на один с финансовыми проблемами. Безусловно, нужно стремиться к финансовой самостоятельности и независимости. (кстати, в Театре кукол нам многое удалось сделать в этом направлении). Но по большому счету,  сегодня  ни один театр, особенно музыкальный, без господдержки выжить не сможет. Главное – чтобы получив поддержку, мы могли по-настоящему порадовать результатом работы. 


Театр без худрука

- Судя по заверениям губернатора, вас в ближайшие год-два без поддержки не оставят. Видимо, вы достигли взаимопонимания с чиновниками. А как обстоят дела с вашими подчиненными? Удается ли с ними выстраивать такие же конструктивные отношения, как в Театре кукол?

- Я стараюсь. Музыкальный театр – это сложный организм. Здесь очень много разных творческих коллективов (оркестр, балет, вокальная труппа, хор), которые должны постоянно взаимодействовать, идти к общему результату. К счастью, с яркими талантливыми руководителями оркестра, балета, вокальной труппы  - Сергеем Иньковым, Кириллом Симоновым и Юрием Александровым - мы сразу нашли общий язык. Мы понимали и понимаем, что делаем общее дело, которое должны сделать так, чтобы все ахнули.

- Александров, у которого был подписан договор с Министерством культуры республики, все еще с вами или уже уехал поднимать какой-нибудь другой российский театр?

- Юрий Исаакович не оставляет те проекты, над которыми он работал. Он помогает во всем, приезжает так часто, как ему позволяет его занятость Он, куратор-художественный руководитель театра, всегда в курсе всех событий, всех планов.  Сегодня Юрий Исаакович работает над оперой "Евгений Онегин", премьера которой состоится весной. В декабре зритель мог увидеть эту оперу на нашей сцене в концертном исполнении.

- Но своего художественного руководителя у Музыкального театра сейчас нет?

- Пока нет. С Николаем Покотыло мы расстались, когда я поняла бесперспективность его сотрудничества с театром. Так что мы сейчас находимся в поиске такого творческого лидера, который бы, понимая концепцию нашего театра, приехал к нам в Петрозаводск и выстраивал здесь ежедневную детальную работу.


Бесперспективный драматический островок

- А кто будет детально выстраивать работу драматической труппы театра? После того как малая сцена в "Масках" была закрыта пожарными, артисты остались без работы. Вы планируете занять эту труппу на большой сцене?  

- Я сюда пришла как директор Музыкального театра, моя самая главная задача развивать этот театр. Безусловно, я стараюсь принимать участие в решении проблемы и как-то поддержать артистов, но нужно понимать, что эта ситуация с Театром драмы не сегодня сложилась. Она тянется в течение нескольких лет. Наверное, не хватало каких-то ресурсов, чтобы принять решение раньше. Да, у артистов была возможность работать в "Масках". Хотя все понимали, что эта сцена (переделанная репетиционная комната) -  помещение временное, оно не соответствует стандартам и нормативам, в том числе и по пожарной безопасности. Говорить о том, что эту комнату можно переделать и приспособить под зрительный зал, несерьезно. Даже если бы можно было бы сделать что-то с малой сценой, чтобы пожарные ее вновь открыли, это все равно бы не решило проблему. Нужно видеть не завтрашнюю, а долгосрочную перспективу. А это не в моей компетенции, а в компетенции учредителя – Министерства культуры республики. Оно пытается решить ситуацию в таком ключе, чтобы создать условия для творчества. На мой взгляд, 13 драматических артистов, сегодня находящихся в штатном расписании Музыкального театра, -  это бесперспективно для них самих  в первую очередь. Ведь  Музыкальный театр должен и всегда будет отстаивать свои приоритеты и развиваться именно в направлении музыкальных постановок – это оперы, оперетты, балетные спектакли. Мы должны нарабатывать репертуар и это вопрос не одного сезона. Каждая постановка, которая задумывается в театре, это настолько масштабная работа, что требует полной отдачи сил, мобилизации всех ресурсов.  Например, в конце декабря мы выпустили балет "Щелкунчик". Два месяца постановочная часть работала без выходных. Последний месяц живописный цех вообще трудился в круглосуточном режиме. Спектакль получился великолепный. Но ведь это невероятное напряжение для всего коллектива театра. И так будет всегда: музыкальная постановка по определению  очень затратна во всех отношениях. И я как директор Музыкального театра должна в своей работе быть сосредоточена на том, чтобы театр делал свои работы на достойном уровне. 

- Значит, вы не видите перспективы для драматической труппы внутри Музыкального театра. Вас не устраивает качество спектаклей руководителя труппы Снежаны Савельевой?

- Я директор, а не театральный критик, поэтому воздержусь от оценок, какими бы они ни были. Безусловно, у нашей драматической труппы есть свой зритель. Но я убеждена, что драматический театр должен развиваться как нормальный драматический театр. Для этого нужно пополнять труппу, выстраивать ее. И думаю, что драматический театр у нас будет, но где и в каком качестве? Сегодня в Петрозаводске есть три площадки, которые предлагают драматические спектакли: "Творческая мастерская", Национальный театр и наша малая сцена. Может быть, пусть их будет меньше: не три, а две достойные площадки с достойными спектаклями. Любое хорошее дело требует усилий и финансирования, которое можно распылить или наоборот сконцентрировать. Но в конечном итоге самое главное, чтобы не пострадали интересы зрителей: публика должна видеть интересные драматические спектакли в хорошем комфортном зрительном зале. Понятно, что эту ситуацию нужно прогнозировать не на следующую неделю, а на какую-то дальнюю перспективу.

- А когда министерство культуры нам эту перспективу хотя бы нарисует? Ведь после 7 января, когда был сыгран последний спектакль "Морозко" на сцене карельского колледжа культуры, артисты остались без сцены – а значит в перспективе и без работы. Что им делать и чего ждать?

- Сейчас все понимают, что малая сцена уже не откроется, поэтому нужно принимать решение. Я думаю, что не так скоро, но оно будет принято. Все перемены в том, что касается людей, всегда воспринимаются с трудом и болезненно. Поэтому, наверное, лучше еще раз взвесить все возможные варианты и выйти из ситуации с наименьшими потерями. Для всех.

Беседовала Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей