3300 подписей петрозаводчан, собранных в защиту драматической труппы Музыкального театра, не спасли актеров.
В Карелии будет только один Театр драмы, работающий на русском языке. И ему будут созданы подобающие условия для работы. Таково последнее слово Министерства культуры республики, которое вчера прозвучало на Совете по культуре при главе республики. Драматическая труппа Музыкального театра, на протяжении нескольких последних недель бившаяся за сохранение своего Театра драмы, которому стукнуло уже 104 года, осталась не у дел.
Снежана Савельева |
"Мы допустили ошибку, когда ставили театр на ремонт, – сказала на заседании Совета по культуре директор Музея ИЗО Наталья Вавилова. – Тогда мы должны были сократить все труппы, распустить всех работников, но пожалели некоторых актеров. Сегодня эти артисты – несчастные люди".
Этим несчастным 13-ти драматическим актерам все сочувствуют, но помочь не могут. Малая сцена в "Масках", закрытая из-за нарушений противопожарных норм еще в декабре, вряд ли когда-нибудь откроется. На большую же сцену драму даже не планировали пускать. Это площадка принадлежит только Музыкальному театру.
"Когда я услышала слово объединение, мое сердце забилось, – поделилась директор Театра кукол Любовь Васильева, руководившая Музыкальным театром и Театром драмы с 1999 по 2003 годы. – Какие бы легенды за последние дни я не слышала о том, как два театра хорошо жили под одной крышей, это неправда. Жили хорошо, когда один театр три-четыре месяца находился на гастролях, а потом выходил в отпуск. Другой в это время нормально работал на большой сцене. В остальное время выпускать качественные спектакли было нельзя. И драматический театр тогда справедливо обижался: "Почему при выпуске спектакля вы от нас требуете качества, а у нас пять репетиционных точек на сцене и за шестую – световую – мы деремся". А Музыкальный театр нуждался в оркестровках, спевках и получал всего восемь репетиционных точек. Как оркестр мог хорошо играть, когда у него была одна спевка с солистом? Дирижер после неудачного выступления говорил: "А что вы хотите, я с одной репетиции махал!" И мы знаем режиссеров, которые уезжали от нас со словами: "Я не могу работать в этом кентавре". Объединять сегодня вновь две труппы нельзя, это будет ошибкой".
Ошибкой было бы, по мнению членов Совета по культуре, и объединение драматической труппы Музыкального театра с труппой другого драматического театра – "Творческая мастерская".
"Как заставить объединиться людей, которые когда-то ушли из Театра драмы и создали "Творческую мастерскую", с теми, кто остался?! – сказал актер и режиссер Леонид Владимиров. – Да, и из тех, кто остался, уже практически никого нет. Я пришел в Русский театр драмы в 1955 году. Я знаю всю историю театра. Там давно все было неблагополучно".
"Даже оркестр невозможно объединить, не говоря о труппах, – считает руководитель Медиа-центра "Vыход" Сергей Терентьев. – Поножовщиной все закончится!"
По словам Снежаны Савельевой, если объединить актеров в один коллектив, начнется война, а если дать работу двум коллективам в одном здании, будет еще хуже. "Куда бы 13 актеров не приткнули, они везде будут иждивенцами," – утверждает Савельева.
Директор "Творческой мастерской", существующей, как и труппа Савельевой, в немыслимых условиях (на днях помещения театра будет закрыто по суду из-за нарушения противопожарных норм), Александр Береговой-Побережный на заседании Совета не лукавил: "Я своих актеров не могу обеспечить работой. Зачем же другим артистам врать, что я их трудоустрою. И на сцену Национального театра я никогда не приду".
Тем не менее, министр культуры обратилась к директорам театров с просьбой сделать предложения артистам драматической труппы Музыкального театра. Ранее на совещании с руководителями учреждений культуры Галина Брун, обсуждая ситуацию с Театром драмы, предложила коллегам, желающим помочь 13 актерам, помогать, как погорельцам. "Погорельцам можно помочь двумя способами: достать из своего кармана деньги и дать им или пригласить себе в дом, – сказала на заседании Совета министр. Слухи же о том, что Галина Тойвовна угрожала увольнением тем работникам культуры, которые поддерживают труппу Савельевой и участвуют в подписной кампании в защиту театра, руководители учреждений отвергли. Но поскольку 10 миллионов рублей, по словам министра, требующихся на обслуживание труппы из 13 актеров в год, ни у одной из бюджетных организаций нет, то артисты должны искать себе работу самостоятельно. "Боливар не вынесет двоих", – сказал по поводу невозможности содержать два драматических театра председатель карельского союза писателей Марат Тарасов.
"Этой группе артистов нужно было начинать не с демонстраций, не с голодовок, а с конструктивных предложений, – считает актер и режиссер Леонид Владимиров. – Есть проекты, которые поддержит и СТД, и Минкульт".
3300 подписи, собранные горожанами, неравнодушными к судьбе драматической труппы, никого на заседании Совета по культуре не тронули. Наоборот, у некоторых данная кампания вызвала раздражение.
"Когда собирались подписи, вопрос звучал некорректно: "Вы за русскую драму?" – заявил Сергей Терентьев. – Я за русскую драму, а вы к чему подписи собираете? Я не понимаю вопроса. Получается, что определенное мнение в городе было сформулировано и вынесено не любовью к театральному искусству, не к конкретной театральной труппе, а просто из-за недоверия русской интеллигенции к власти. Если власти что-то закрывают – это плохо. А власти всегда запаздывают. Вопрос реорганизации театров нужно было решать 20 лет назад, а не сейчас. А то, что должен быть настоящий драматический театр, ни у кого не вызывает сомнения".
О том, что правительство в ближайшее время решит вопрос о новом доме настоящего Театра драмы (специально ли отстроенном здании или реконструированном здании филармонии, где находится "Творческая мастерская"), говорили уже без актеров драматической труппы Музыкального театра. Попытки Снежаны Савельевой выяснить, в чем же несостоятельность труппы, выпустившей за три года 19 спектаклей, и ее как художественного лидера, ее слезы остались без внимания.
"Сегодня мы все живем по контрактам, договорам, – сказала Наталья Вавилова. – Учредитель может, не объясняя причин, не продлить с нами этих документов. Когда же человек выбирает профессию актера, то он предполагает, что он будет менять место жительства".
Наталья Витива
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание