ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
09:30, 15 Марта 2010

Robinson не вынес партизана

Как выяснили журналисты газеты "Коммерсант", в катастрофе под Петрозаводском погиб вице-президент Ассоциации пилотов и владельцев частных воздушных судов.

Обломки фюзеляжа разбившегося вертолета (11.03.2010 г.)
Обломки фюзеляжа разбившегося вертолета (11.03.2010 г.)


В минувшую среду в Карелии разбился частный вертолет Robinson R-144. В катастрофе погибли его владелец и пилот Дмитрий Мартынов, известный в системе малой авиации своими "анархическими" взглядами на правила безопасности полетов, и его жена. Следствие полагает, что причиной катастрофы могли стать сложные метеоусловия и нехватка топлива. Между тем коллеги погибшего убеждены, что воздушный партизан, как называл себя господин Мартынов, просто не рассчитал высоту полета.

10 марта около 16 часов вечера 40-летний вице-президент Ассоциации пилотов и владельцев частных воздушных судов Дмитрий Мартынов и его супруга Мария, побывав в гостях у своих знакомых в Архангельске, вылетели обратно в Москву на своем вертолете Robinson R-144. Учитывая, что 180-литровый топливный бак Robinson рассчитан примерно на три часа полета, пилоту предстояло сделать две промежуточные посадки в пути для дозаправки. Первая из них была запланирована в карельском поселке Суйсарь, расположенном на берегу Онежского озера неподалеку от Петрозаводска,– здесь господина Мартынова должен был встретить и обеспечить топливом его приятель, тоже летчик. По расчетам господина Мартынова, он должен был приземлиться около 19 часов, однако в это время Robinson в Суйсари не появился, а мобильник пилота перестал отвечать на вызовы.

Обеспокоенный приятель летчика тут же сел в вездеход и отправился на поиски. Разбитую машину и погибшую супружескую пару он нашел на льду Онежского озера. Они не долетели до первого пункта назначения всего 4 км.

Место происшествия в тот же день осмотрели сотрудники республиканской прокуратуры и следственного управления по Карелии СКП России. Сейчас проводится доследственная проверка обстоятельств инцидента, по результатам которой, видимо, будет возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности при движении и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК России).

Следователи полагают, что причиной катастрофы стали сложные метеоусловия. Пилот, по версии следствия, мог потеряться в пространстве, поскольку "его машина не была оснащена навигационным оборудованием", а маршрут он выбирал визуально, по наземным ориентирам. В прокуратуре Карелии в свою очередь не исключают, что вертолет мог упасть из-за нехватки топлива: расстояние между Архангельском и Петрозаводском предельное для полета Robinson на одной заправке.

При этом в пресс-службе прокуратуры Карелии отметили, что пилот Robinson вылетел с частного аэродрома Архангельска, не зарегистрировав свой полет; не запрашивал он и разрешения на посадку у диспетчеров аэропорта Петрозаводска. Как было установлено прокуратурой, вертолет господина Мартынова не был зарегистрирован, а у самого пилота отсутствовали документы на право управления Robinson. В МЧС Архангельской области со ссылкой на руководителя полетов аэропорта Архангельск Вадима Шапошникова сообщили, что архангельские диспетчеры не наблюдали Robinson в своей зоне ответственности и не участвовали в радиопереговорах с его экипажем.

Опытные российские вертолетчики, хорошо знавшие Дмитрия Мартынова, полагают, что версии катастрофы, выдвинутые карельскими правоохранителями, одинаково далеки от реальности. По их мнению, погодные условия над Онежским озером в день катастрофы были неидеальными, но и несложными для такого опытного вертолетчика, как Дмитрий Мартынов. Тем более что последний этап полета проходил надо льдом озера, которое представляет собой "один большой аэродром", и в случае возникновения проблем машину можно было без труда посадить.

К версии о нехватке топлива пилоты тоже относятся скептически. Как объясняют специалисты, в кабине Robinson есть специальная лампа, загорающаяся, когда топлива в баках остается на десять минут полета. Включение этой лампы обязывает летчика немедленно приступить к посадке, и вряд ли найдется человек, который проигнорирует ее сигнал. Однако даже если топливо все же кончится в полете, Robinson способен совершить аварийную посадку в так называемом режиме авторотации – когда лопасти несущего винта, раскручиваемые потоком встречного воздуха в обратную сторону, обеспечивают необходимое торможение.

Причиной же катастрофы коллеги господина Мартынова с уверенностью называют его сомнительную с точки зрения летных правил манеру пилотирования. "Мартынов известен в летной тусовке как воздушный партизан, – объяснил президент федерации любителей авиации "Аэросоюз" Александр Климчук. – Во всяком случае, так он сам себя называл. У него есть сторонники, которых объединяет анархическое отношение к малой авиации".

Как говорят пилоты-официалы, "партизаны" не признают никаких правил, не регистрируют технику и полеты, а летают по всей России на свой страх и риск. Они садятся на частных площадках, договариваясь с владельцами, и заправляются автомобильным бензином на АЗС, в то время как для вертолета нужен специально очищенный, с повышенным октановым числом. При этом "партизаны", как говорят о них коллеги, вовсе не скрывают свой статус, а в некотором смысле даже гордятся им.

Вертолетчики отмечают и довольно специфичную "партизанскую" манеру полета – почти всегда они идут низко над землей, чтобы спрятаться от диспетчерских радаров. При этом особым шиком в "анархической" среде считается пройти на бреющем над ровной водной или снежной поверхностью. "Полет с "брызгами и искрами", конечно, выглядит эффектно, – отмечает господин Климчук. – Однако он таит в себе и смертельную опасность: над ровной, особенно заснеженной поверхностью без ориентиров пилот не чувствует высоту полета. Погрешность восприятия может быть до тридцати и более метров. Я на 99 процентов убежден, что "партизана" Мартынова подвел именно глазомер, а не погода или топливо".

По материалам газеты "Коммерсант"

Комментарии

entrepreneur
2010-03-29 12:48:38
Яната, как на счет того, чтобы закрыть метро...
kwor
2010-03-21 22:42:40
Leopol'd, толку тут спорить с теми, кто слышит только себя. Есть куча других форумов, чтоб обсудить интересующие нас вопросы без всяки там "янат" и им подобных, електронка в конце концов... А обсуждать писанину наших журналюг - гиблое дело. За державу только обидно, как говорил известный всем герой...
Leopol'd
2010-03-21 14:41:40
Пока, в этом форуме, кроме сотрясаний воздуха, голословных утверждений и довольно хамских заявлений, от Янаты очень немного информации. Вы ни разу не отозвались на прямые вопросы, как мои, так и других участников. Как минимум невежливо! Допускаю, что у вас есть сугубо личные "обидки" на летунов, но это ваши ЛИЧНЫЕ... Пока те, кто ратуют за полеты лишь подчеркивают, что им надо лишь прозрачные и исполнимые правила игры (т.е. полетов и регистраций). И то, что "Запад" имея соизмеримое количество статистики (по общему количеству и взлетам-посадкам) малой и большой авиации, не поднимает вопросы об "усилении контроля", врагах-"партизанах" и пр. А вот у нас, с большим скрипом разрешив полеты, каждодневно стараются взять под не слишком вразумительный контроль. При этом аргументы самые фантастические. А любая попытка поиска истины напоминает диалог с Янатой, т.е. "Вы и Вам подобные - это клинический случай"
entrepreneur
2010-03-21 14:23:14
Яната, российские СМИ (аналогично северо-корейским) весьма однобоко освещают события в развитых странах мира. Дана команда показывать только негатив, т.е. либо плохое, либо ничего вообще. Ведь самим похвастаться нечем, особенно в области науки, технологий, медицины, etc. На CNN, например, есть целый раздел по каждой из этих тем. У вас же это такой "суверенный" способ воспитания патриотизма/гордости за страну, типа "а вот у нас ничего не падает" - да потому-что у вас них$я не летает. В Штатах же general aviation насчитывает 250-300тысяч аппаратов и растет по 10-15тысяч в год, т.к. имеют место вполне доступные цены и развитый сервис. Поймите, безопасность не может быть АБСОЛЮТНОЙ, нельзя защищаться от всего и везде - это дорого, и ограничивает гибкость/реакцию/свободы бизнеса/общества. Тотальная отсталость России во всех отношениях как раз и является результатом чрезмерных ограничений и запретов (т.е. самого примитивного подхода к обращению с угрозами/рисками)...
Leopol'd
2010-03-21 14:19:38
P.S. Истребители столкнулись также несколько дней назад. И ещё: Выборка не претендующая на полноту: http://www.rian.ru/incidents/20090514/171046868.html Не сказал бы, что есть перевес в сторону профи или любителей.
Leopol'd
2010-03-21 14:15:32
Привет всем! В дополнение к сообщению Янаты... "Самонадеянных летунов везде хватает..." http://www.vz.ru/news/2010/3/16/384343.html Столкновение двух истребителей ВМС США произошло в небе над пустыней штата Невада. Как сообщили во вторник представители военно-морской авиации, оба пилота выжили. Вероятно в Американских ВМС служат "собенно наглые и упертые, как бараны" российские летуны. Яната, всё-таки почитайте (послушайте) Жванецкого, про устриц...
D_Ak
2010-03-20 13:44:15
«Знаю, знаю. Я сам старый католик и латинист»: Скажу проще , без «аутов» : Ничего хорошего! «лиц московской национальности» мне лично нисколечко не жалко по определению .Носятся по всей стране с выпученными глазами (особенно до кризиса раздражали они дико) и устанавливают где попало свои зверопорядки . Чел заляпал собой всю карту мира. Он вообще-то на работе появлялся…?
Андрей Тюков
2010-03-19 16:10:00
"Газ до отказа, а там поглядим...": такие были всегда, и будут, и не нам их судить. Всегда кто-то летит по осевой, на спидометре "тонна"... Упокой, господи, души рабов твоих, в месте тихом, месте спокойном, где нет ни печали, ни воздыхания, ни прививок, ни форумов, но жизнь бесконечная... А об ушедших - aut bene aut nihil.
entrepreneur
2010-03-19 01:19:31
Этой Янате лишь бы по..болтать... Короче, правительство просило западный бизнес не уходить из России, взяло на себя ряд обязательств (инфраструктура и тп), а также обещало оперативно рассматривать и идти на встречу в сопутствующих вопросах. Так что всё будет хорошо - скоро будем летать в Заонежье...
Leopol'd
2010-03-19 00:34:00
Туристов искали в августе, пару лет НАЗАД. :-)
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 12:03
Обществоведение
Адвокаты экс-главы Карелии и бывшего директора музея "Кижи" Андрея Нелидова подозревают, что их подопечный стал жертвой разработки спецслужб.
08.12.2017 14:53

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Часто ли вы летаете самолетами из Карелии?