Негде купить карельское

Аналитика. Тема недели
11:24, 05 Мая 2010

На минувшей неделе в мэрии Петрозаводска прошло совещание, которое было посвящено сотрудничеству республиканских товаропроизводителей и крупных торговых сетей. Производители, сетевики и чиновники высказали друг другу все, что накипело.

 

Торговые сети угрожают экономике?

О том, что взаимоотношения между карельскими производителями и торговыми сетями являются вопросом злободневным, можно было сказать по составу и количеству участников совещания, которым даже не хватило места за столом.

"Ну не слабо мы собрались!" – воскликнул мэр Петрозаводска Николай Левин, заходя в переполненный зал заседаний, где присутствовали представители региональных и федеральных торговых сетей, руководители предприятий из многих районов Карелии, чиновники республиканских министерств и городской администрации.

Открывая совещание, петрозаводский градоначальник отметил, что если в ряде торговых сетей продукция карельских предприятий пусть не так широко, но все-таки представлена, то в некоторых ее попросту нет, что, по мнению мэра, неправильно. При этом Николай Левин подчеркнул, что власти говорят не о вытеснении с прилавков завозной продукции, а об увеличении ассортимента местной.

А тем временем, по данным республиканского Минсельхоза, объемы производства на предприятиях пищевой промышленности Карелии с приходом в республику крупных торговых сетей значительно сократились. Как сказал, министр сельского хозяйства республики Григорий Мануйлов, производство хлебобулочных изделий сократилось от 30 до 60 %, молока и молочных продуктов – от 30 до 85%, мясопродуктов – от 20 до 30%.

"В прошлом году в Карелии было выращено 9 тысяч тонн картофеля, половину пришлось скормить скоту, поскольку не смогли реализовать. Зачем тогда выращивать?" – сказал Мануйлов.

Все это, по словам министра, связано с тем, что торговые сети не берут на реализацию местную продукцию, предпочитая завозить аналогичные товары из-за пределов республики. При этом, если закупочная политика сетевиков не изменится, некоторые карельские предприятия могут попросту закрыться, что в свою очередь приведет к росту социальной напряженности. В качестве примера Григорий Мануйлов привел такой случай: торговая сеть приходит в район, где есть свой небольшой хлебозавод, однако местные батоны на реализацию не берет, в результате у производителя падает сбыт, а это приводит к убыткам, невыплатам зарплат сотням работников и к угрозе закрытия предприятия.


В свою очередь представители торговых сетей отметили, что готовы сотрудничать с местными производителями, однако нередко карельская продукция уступает привозной по ассортименту, упаковке и качеству. Как отметил директор петрозаводского гипермаркета "Лента" Александр Бабенко, у сетевиков нет цели задушить местных производителей, но продавать привозную порой гораздо выгоднее. Так, например, привезенный из-за пределов республики хлеб поступает в магазин уже упакованный в пакеты и уложенный в специальные пластиковые ящики, которые можно буквально с колес выносить в торговый зал. А местный хлеб привозят по старинке в деревянных лотках, и прежде чем продукция карельских хлебопеков поступит на прилавок, ее еще надо упаковать.

"Сегодня доля местных производителей в нашем ассортименте составляет 3%, тогда как в Нижнем Новгороде это 37%, а в Волгограде 32%", – сказал Бабенко, отметив, что карельская продукция, представленная в ассортименте его магазина, пользуется спросом, а ряд продуктов входит в сотню самых продаваемых.


Плата за вход

Судя по заверениям о готовности и желании продавать продукцию местных производителей, прозвучавшим из уст всех присутствовавших на совещании представителей торговых сетей, полки магазинов просто должны ломиться от изобилия карельских колбас, йоргуртов, булок и прочих продуктов. Однако этого не происходит. И дело не в том, что предприятия республики не могут произвести конкурентоспособный продукт. Как отметил один из выступавших: "Произвести можем, продать очень сложно".

А сложность заключается в том, что сетевые магазины, постепенно увеличивают свою долю на рынке. По данным городского управления торговли, на сегодняшний день в Петрозаводске работает 37 торговых сетей, из них 5 федеральных. При этом многие из них приходят на "насиженные" места, то есть не строят новых торговых точек, а скупают уже существующие старые. В итоге карельские производители теряют старых партнеров, а новых не приобретают, поскольку в прямом смысле попасть в сеть для них становится невыполнимой задачей.


Всему виной так называемые вступительные бонусы – плата за то, чтобы твой продукт оказался на полке гипермаркета или сетевого магазина. "Входной билет" составляет 400-450 тысяч рублей. Для большинства карельских предприятий это неподъемная сумма. Примечательно, что тема вступительных бонусов в ходе совещания поднималась руководителями предприятий не один раз, но никто из присутствовавших чиновников правительства на это никак не отреагировал.

Нельзя не учитывать и ценовые войны между торговыми сетями, от которых опять же страдают производители. Сетевики, чтобы привлечь покупателя, хотят продавать товар по цене ниже, чем у конкурентов, но при этом еще и зарабатывать. Директор Карельского мясокомбината Борис Винокуров привел в пример условия договора с одной из федеральных торговых сетей. По его словам, сеть готова торговать продукцией КМК по минимальным ценам в городе, но при этом в своей наценке она хочет иметь 40% рентабельности, 3% оплаты за маркетинговые услуги и 6% "страховки от воровства", и вдобавок к этому разовый вступительный взнос в размере 430 тысяч рублей.

И если с региональными сетевиками карельские предприятия худо-бедно договариваются, то с федеральными сетями все еще усложняется тем, что закупками руководят центральные офисы, находящиеся в Москве или Санкт-Петербурге. И даже если удастся договориться с "центром" на более-менее приемлемых условиях, то не факт, что жители республики увидят на прилавке свежий карельский продукт.

"Я вынужден из Сортавалы отправлять куриные яйца в Петербург, а уже потом они оттуда поступают обратно в Карелию, причем по ценам дешевле, чем я им отдаю", – рассказал директор ОАО "Приладожское" Александр Сопельник.

Неудивительно, что при такой системе в петрозаводских сетевых магазинах появляются скоропортящиеся кремовые торты, привезенные за тысячу километров, например, из Ярославля. По мнению руководителя "Холод Славмо" Михаила Уткина, требуя низких закупочных цен, сетевики толкают производителей на изменение рецептуры и ее удешевление, что приводит к снижению качества продукции.

"Лично видел в магазине мороженое со сроком хранения 2 года. Это разве нормально?" – сказал Уткин.

Поддержала своего коллегу и руководитель ООО "Айсверк" (производителя "американского" мороженного) Галина Шумилова, которая отметила, что сейчас покупатель все больше задумывается не только о цене, но и качестве, однако торговые сети интересует только низкая цена.

"Неужели торговать качественным мороженым стыдно?", – спросила у присутствующих Шумилова.


Все на ярмарку!

Со стороны все это совещание напоминало разговор немого со слепым. Производители жаловались на сетевиков и предлагали властям принять меры воздействия, например, обременить приходящие торговые сети обязательством брать на реализацию местную продукцию или заставить их проводить дорогостоящие экспертизы качества товара. Представители сетей при этом говорили, что продают только качественный товар, а с местными предприятиями они очень даже готовы сотрудничать. Чиновники республиканского правительства сетовали, что хоть новый закон о торговле принят, но он еще не работает, поскольку нет каких-то подзаконных и нормативных актов, которые должны привести механизм в действие.

Все это действо дополнило приглашение, поступившее руководителям предприятий от Минэкономразвития, участвовать в приуроченной к юбилею республики ярмарке "Покупайте карельское". Наверно, это единственное, что могут предложить республиканские власти местным производителям – торговать на ярмарках. Разумеется, сами по себе подобные имиджевые мероприятия очень хороши, но они вряд ли помогут карельским предприятиям удержаться на плаву и уже тем более насобирать на вступительные бонусы, чтобы попасть на прилавки торговых сетей.

"Мы друг друга не нашли", – подытожил совещание мэр Петрозаводска Николай Левин, отметив, что 3% местной продукции в ассортименте сетевиков – это стыдно.

"Опять поговорили и разошлись", – такую оценку в сердцах дал кто-то из участников совещания, покидая зал.

Кстати, некоторые производители не просто приехали на совещание, но и привезли образцы своей продукции, устроив в холле небольшую выставку с дегустацией. Удалось ли кому-то из них прикормить торговцев и попасть в сеть, неизвестно.

Айдар Абайдуллов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей