ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
11:20, 08 Июня 2010

Какое образование нам "впаривают"?

Обсуждение нового закона об образовании, подписанного президентом около месяца назад, наконец, докатилось и до Карелии. Родители, начитавшиеся в Интернете обо всех "прелестях" очередной реформы, которая, по мнению ее критиков, приведет к сведению к минимуму образовательной функции государства и связанной с ней расходов, к превращению школ в частные предприятия, а их директоров и учителей в менеджеров, серьезно обеспокоены. Понять, чего действительно ждать от нового закона, который начнет действовать в 2012 году, сложно, даже, если попытаться полностью прочитать этот документ в 60 с лишним страниц. Поэтому его редко берут в руки, предпочитая довольствоваться комментариями других людей. На днях петрозаводская молодежь, которая, по всей видимости, новый закон даже не видела, и активные родители пригласили на дебаты, проходящие в рамках проекта "Полит-грамота", министра образования Карелии Александра Селянина и депутата Законодательного Собрания республики, "справедливоросса" Григория Фандеева. Разбирались на этом мероприятии в том, станет ли образование платным или нет, мучительно и долго…

За дополнительный урок заплатит мама 

Многие присутствующие на молодежных дебатах были уверены, что со вступлением в силу нового закона бесплатными останутся только четыре предмета: русский язык, математика, физкультура и закон Божий. "Нам впаривают частично платное образование", - заявил с самого начала Григорий Фандеев. Но министр образования сразу отнес эти высказывания к мифам. "Нынешний закон никакого отношения к платности и бесплатности образования не имеет, - сказал Александр Селянин. – Его главное отличие в том, что он гарантирует еще в большой степени ту часть образования, которая является обязательной, а, значит, бесплатной".

По словам министра,  в нынешнем году принимается новый стандарт основного общего образования. К 24 учебным часам, гарантированным государством, добавят еще 10 часов внеурочной деятельности: услуга, которая предоставлялась детям в кружках, секциях, теперь будет профинансирована, и ее можно будет получить непосредственно в школе.

Александр Селянин
Александр Селянин
"Новый стандарт состоит из трех важных пунктов: содержание программ, результат, который должен достичь ребенок и условия, которые должны это обеспечить, - уточнил Александр Селянин. - Впервые мы говорим не о процессе реализации образовательной программы, а о результате, которого должен достичь ребенок. Динамика движения учащегося теперь будет главным критерием оценки работы и учителя, и школы в целом".

Ни для кого не секрет, что во многих петрозаводских лицеях и гимназиях, где ребята имеют возможность больше часов тратить на изучение тех или иных предметов, результаты "движения" учащихся довольно неплохие. "Если эти дополнительные занятия не входят в стандарт, то за них придется родителям платить, - возмущался на дебатах депутат Фандеев. – Но далеко не все сегодня в состоянии это делать. И ребенок, который не сможет ходить на дополнительные часы, например, по английскому, французскому, математике, будет белой вороной в своей школе, дебилом! Разве это нормально?"

"Я изучал один единственный язык, ни на какие дополнительные занятия не ходил и никаким дебилом себя не считаю, - ответил на вопрос министр образования. - Я ощущаю себя элитой, потому что элита – это внутреннее ощущение человека по его возможностям что-то дать другим, а не по его кошельку, автомобилю и квадратным метрам его квартиры. Новый стандарт действительно уравнивает все учреждения в правах. Некоторые наши учреждения развивают свои понты, вводят дополнительные требования, а этого быть не должно".

Но одаренным детям, чьи родители небогаты, пропасть не дадут. По словам Селянина, в рамках программы "Новая школа" талантливой молодежи будет оказана поддержка. Она будет гарантировать ребятам, проявившим особые способности в изучении каких-то предметов, в каком-то виде творчества, дополнительные сверх стандарта бесплатные услуги. В Карелии в следующем году планируют открыть специальную школу для умников и умниц.


Школа не станет банкротом?

Григорий Фандеев
Григорий Фандеев
По мнению депутата Григория Фандеева, новый закон об образовании можно назвать законом о монетизации: государственные средства будут поступать в учебные заведения лишь в рамках гарантированного лимита образования и предоставляться по числу учеников. "Мы по опыту знаем, что стоит за монетизацией: наши школы станут нищими, - заявил Фандеев. - Чтобы выжить, учителя будут вынуждены вводить как можно больше платных услуг. И это называется бесплатным образованием?"

А министр Селянин считает, что принцип открытого прозрачного финансирования образовательной услуги (общего образования, образования для детей-инвалидов, профессионального образования), заложенный в законе, это благо.

"На сегодняшний день схема финансирования непрозрачна, - сказал Александр Селянин. - Нам дается какая-то денежка и говорится, что на это мы должны сделать все. Так вот новый закон предусматривает, что под каждый вид государственной услуги будет четко прописан и опубликован расчет, что входит с точки зрения материального обеспечения этой образовательной услуги. Это огромный шаг вперед".

Пытался развеять министр на дебатах и опасения тех родителей, которые считают, что государство в любой момент может снизить финансирование отрасли. Мол, скажут, что кризис в стране, денег нет, и в стандарте образования и останутся всего каких-нибудь четыре предмета.

"В законе четко прописано положение, гарантирующее не снижение текущего уровня финансирования, - заверил министр Селянин. - Государственное и муниципальное задание бюджетного учреждения независимо от его типа должно быть на уровне текущего бюджета. Ни о каком уменьшении не может быть и речи. Кроме того, в законе прописано, из чего этот расчет должен состоять: из гарантий реализации государственной услуги, из расходов, необходимых на содержание имущества, которое обеспечивает реализацию этой услуги, в том числе все налоги, которые накладываются на это имущество".

Волновало участвующих в дебатах и то, что в новом законе прописана процедура банкротства учреждений. "Если директор школы, окажется не состоятельным менеджером, наберет кредитов, которые не сможет оплатить, значит, его учреждение станет банкротом, и наши дети окажутся на улице!" – возмущались родители.

"Если дети есть в школе, то никакого ее закрытия, даже если ее директор залез в какие-то сделки, не будет", - сказал министр. Родители сделали вид, что поверили ему на слово.


Поборы легализуют

Что будет после вступления с силу нового закона с поборами в школах? Считается, что процедура со сбором денег в качестве добровольных благотворительных взносов, станет ясной и понятной. "В данном законе четко прописан механизм и право учреждения легализовать собранные с родителей средства, - пояснил министр образования. – Но никаких обязательных платежей не вводится. При этом вся деятельность за дополнительную плату в учреждениях должна быть по четко установленным тарифам, согласованным с учредителем. Для всех школ тариф должен быть одинаковым".

После полутора часов объяснений министра представитель одной из общественных организаций сказал: "Думаю, что главная проблема не в самом законе, а в том, что разъяснительная работа по нему запаздывает. Отсюда мифов и страхов столько". И тут уж министру образования, который в течение всего вечера вещал о том, что в законе говорится о том-то, а не об этом, пришлось согласиться с родителями. Признал он и то, что обсуждение документа на стадии разработки было недостаточным. А, по мнению общественности, этого обсуждения вообще не было. Закон быстро написали, быстро приняли. И то, что со вступлением его в силу школы столкнутся с теми или иными проблемами, не вызывает сомнения. Что бы ни обещал уважаемый в республике министр. 

Наталья Витива

Комментарии

AG
2010-06-08 19:05:02
А чего гадать, выяснять? всё, что за последние 10 лет предложило государство - всё ведёт только к обнищанию и ухудшению жизни среднего класса. Всё ж так, чиновники заботятся только о себе, любимых, и плевать им на всех нас. И только втирают нам, как они ночами не спят, всё заботятся о населении.. Элита, блин... как там ? Утром мажу бутерброд. сразу мысль: А как народ ? И икра не лезёт в глотку, И вино не льётся в рот...
Квелебрыст
2010-06-08 19:59:56
Красивые пестни о государственных стандартах образования не должны никого обманывать. Они сегодня одни, а завтра - совсем другие. Ничего не стоит протащить через Думу закон, который, с одной стороны, существенно уменьшит обязательную часть, а с другой - существенно расширит платную. Именно так всё происходит во всех других сферах жизни. Вспомните, как всё было, например, с лекарствами. Почему образование должно стать исключением?
Да уж!
2010-06-08 20:20:21
В завершении встречи все примирились! Пра-а-авильно! потому что совместный труд... (для государственной пользы), он объединяет!
Да уж!
2010-06-08 20:20:21
В завершении встречи все примирились! Пра-а-авильно! потому что совместный труд... (для государственной пользы), он объединяет!
osmik
2010-06-08 21:39:16
Должен заметить, что придают эмоциональности и вообще "зажигают" при обсуждении этого закона учителя. Дело в том, что действительно неизбежное расширение официальных платных услуг усиливет внимание общества к школе. Сегодня, когда после уроков в школе ребёнок идёт к репетирорам, это вроде как всех устраивает - поскольку касается это не всех, а только тех, кто в состоянии оплачивать услуги репетироров. А завтра, когда платить придётся всем за уроки "сверх стандарта", люди захотят, чтобы у ребёнка был результат без репетиторов. Многие наши учителя не уверены, что смогут конкурировать с репетирорами. Многие из них вообще приспособились результаты работы репетиротов выдавать за свои собственные. Вот они-то и заводят родителей разговорами о "кончине образования".
владимир
2010-06-08 22:44:12
Господин министр, похоже, лукавит. Всем известно, что по обязательной программе до настоящего времени в старших классах ежедневная нагрузка на ученика составляла 6 уроков. Если произвести несложный арифметический подсчёт, то можно выяснить, что недельная загруженность ученика составляла до недавнего времени сомое малое, 30 часов. В элитных классах -лицеи, гимназии и т.д. - и того больше. И это бесплатно. Мы все знаем, что поступить в ВУЗ выпускник обычной средней школы может с обязательной подготовкой у репетиторов. Аттестат с усечённым вариантом учебной программы не примет ни один ВУЗ, разве что за плату. Откуда у простых людей деньги на учебу в ВУЗе завтра, если их не было на доплату за "небязательные" факультативные дисциплины сегодня? Второе. Наше любимое правительство и Дума обязательно позаботятся о нас и примут указивки, которые сделают недоступным поступление в ВУЗ без обязательной суммы учебных предметов в школе.
Да уж!
2010-06-09 00:09:27
osmik, а вы, похоже, правы
osmik
2010-06-09 08:46:36
Владимир, вы совсем правы, говоря о бесплатном обучении в старших классах. Дело в том, что по действующему закону об образовании у нас обязвтельным, то есть гарантированно бесплатным, является только БАЗОВОЕ образовние, то есть девять классов школы. Обучение в десятых-одиннадцатых классах уже давно можно сделать полностью платным, что и делают в некоторых колледжах. В "обычных" школах оно до сих пор оставалось бесплатным за счёт перераспределения школьного бюджета и дополнительного финансирования со стороны бюджетов территорий. Значение школьного аттестата при поступлении в вуз сегодня сведено к минимуму, т.к. реальным основанием для зачисления служат сертификаты ЕГЭ. И поступить в вуз сегодня, вообще-то говоря, может каждый, поскольку количество мест в вузах России превышает число выпускников российскиш школ.
osmik
2010-06-09 10:24:31
Уважаемый Владимир, вопрос не в том, что сегодня выпускники без подготовки у репетиторов не могут поступить в вуз. Слава богу, поступить они могут - это факт. Учиться в вузе многие поступившие не могут - это тоже факт и это прямая вина школы. Поэтому я и считаю, что в обсуждении ситуации не должны задавать тон те, кто прежде всего и несёт ответственность за неё. Нам надо исходить из того, что школа - это детское учреждение. Оно существует ради детей, и только в десятую очередь для тех, кто там сдаёт в аренду помещения, управляет "серыми" финансовыи потоками, не ищет и не приглашает на работу квалифицированных специалистов даже когда может это сделать, сам себя аттестовывает, устраивает показные "мероприятия" и т.д. Эти люди сам процесс выдают за результат. Мы же должны исходить хотя бы из русской поговорки: "Цыплят по осени считают". Нам важно не сколько там учителей высшей категории и сколько "звёздочек" и "одарённых" в процессе они насчитали, а что "выдали на выходе": аттестаты с красивыми отметками или ещё и реально крепкие знания? Сегодняшнее среднее образование у нас - это социально и географически де-факто сегрегированное образование: чем ближе к столице и чем больше у родителей денег в кошельке, тем оно и качественней. Такое положение - это во многом результат существующей системы финансирования школ.
Проходимец
2010-06-09 11:19:38
С одной стороны, порядок - это хорошо, это закрученные гайки и минимальный разброд и шатание. С другой стороны, люди уже имели счастье на практике убедиться, как государство наводит порядок. Например, монетизация льгот - это мероприятие многим запомнилось. Кроме того, сегодня объём финансирования такой, завтра другой. В результате те песни, что поёт министр, выльются в совершенно другую реальность. Кроме того, не очень хорошо, что между детьми (и родителями) и учителями возникают финансовые отношения. Учитель во многом монополист, а отношения между учителем и ребёнком не всегда складываются хорошо, особенно если в эти отношения влезают деньги. Как бы не наполнились наши школы Снежанами Денисовными из "Нашей Раши". А возможности для этого будут.
Гость

Чтиво

21.11.2017 13:10
Без политики
В Петрозаводске официально открылось Карельское отделение клиники репродуктивной медицины ICLINIC Северо-Запад (ООО "Ай-Клиник Северо-Запад"). Что такое "честное ЭКО" и как это работает?

Опрос

Как вы оцениваете работу Парфенчикова на посту главы Карелии?

Афиша