Долька в банке

Аналитика. Капитал
11:10, 16 Июля 2010

Эмиссия акций единственного регионального банка «Онего» может обернуться для республики потерей контрольного пакета и значительных поступлений в казну от его продажи.

 

После того, как в июне парламент Карелии фактически благословил республиканское правительство на продажу государственного пакета акций Петрозаводского муниципально-коммерческого банка в форме ОАО "Онего", приватизация единственной региональной банковской организации многим казалась почти состоявшейся. Еще будучи министром финансов республики, председатель совета акционеров банка Александр Колесов утверждал, что у его кабинета стоит очередь из желающих купить "Онего". А когда республиканские власти по предложению все того же Колесова, но уже первого вице-премьера Карелии, включили госпакет акций банка в региональную программу приватизации на 2010 год, по правительственным и парламентским коридорам поползли слухи о том, что у "Онего" имеется вполне конкретный потенциальный покупатель.

Однако планы карельских чиновников неожиданно перечеркнула отставка главы республики Сергея Катанандова: занявший его кресло до назначения нового губернатора Андрей Нелидов распорядился ввести мораторий на распродажу региональной собственности, в том числе и 90,7 процента акций банка "Онего". А на последнем перед летними каникулами заседании республиканского парламента вдруг выяснилось, что Карелия рискует потерять значительную часть своей доли в уставном капитале банка, что может отразиться на доходах карельской казны от приватизации госпакета акций "Онего", принадлежащих республике.


Малая доля       

Все началось с того, что бывший руководитель Карелии Виктор Степанов поинтересовался у первого вице-премьера республики Александра Колесова, не собирается ли банк "Онего" проводить дополнительную эмиссию акций. Сохранив внешнюю невозмутимость, председатель совета акционеров банка сообщил депутатам, что эмиссия уже объявлена, и она должна состояться в 2010-2011 гг. «Это решение принято в соответствии со стратегией развития банка для увеличения его уставного капитала, - пояснил Колесов, - Чем закончится эмиссия, мы узнаем в сентябре-декабре 2011 года». А чтобы совсем успокоить изнывавших от жары законодателей, председатель совета акционеров банка заметил, что увеличение уставного капитала «Онего» ничуть не помешает его приватизации и только повысит привлекательность госпакета акций банка для покупателей.

Ответов первого вице-премьера депутатам показалось мало, и они попросили за трибуну министра природных ресурсов Карелии Марка Орлова, курирующего региональную программу приватизации госимущества. Однако то, что поведал парламентариям Орлов, для многих присутствовавших на заседании Законодательного собрания прозвучало, как гром среди ясного неба. По словам министра, при дополнительном выпуске акций банка республика сможет сохранить свою нынешнюю долю – почти 91 процент – только в том случае, если региональный бюджет выделит на приобретение ценных бумаг около 150-170 миллионов рублей. «Таких средств на сегодняшний день в бюджете нет, но если республика не выкупит акции, то ее доля в уставном капитале банка сократится до 36 процентов», - рассказал министр депутатам.

Правительственный чиновник не стал объяснять законодателям, чем может обернуться для карельской казны приватизация изрядно «похудевшего» государственного пакета акций. Но даже самому далекому от финансовых рынков депутату было понятно, что реализация 91 процента акций принесла бы республике значительно больший доход, чем продажа скромной доли в уставном капитале банка размером в 36 процентов. Правда, после того, как парламентарии сами проголосовали в июне за приватизацию госпакета акций «Онего», им ничего не оставалось, как принять информацию министра к сведению.


Команда уходит вместе с банком?

Александр Колесов
Александр Колесов
Уместно напомнить, что появление и развитие банка "Онего" неразрывно связано с деятельностью прежнего губернатора Сергея Катанандова и его ближайшего соратника Александра Колесова. Банк был учрежден как муниципальный в 1993 году в Петрозаводске, когда Катанандов руководил администрацией карельской столицы. На протяжении нескольких лет "Онего" обслуживал городские предприятия и бюджетные учреждения и был практически незаметен на фоне других кредитных организаций региона. Во второй половине 90-х годов карельские банки охватила эпидемия банкротств, и к тому времени, когда Сергей Катанандов перебрался в губернаторское кресло, в республике не осталось ни одного регионального банка. Создание в Карелии собственной финансовой инфраструктуры стало одной из стратегических задач команды Катанандова, при этом ставка была сделана именно на петрозаводский муниципальный банк "Онего", к созданию которого экс-мэр имел прямое отношение. С 1998 года "Онего" постепенно перешел под контроль республиканских властей, но карельской казне это стоило миллионы рублей.

С тех пор бюджетные вливания в региональный банк происходили неоднократно и весьма солидными суммами. Бывшему министру финансов Карелии Александру Колесову удалось убедить республиканский парламент выделить «Онего» 50 миллионов рублей даже в ноябре 2008 года, когда экспортно-ориентированная карельская экономика получила первый удар мирового кризиса, и в небогатой местной казне стала остро ощущаться нехватка налоговых поступлений. Колесов сослался тогда на действия федерального руководства, которые предприняли ряд мер по поддержке тех банков, где в уставном капитале есть доля государства, и поскольку республике в 2008 году принадлежали 84 процента уставного капитала банка "Онего", то карельские власти также сочли необходимым оказать ему финансовую поддержку. Экс-министр финансов заверил депутатов, что выделенные 50 миллионов позволят увеличить уставный капитал банка и, благодаря этому, привлечь дополнительные средства на кредитование малого бизнеса республики.

Однако спустя немногим более года первый вице-премьер Карелии Александр Колесов уже не был так заинтересован в сохранении единственного республиканского банка и, как утверждают в министерстве природных ресурсов, сам предложил включить государственный пакет акций «Онего» в региональную программу приватизации. Можно только гадать, чем была вызвана эта перемена в отношении председателя совета акционеров банка к своему «детищу». Но, судя по всему, команда Катанандова решила уйти вместе с банком, который она так долго растила.

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей