Гарантия безопасности — фонариком под днищем

Аналитика. Обществоведение
09:34, 20 Сентября 2010

О «маршрутках», и прочих видах автобусного общественного транспорта, писано уже немало, однако проблема качества пассажирских перевозок в столице Карелии и по сей день остается одной из самых острых городских тем. И действительно, то на чём многим из нас сегодня приходится передвигаться по Петрозаводску, трудно назвать комфортным, а главное безопасным средством передвижения. Битые машины, лихачи-водители, салоны, по плотности больше напоминающие консервные банки – лишь верхушка айсберга, видимая глазу простого обывателя. Подводная же его часть доступна только взору специалиста. Да и то, увы, не всегда. Как правило, перевозчики предпочитают тщательно скрывать то, на чём они экономят в ущерб безопасности пассажиров.


Среда, раннее утро. Сотрудники Управления государственного автодорожного надзора по Карелии в сопровождении инспекторов отдела ГИБДД Петрозаводска выезжают на проверку автопредприятия, обслуживающего один из самых протяженных городских маршрутов – с Древлянки на Ключевую и обратно. С первого захода обнаружить место ночной дислокации автобусов не удается. Все известные прежде адреса пусты. Возможно стечение обстоятельств никак не связанное с визитом контрольно-надзорных органов, поскольку большинство подобных предприятий сегодня только арендуют площадки для стоянки и обслуживания автотранспортных средств. А возможно и нет. Значит, было чего бояться и ради чего менять место базирования машин аккурат накануне инспекции. Что и подтвердилось в дальнейшем в ходе рейда, когда решено было «отлавливать» и проверять автобусы интересующего инспекторов Госавтодорнадзора и ГИБДД маршрута на одной из конечных остановок.
 Первый же остановленный ПАЗик, несмотря на то, что досмотр показал, что всё вроде бы и у него и у водителя в порядке, в конечном итоге заглох и так и простоял не в силах тронуться с места ближайшие часа полтора.
Примерно на четвертой – пятой машине из очередного стандартного диалога инспектора Управления госавтодорнадзора с говорящим по-русски с акцентом водителем «Газели» стало окончательно понятно, чего же так боялся хозяин предприятия.
– Перед выходом на линию механик автобус осматривал?
– Осматривал.
– Значит, на вашей стоянке есть осмотровая яма или эстакада?
– Нет.
– Как же он это делал!? Залезал что ли под машину?
– Нет. Фонариком под днище светил.
Сей факт, к слову, подтвердили и другие водители. И их транспортные средства в тот день обязательный технический осмотр перед выходом на линию проходили именно таким образом.
Между тем, по словам инспектора, такое правонарушение транспортным законодательством трактуется как одно из наиболее тяжких. За подобный так называемый «техосмотр» деятельность предприятия может быть приостановлена. А за это время можно не то что денег лишиться, но и самого маршрута.
Впрочем, фактически отсутствие предрейсового осмотра не единственное нарушение, которое было выявлено в ходе проверки. Хотя и самое грубое. Помимо, набившего уже оскомину внешнего вида городских автобусов, были также зафиксированы и сугубо технические расхождения между требованиями транспортного законодательства и действительностью. В частности, в салоне некоторых машин отсутствовали таблички с указанием данных о предприятии-перевозчике (а на кого жаловаться, если вдруг что случится?), или, например, далеко не все водители заботятся о необходимом количестве табличек с указанием номера маршрута (чаще всего игнорируется вид сзади). Казалось бы, мелочь. Однако, удивляет само объяснение столь незначительной вроде бы провинности.
Из разговора с тем же водителем «Газели» на маршруте Древлянка – Ключевая:
– Почему у вас нет на автобусе сзади таблички?
– Сам снял.
– Зачем!?
– Чтобы конкуренты не устраивали со мной гонки. Видят по номеру маршрута, что мы едем в одном направлении и начинают пытаться обогнать. Пусть лучше не знают, куда я еду.
– К сожалению, подобное отношение к горожанам со стороны некоторых перевозчиков – явление по-прежнему скорее типичное, нежели исключительное, – комментирует итоги рейда начальник Управления государственного автодорожного надзора по РК Игорь Высоцкий. – Это результаты проверки только одного маршрута, а их в городе 29. В ходе этого рейда мы проверили лишь одного коммерческого перевозчика, а их в Петрозаводске 14. В поле зрения наших сотрудников попали всего несколько автобусов, а их ежедневно в столице Карелии выпускается на линию более 600. Вот и судите о масштабах правонарушений.
В целом, по словам руководителя, анализ результатов контроля за деятельностью автоперевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров на территории городского округа, позволяют сделать вывод о том, что практически все они допускают неоднократные нарушения лицензионных требований и условий, а услуги, оказываемые ими, далеко не всегда отвечают требованиям безопасности.
– Да, ситуация с обеспечением безопасности перевозок улучшается, но очень медленно, – отмечает Игорь Высоцкий. – Поэтому полагаю, что городской власти следует рассмотреть вопрос о расторжении договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров с теми автоперевозчиками, которые не выполняют своих обязательств по обеспечению безопасности перевозок. Только так, общими усилиями, нам удастся сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Андрей Кузнецов
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей