ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
09:34, 20 Сентября 2010

Гарантия безопасности — фонариком под днищем

О «маршрутках», и прочих видах автобусного общественного транспорта, писано уже немало, однако проблема качества пассажирских перевозок в столице Карелии и по сей день остается одной из самых острых городских тем. И действительно, то на чём многим из нас сегодня приходится передвигаться по Петрозаводску, трудно назвать комфортным, а главное безопасным средством передвижения. Битые машины, лихачи-водители, салоны, по плотности больше напоминающие консервные банки – лишь верхушка айсберга, видимая глазу простого обывателя. Подводная же его часть доступна только взору специалиста. Да и то, увы, не всегда. Как правило, перевозчики предпочитают тщательно скрывать то, на чём они экономят в ущерб безопасности пассажиров.


Среда, раннее утро. Сотрудники Управления государственного автодорожного надзора по Карелии в сопровождении инспекторов отдела ГИБДД Петрозаводска выезжают на проверку автопредприятия, обслуживающего один из самых протяженных городских маршрутов – с Древлянки на Ключевую и обратно. С первого захода обнаружить место ночной дислокации автобусов не удается. Все известные прежде адреса пусты. Возможно стечение обстоятельств никак не связанное с визитом контрольно-надзорных органов, поскольку большинство подобных предприятий сегодня только арендуют площадки для стоянки и обслуживания автотранспортных средств. А возможно и нет. Значит, было чего бояться и ради чего менять место базирования машин аккурат накануне инспекции. Что и подтвердилось в дальнейшем в ходе рейда, когда решено было «отлавливать» и проверять автобусы интересующего инспекторов Госавтодорнадзора и ГИБДД маршрута на одной из конечных остановок.
 Первый же остановленный ПАЗик, несмотря на то, что досмотр показал, что всё вроде бы и у него и у водителя в порядке, в конечном итоге заглох и так и простоял не в силах тронуться с места ближайшие часа полтора.
Примерно на четвертой – пятой машине из очередного стандартного диалога инспектора Управления госавтодорнадзора с говорящим по-русски с акцентом водителем «Газели» стало окончательно понятно, чего же так боялся хозяин предприятия.
– Перед выходом на линию механик автобус осматривал?
– Осматривал.
– Значит, на вашей стоянке есть осмотровая яма или эстакада?
– Нет.
– Как же он это делал!? Залезал что ли под машину?
– Нет. Фонариком под днище светил.
Сей факт, к слову, подтвердили и другие водители. И их транспортные средства в тот день обязательный технический осмотр перед выходом на линию проходили именно таким образом.
Между тем, по словам инспектора, такое правонарушение транспортным законодательством трактуется как одно из наиболее тяжких. За подобный так называемый «техосмотр» деятельность предприятия может быть приостановлена. А за это время можно не то что денег лишиться, но и самого маршрута.
Впрочем, фактически отсутствие предрейсового осмотра не единственное нарушение, которое было выявлено в ходе проверки. Хотя и самое грубое. Помимо, набившего уже оскомину внешнего вида городских автобусов, были также зафиксированы и сугубо технические расхождения между требованиями транспортного законодательства и действительностью. В частности, в салоне некоторых машин отсутствовали таблички с указанием данных о предприятии-перевозчике (а на кого жаловаться, если вдруг что случится?), или, например, далеко не все водители заботятся о необходимом количестве табличек с указанием номера маршрута (чаще всего игнорируется вид сзади). Казалось бы, мелочь. Однако, удивляет само объяснение столь незначительной вроде бы провинности.
Из разговора с тем же водителем «Газели» на маршруте Древлянка – Ключевая:
– Почему у вас нет на автобусе сзади таблички?
– Сам снял.
– Зачем!?
– Чтобы конкуренты не устраивали со мной гонки. Видят по номеру маршрута, что мы едем в одном направлении и начинают пытаться обогнать. Пусть лучше не знают, куда я еду.
– К сожалению, подобное отношение к горожанам со стороны некоторых перевозчиков – явление по-прежнему скорее типичное, нежели исключительное, – комментирует итоги рейда начальник Управления государственного автодорожного надзора по РК Игорь Высоцкий. – Это результаты проверки только одного маршрута, а их в городе 29. В ходе этого рейда мы проверили лишь одного коммерческого перевозчика, а их в Петрозаводске 14. В поле зрения наших сотрудников попали всего несколько автобусов, а их ежедневно в столице Карелии выпускается на линию более 600. Вот и судите о масштабах правонарушений.
В целом, по словам руководителя, анализ результатов контроля за деятельностью автоперевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров на территории городского округа, позволяют сделать вывод о том, что практически все они допускают неоднократные нарушения лицензионных требований и условий, а услуги, оказываемые ими, далеко не всегда отвечают требованиям безопасности.
– Да, ситуация с обеспечением безопасности перевозок улучшается, но очень медленно, – отмечает Игорь Высоцкий. – Поэтому полагаю, что городской власти следует рассмотреть вопрос о расторжении договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров с теми автоперевозчиками, которые не выполняют своих обязательств по обеспечению безопасности перевозок. Только так, общими усилиями, нам удастся сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Андрей Кузнецов

Комментарии

Андрей Тюков
2010-09-25 15:46:38
paramparam, нормально.
paramparam
2010-09-25 11:22:19
извиняюсь, попутал тему))
paramparam
2010-09-25 11:20:48
почему-то Райкин вспомнился с предложением подключить балерин к динамомашине
владимир
2010-09-24 18:11:35
to Striker: Согласен.
Lucas
2010-09-24 15:18:18
striker, вы все очень красиво расписали, но к сожалению, лично меня не убедили, так что давайте просто каждый останется при своем мнении.. Про то что в бюджете нет денег и не будет я и сам знаю, но объяснять вам, каким образом они там могут появиться и что надо срочно что-то менять в политике перевозок, я больше не в силах.. Всем спасибо за комментарии и мнения!
ZY
2010-09-24 12:55:50
Я тут немного опоздал, вы все уже тут давно сидите.Не буду ни с кем спорить, многие по своему правы.Хочу лишь немного добавить, в славном городе Минске(так было по крайней мере пару лет назад)автобус стоил 600 рублей(естесственно белорусских :-) ),а маршрутка 1500,т.е.в 2,5 раза дороже,на сколько мне показалось со стороны,они прекрасно сосуществуют,каждый имеет своих клиентов,и те и те обычно заполнены на две третьих.Так что может идея узаконивания разницы цен маршруток и автобусов не так уж плоха? П.С.А еще там в каждой маршрутке стоит кассовый аппарат и на чеке написано время и дата покупки и номер маршрута.
striker
2010-09-24 12:21:46
Владимир, Вам показалось, что я "маршрутчиков" защищаю? Отнюдь, мне эта ситуация крайне неприятна. Я вообще считаю, что никаким "микробам" - хоть Газелям, хоть Спринтерам с Крафтерами - нечего делать на городских маршрутных перевозках. По центру города (и вообще где только можно) должен ходить электротранспорт (троллейбусы), как более экологичный. Там же, где его пока нет и куда невыгодно тащить линию - там автобусы, но именно нормальные городские, а не "микробы" и наши сельскохозяйственные ПАЗы. Хвала создателю, как автовладелец я крайне редко пользуюсь общественным транспортом. Хотя как бывший водитель автобуса, всегда уступаю дорогу хоть троллейбусам, хоть ЛиАЗам, хоть Газелям - знаю нелёгкость их труда и понимаю, что я-то везу только собственную задницу, а они - многих людей. Выступлениями здесь я просто пытаюсь показать многогранность и глубину проблемы. Ну, и те моменты, которые неизвестны широкой публике, в основном питающейся мифами об этом бизнесе. По поводу работы "владельцев-водителей". Да, такие есть, причём до половины из всех. Но тут юридические роли раздваиваются. С одной стороны, оформляется передача машины в аренду лицензиату, с другой - арендодатель оформляется на работу водителем. И выезжает он на маршрут исключительно с лицензионной карточкой и путевым листом, как любой наёмный водитель. Путевой лист без отметки механика об исправности машины (и подписи водителя, что принял её в исправности) и без отметки медика о "нормальности" состояния водителя недействителен. Наказание для водителя - такое же как за управление без "прав", для перевозчика - крупный штраф и вплоть до приостановки лицензии. С точки зрения законодательства, надзирающих органов и суда, лицензиат несёт точно такую же ответственность за действия этого водителя, как и любого другого, вплоть до материальной ответственности именно лицензиата-арендатора в случае ДТП. Ессно, и контроль за машиной и водителем, и ответственность за них полностью лежит на лицензиате и не имеет никакой разницы с водителем а/м, принадлежащей АТП как собственнику. По поводу курения при пассажирах и санитарного состояния салонов - нетрудно, конечно. Только в погоне за рублём и при отсутствии наказаний - кому надо? Значит, надо кнут применить. Ведь кроме "федерального" Кодекса об административных правонарушениях, у нас есть и свой, карельский КоАП. Почему бы не внести туда серьёзные штрафы за такие нарушения? Для этого не нужны Путин с Медведевым и ГосДумой, достаточно местной власти. Кто проверять будет? Ну, на ДПС ГИБДД вряд ли возложишь - но ведь есть органы защиты прав потребителей, санэпидорганы, проверяющие торговлю и т.п. Можно возложить на них (источник для зарплаты новых контролёров - те же штрафы). Раз десять шарахнуть тысяч по пять или десять - после каждого рейса пол мыть начнут. То есть опять же - всё в руках местной власти, нами же выбираемых депутатов. Почему бездействуют?
владимир
2010-09-24 11:25:40
to striker: имеются, конечно, пробелы в образовании, но что такое предпринимательский доход представляю себе на собственой шкуре. Особенно тот, что без касс. На маршрутах многих зарегистрированных перевозчиков работают владельцы 1 или нескольких машин, которые трудятся по догоренности с правообладателем на свой страх и риск тоже с предрейсовым осмотром? Тем не менее, разговор о безопасности и соблюдении правил перевозчиками (последнее вообще недорого, имея в виду курение вне салона и выполнение графика движения), уборку в салоне и прочие неприятные мелочи-разве это так трудно?
striker
2010-09-24 07:06:02
Проходимец2, я проходимцев и хамов ставлю в игнор. Тем более неинформированных и бестолковых. Lucas, я не забыл о территории и прочем. Вы уверены, что "маршрутчики" не имеют ремонтных баз, стоянок хранения техники, офисов с соответствующим "планктоном" и т.п.? Всё это есть, могу адреса назвать - съездите, посмотрите на ту же Заводскую, на ЮПЗ, на Радиозавод, на Коммунистов, 50. Никто не выдаст лицензию без подтверждения инфраструктуры, и проверки её проводятся регулярно. И охраняются эти стоянки, естественно, и освещаются - хотя бы с той же целью охраны. И перегон пустых машин к началу маршрута такой же. И ремзоны присутствуют, и мед.кабинеты, и прочее. А вот налогов троллейбусные "эксплуататоры" не платят. Краткий курс российского налогообложения: основными налогами на "средний бизнес" у нас являются НДС, налог на прибыль и налог на имущество. От НДС любое троллейбусное предприятие, независимо от его формы собственности, освобождено Налоговым кодексом. От налога на имущество в Карелии троллейбусные предприятия освобождены (точнее, он уменьшен в 20 раз от базового) Законом 384-ЗРК (это "базовый" карельский налоговый закон). Для налога на прибыль надо бы иметь ту прибыль. Транспортный налог с троллейбусов так же не уплачивается - см.НК. "Частники" же у нас относятся к "малому бизнесу", до "среднего" пока ни один не дорос. Он либо на ЕНВД, либо на "упрощёнке", т.е. УСНО. Нет места рассказывать тут подробности (и действительно, получается как-то очень не лаконично, но уж не знаю, как короче), но общая идея такова - т.к. государство знает, что малый бизнес всё равно сокроет доходы и украдёт, то любая система налогообложения для него предусматривает определённый "делёж с государством" вне зависимости от финансовых результатов. Просто облагается сам факт наличия машины. Это же касается и гос.предприятий, работающих у нас на пригородных и междугородных перевозках - они там тоже "малыши", хотя и государственные. По поводу же "разделения по ценам" - в принципе, я с Вами согласен. Но для этого власть должна предоставить пассажирам альтернативу. А её-то нет. Муниципальных автобусов нет, а самое главное - нет базы их содержания, на которую у бюджета нет и не будет в обозримом будущем финансов. Троллейбусное депо может обслужить те же 100 машин, что есть сейчас - ну, 120, не больше (а год назад и было 117). То есть обновить парк троллейбусов можно, но увеличить - нет. Стройка второго депо заморожена, всё давно растащено и деньги ухнуты в никуда. То есть муниципальный транспорт просто не вывезет поток. И на Газели останутся те же пассажиры, но платить им придётся больше. А "предъявлять" "маршрутчикам" надо не после того, как дать заработать, а одновременно с предоставлением права работы. А то потом фиг их найдёшь, как и их прибыль. Мечтать о "зданиях из стекла и железа" и улицах, по которым будут ездить большие и яркие автобусы, конечно, можно. Но только имея волшебную палочку. Кто бы был против-то комфорта, красоты и безопасности да ещё за небольшие деньги? А в реале надо работать с тем, что есть. Приняв не "мгновенный" (не получится), а долгосрочный план развития и изменений. С промежуточными финишами, конкретными ответственными и т.п. С гос.защитой бизнеса, как бы гнусно это не звучало, потому что этот бизнес - часть городского хозяйства. И нет у города денег, чтоб разом выкинуть тот бизнес и заменить "государством". Но, к сожалению, нет и желания, и политической воли работать не периодическими наездами и пятиминутками ненависти, а вдумчиво и серьёзно.
Проходимец2
2010-09-24 00:55:34
striker несколько заболтался. Утверждение, что "Газель" и троллейбус имеют одинаковый уровень безопасности, безосновательны. Газели у нас и горели (в т.ч. те, которые имеют газовый баллон на борту), и в ДТП с серьёзными травмами пассажиров попадали. Да и крэш-тест "газелей" показывает, какое это говно. А вот случаев, что троллейбус попал в ДТП и кто-то из пассажиров получил заметную травму, не было. Только людей пару раз током щёлкало. Даже столкновение с Камазом, какое имело место несколько лет назад, обошлось без травм. Представьте себе такое же столкновение "газели". Lucas, наивные рассуждения. Если частник-барыга зашибёт деньгу по плану, представленному вами, поверьте, транспорт предприятия её не увидит. У хозяина другие расходы найдутся. А более плотная загрузка троллейбусов (особенно, в часы пик) просто приведёт к тому, что знакомая с совка давка в транспорте снова станет обычным делом. Гораздо лучше было бы, если бы Администрация ПГО заключала договора только с предприятиями, имеющими нормальные автобусы, а не ублюдочные ПАЗы и Газели. Вот тогда барыги бы и вложились в нормальный транспорт.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 11:57
Расследование
Анализ процесса над Девлетом Алихановым дает основания думать, что осудили не того и не за то.

Чтиво

Сегодня 12:39
Личное мнение
Отец будущего первоклассника написал письмо мэру Петрозаводска.
15.12.2017 15:09

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?