Как Альбатрос был грачом

Аналитика. Обществоведение
13:35, 05 Мая 2011

или экскурсия по таксопарку

"Что за город такой! Служб такси – навалом, а машину все равно по полчаса ждать приходится", – дальше идет много качественных матов, озвучивать которые не буду, вы их и так знаете. С этих чудесных звуков начинается мое утро, когда сосед по лестничной клетке опаздывает на работу, а опаздывает он, по ходу, всю свою жизнь. Стоит на лестничной клетке, курит в ожидании такси и откалывает в адрес диспетчера пожелания, из которых "чтоб твои дети в бутылке ноги мыли" – самое нежное.

Накалил меня сосед своим нытьем просто вкорягу, не выдержал и при очередной встрече на лестнице говорю: "Семеныч, завязывай ты скрипеть, выйди на остановку, там такси стоят как пионеры в ряд, езжай – не хочу! Ну, переплатишь чирик, ничего с тобой не станется, нервы дороже стоят".

"Не в чирике дело, – отвечает Семеныч, – Дело в принципе! С какого рожна я должен пилить на остановку и оттуда ехать на работу за сотыгу, если этот же таксист по заказу через рацию меня увезет за девяносто от подъезда до подъезда!.." Далее последовал эпос о старом добром совке, желтых машинах, счетчиках, таксопарках, маршрутных листах и много еще о чем.

Сколько в ПТЗ таких семенычей, одному черту известно. Но явно очень и очень немало. Тема местного такси активно мусолится на карельских форумах, всем, кто ждет от моего рассказа очередной кустарный проект "как сделать такси лучше", советую прямо сейчас завязывать с его чтением, – вам надо как раз на форумы. Я сейчас о другом хочу поговорить.

Перемен к лучшему хотят все, но опаздывающему на работу семенычу не до борьбы – успеть бы вовремя доехать, а тут все средства хороши. Как грамотнее, экономичнее и безопаснее пользоваться услугами официальных извозчиков и вольных бомбил, я решил узнать самым простым способом – оценить положение вещей, глядя с обратной стороны баррикад. Так что знакомьтесь, друзья, это Серега – бомбила с семилетним стажем в самых разных службах такси и мой старый приятель. С ним мы немного покатаемся по городу и зададим все необходимые вопросы.

В стекло долбит очаровательный майский снег, едем на железнодорожный вокзал, именно оттуда, по словам Сереги, следует начинать рассказ о такси в ПТЗ, по пути слушаю серегино "введение".

– Вообще в Петрозаводске три, так сказать, вида такси – официальные службы, "коллективы" и частники-одиночки. Официальные работают с рациями на определенную фирму и берут заказы, в основном, через диспетчера, "коллективы" держат определенные места в городе и стабильно на них работают, одиночки – просто катаются по городу в поисках работы, стоят там, где никто не прогонит.

– Кроме раций и возможности заказа по телефону официальные такси чем-то отличаются?

– Честно говоря, нет. Медосмотр перед выходом на линию водители в большинстве служб не проходят вообще, в паре-тройке контор, насколько я знаю, такая процедура имеется, но чисто формально. Техсостояние транспортного средства тоже никто не смотрит – выходи на линию хоть грязный, хоть с убитыми тормозами, хоть как, никто слова не скажет…

– Но ведь я могу пожаловаться в диспетчерскую, если ко мне приедет развалюха со свинарником вместо салона и непрерывно курящим водилой. Разве таксисту не влетит после моей жалобы?

– Жалуйся сколько угодно, ничего ему не будет. Жалобу у тебя принимает диспетчер, и дальше нее она не пойдет. Максимум, что будет – это звонок диспетчера водителю с парой ласковых, причем в твой же адрес. Если ты, допустим, отказался на этой машине ехать, попросил вызвать тебе другую – рискуешь прождать ее очень долго, так диспетчеры "наказывают" привередливых. Отказался от машины и хочешь замену – звони лучше сразу в другую службу такси, меньше шансов, что опоздаешь.

– А записаться на прием к директору, чтоб пожаловаться, можно?

– Можно, но время приема сто пудов будет очень неудобное, дата назначена существенно отдаленная, а водитель на этот прием, скорее всего, не явится. Ты еще попробуй доказать директору, что машина или салон действительно были очень грязные. Короче, затянется эта канитель так, что сам пожалеешь.

– Выходит, кроме небольшого выигрыша в цене, нет никакой разницы между вызовом такси по рации и найме свободного художника на остановке?

– Абсолютно, но при условии, что ты запомнил марку и номер машины бомбилы. Если, к примеру, ты ребенка отправил на такси в школу, и он, не дай Бог, пропал, что делать будешь? Если вызывал официалку – все ясно, звонить диспетчеру, узнаешь, какая машина была, кто водила и т.д. А если на остановке тачку ловил и что за машина – не помнишь, то где концы искать?

На этой грустной ноте вывернули мы с Красноармейской на площадь Гагарина. У бывшего милицейского "стакана", как всегда, стоят в ряд несколько машин с шашечками на крышах.

– Вот это местный "коллектив", – продолжает вещать Серега, указывая на машины. – Некоторые из этих ребят уже больше 10 лет на этом месте работают. Застолбили за собой это место, неформально конечно же, и других частников отсюда гоняют, не дают стоять в поисках работы. Даже когда "официальщики" по заказу через рацию приезжают за пассажиром, бывает, интересуются, по заказу приехал или нет. Парни тут ценник ломят на 50-100 рублей выше, чем у всех. Пользуются тем, что приезжие тарифов не знают, а местные с баулами просто ленятся иногда вызывать такси.

– Ого, как все строго, прямо бригады! А у них есть гарантии, что какой-нибудь другой "коллектив" не вытеснит их с "рыбного" места?

– Это вряд ли, город у нас маленький, все "коллективы" друг друга знают, ссориться мало кому выгодно. К тому же многие такие группы держатся не на одной только сплоченности: у некоторых есть "крыша", которая имеет долю с заработка коллектива и решает все возможные проблемы водителей.

– Получается, если нужно быстро поймать такси на вокзале, волей-неволей придется ехать задорого?

– Мой совет – вызывать официальное такси, будучи еще в поезде, за пару минут до приезда на вокзал. В центре машин обычно много, ждать долго вряд ли придется даже в час пик. Пока дойдете от перрона до парковки, машина как раз подъедет. И время не потеряете и переплачивать не придется.

– А много вообще в городе таких "коллективов"?

– Не сказать, чтобы прям кишат, но хватает. На речном вокзале, к примеру, летом работает группа ребят, на Первомайке у магазина "Инструменты" свой "коллектив", у кафе "Яблочное" тоже и еще много где. Естественно, около "Победы", "Метелицы", "Контакта" и других ночных заведений просто так не постоишь с шашками. Везде трудятся "свои" ребята, многие, кстати, под "крышей".

– "Коллективы", которые работают около ночных заведений иногда тоже заламывают солидный ценник. А еще бесит то, что нельзя выбрать машину, которую я хочу. Вот стоят около клуба Рено и ВАЗовская "пятерка", мне больше на Рено хочется поехать, а водила упирается, мол, "пятерка" первая в очереди стоит, и мне на ней надо ехать, а если на Рено, то цена будет в два раза выше. Это разве нормально?

– Не то, чтобы нормально, но вполне закономерно: попробуй, позвони в такси и вызови себе машину определенной марки, – диспетчер тебе скажет, что это возможно, но цена вырастет, как минимум на полтинничек. Попросить просто "иномарку" можно и бесплатно, а вот конкретную тачку – только с доплатой. Вот и у бомбил то же самое: хочешь хорошую машину – плати, только ценник мальца повыше. Кстати, насчет  ценника, – когда нанимаешь бомбилу, всегда сам предлагай адекватный ценник. Среди водил тоже хватает моральных уродов, которые любят нажиться на пьяных, ничего не соображающих клиентах или пользуются тем, что ты попал в беду: ломят втридорога, поскольку видят, что ты либо слишком пьян, либо слишком торопишься. То же самое и у официальных таксистов: если ты забыл, какую цену тебе назвала диспетчер и переспрашиваешь у водителя, не исключено, что он приплюсует чирик-другой к сумме.

– А какой, по-твоему, адекватный ценник?

– В черте города на один адрес – от 100 до 120 рублей, смотря куда ехать. От центра до Зареки, Кукковки или Древлянки – сотка самое то, в Сулагу или на нижнюю Ключагу – 120.

– Если вызывать официалку, можно уехать и за 90. С частниками не получится?

– Когда частник из "коллектива" везет тебя по указанному адресу, обратно на "точку" он едет порожняком, поэтому и ценник у них повыше. Для тебя – это переплата за отсутствие ожидания.

За разговором не заметил, как мы скатились вниз по Ленина, прокатились через площадь Кирова и вывернули на Правды. Недалеко от "Советского" моста моргает аварийкой классика с шашками. Вопрос возникает сам собой.

– Серега, а как быть в непредвиденных ситуациях, если едешь с бомбилой? Допустим, сломалась у него машина по пути. В официалке мне по рации тут же другую машину вызовут, а с частниками как?

– Скорее всего, с тебя просто не возьмут денег за проезд, а дальше – иди и маши ручкой, лови другую тачку. Если поломка незначительная и если не спешишь – можешь подождать, пока водила ее устранит, но на скидку за ожидание не рассчитывай.

– Что-то душновато у тебя, я окошко приоткрою?

Серега вместо ответа ухмыляется какое-то время и утвердительно кивает – можно.

– Вот ты, Виталя, сейчас очень важную для таксистов тему зацепил: поведение пассажира в машине. Все обычно на водил только грешат, мол, салон грязный или прокуренный и прочее, а о своем поведении забывают подумать.

– И чего же такого делают пассажиры, что часто бесит водителей?

– Почти каждому таксисту не нравится, когда в машине что-то начинают трогать без проса: магнитолу, стекла, бардачок и т.д. Если без разрешения начинают курить в тачке – я вообще сразу останавливаюсь и высаживаю такого клиента. Наглеца почти каждый таксист высадит, даже если заказ денежный. Попадаются такие, кто отказывается ремень пристегивать. Ехать, мол, 5 минут, чего пристегиваться, а если остановят – штраф оплачивать они, конечно же, не станут. Я, от греха подальше, с места не трогаюсь, пока пассажир не пристегнется. И еще очень раздражает, когда тебя пытаются учить, как быстрее доехать или вообще, как ездить.

– Получается, что нельзя попросить водителя довезти меня до места по определенному маршруту?

– Можно, но опять же, за отдельную плату. У таксеров есть такая поговорка: адрес выбирает клиент, а маршрут – водитель. Если ты попросишь довезти тебя от перекрестка Ленина – Антикайнена до Авиаретро через Шотмана, тебе посчитают два адреса – Шотмана и Авиаретро. Кстати, насчет двух адресов – вызвать одну машину на два адреса почти всегда дешевле, чем две машины, даже если адреса в разных концах города.

– Серега, еще хотел спросить насчет багажа. Если, например, мне нужно перевезти с места на место кучу хлама, но эта куча помещается в легковушку – на заднее сидение плюс в багажник. Могу я смело вызывать обычное такси или есть шансы, что мне откажут и придется звонить в грузовое?

– Скорее всего, не откажут, это нормально. У моего товарища был случай – вез легковом такси холодильник, сидения даже пришлось складывать. И ничего – все по обычному тарифу без нареканий.

– Вот ты, как таксист со стажем, хотел бы, чтобы такси стало исключительно официальным, был устроен в такси по ТК, а нелицензированный частный извоз жестко контролировали?

– Мы к подобным переменам относимся с тревогой. В нашем городе такая реформа не сможет пройти гладко. Таксопарки, счетчики, новые машины, спецпокраска, механики, медсестры и прочие атрибуты официального такси – это огромные финансовые вложения. Петрозаводские владельцы служб такси в жизни не потратят и рубля если знают, что он не отобьется, поэтому окупать затраты на реорганизацию будут пассажиры. Тарифы взлетят в разы, а, значит, у нас будет мало работы, люди не станут ездить за 300 рублей по городу, даже если опаздывают, так что пострадают от этого все. У нас в городе ямы на дорогах нормально заделать не могут, не то что подобные преобразования успешно провести. Я этого реально боюсь.

Поднимаю глаза на дорогу – мы уже вернулись в исходную точку, неспешно колесим по Ключевскому Шоссе. Пора бы уже заканчивать.

– Долгий у нас получился разговор, а вопросов все равно навалом. Давай на этом остановимся и подытожим, о чем должен помнить петрозаводчанин, чтобы спокойно, быстро и недорого пользоваться такси в нашем городе в существующих условиях?

Серега завернул на заправку, припарковался и заглушил мотор.

– Пойдем пить кофе, там и подытожим.

Если вы спешите, и не хотите тратить лишние деньги и нервы, вам НЕ СЛЕДУЕТ:

1. В часы пик вызывать такси по телефону. Машин в Петрозаводске не хватает, ждать будете долго. Выйдите на ближайшую остановку, там всегда стоят таксисты, а также можно легко поймать машину.

2. Звонить сразу в несколько служб такси. Если к вам одновременно приедут две машины из разных служб, водители не станут конфликтовать из-за сотни-другой, – уедут оба, а вы останетесь переваривать усвоенный урок.

3. Вести себя в такси "как в своей машине", наглость никому не нравится. Оплаченная поездка не дает вам права без спроса курить в машине, крутить ручки на магнитоле и делать прочие нехорошие вещи. Не стоит также учить водителя как надо водить. Могут просто высадить.

4. Спрашивать у водителя, сколько будет стоить определенная поездка. Частник вправе назвать любую цену и сторговаться не всегда получится. Называйте адекватную цену сами (средняя стоимость этого же заказа по рации плюс 10-20 рублей сверху), скорее всего водитель согласится.

5. Требовать от водителя нарушения ПДД. Можете не пристегиваться, просить водилу ехать быстрее разрешенной скорости и т.д., только если вы готовы оплатить штрафы за эти нарушения.

6. Пытаться вызвать такси на время в часы пик. Вам либо откажут, либо потребуют доплату. Не исключено, что машина задержится.

Однако помните, что:

1. У вас есть право на бесплатную остановку по пути, если продолжительность остановки не более пяти минут.

2. Вы вправе требовать от водителя ехать медленнее, сделать музыку тише, сменить музыку, закрыть окно и т.д. Главное, делать это вежливо и вам никто не откажет.

3. Если у водителя нет сдачи – это его проблемы, вы не виноваты. Вас должны бесплатно довезти до места, где можно разменять деньги, и оттуда до пункта назначения.

4. Вы вправе попросить водителя уточнить стоимость поездки у диспетчера, если меняете маршрут или забыли стоимость.

5. Вы можете не платить за поездку, если вас не довезли до пункта назначения, не важно по какой причине.

6. Отказаться ехать на машине, прибывшей по вашему заказу, если у нее грязный салон. Однако не стоит просить замену в этом же такси – рискуете долго прождать.

Много еще чего интересного рассказал Серега – о взаимоотношениях ГАИ и таксистов, о тонкостях работы диспетчеров, которые отражаются на клиентах, о пресловутых "Матизах" и маршрутчиках. История далеко не на одну статью, так что на этом все, более подробный рассказ обязательно опубликую у себя на странице в контакте, кому интересно – сможете прочесть.

Мир всем местным и удачных вам поездок!

Виталя Альбатрос

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей