Взлеты и разочарования Музыкального театра

Аналитика. Обществоведение
16:16, 15 Июня 2011

Как наш "большой театр" пытается сохранить труппу, ставить новые спектакли и верить в будущее

Театральный сезон в Карелии подходит к концу. Музыкальный театр одним из последних распахнул свои двери перед зрителями, представив публике свою майскую премьеру – романтический балет "Корсар". С каким настроением труппа выходит в отпуск? И чем театралов здесь порадуют в следующем сезоне? Премьеры будут рождаться так же долго и мучительно? Ведь нового балета зрители ждали более года. Об итогах 56-го сезона, планах на будущее и нелегкой судьбе провинциального театра "Столица на Онего" побеседовала с директором Музыкального театра Еленой Ларионовой.

Спасибо зрителям

– Елена Геннадьевна, нынешний сезон был непростым для всех карельских театров, которые без "постановочных" умудрялись выпускать новые спектакли. В Музыкальном театре состоялись четыре премьеры. За что сегодня испытываете гордость?

– Сезон действительно был непростой. Но самый главный плюс – второй сезон наш театр отработал с таким составом солистов, с таким коллективом, что можно с уверенностью сказать, что театр состоялся как творческая единица. Нам пришлось на ходу корректировать наши планы: предполагали одни премьеры, а выпускали другие. Здесь финансы диктовали нам условия. Тем не менее, то, что мы смогли выпустить в этом сезоне четыре премьеры, я считаю серьезным успехом.

Приятно, что в очередной раз наш балет "Щелкунчик", художественный руководитель Кирилл Симонов и артист балета Владимир Варнава были отмечены национальной премией "Арлекин". Приятно, что солисты балета Алевтина Мухортикова и Анатолий Скуратов получили премию "Сампо". Но самое главное признание – это когда зритель хочет прийти в театр. И последний сезон в этом смысле был успешным. Даже с отклонениями от планов нам удалось не снизить творческую планку. Удалось сохранить любовь и внимание зрителей. Серьезная удача – спектакль "Летучая мышь", который стал хитом сезона.

– А чем последний сезон разочаровал?

– Вся жизнь состоит из взлетов и разочарований. Мы рассчитывали, что сможем реализовать свои премьерные планы. Делали ставку на то, что к новому сезону выпустим балет "Спящая красавица", который обещал быть волшебным. Рассчитывали и на то, что в продолжение направления, которое заложил балет "Ромео и Джульетта", появится следующий спектакль – "Золушка" на музыку Прокофьева. К сожалению, этого не случилось. Причем на протяжении всего сезона мы на разных уровнях доказывали свою нужность, важность, творческую состоятельность. И, мне кажется, нам это удалось. В первую очередь благодаря нашим зрителям.

Все решит честный кулачный бой

– Публика-то к вам ходит, но прокормить труппу и помочь осуществить все ваши планы ей не по силам. За счет кошелька зрителей ни один репертуарный театр не выживет. И беспокойство карельского театрального сообщества по поводу отсутствия четкой государственной политики в Карелии в отношении театров понятно. На днях состоялась долгожданная встреча директоров театров с главой республики. На ваш взгляд, она что-то изменит в жизни местных храмов Мельпомены?

– Разговор был обстоятельным. Нам удалось озвучить те серьезные проблемы, которые стоят перед театрами. И надо сказать, что по итогам встречи мы вышли обнадеженными. Мы увидели самое главное – готовность губернатора поддержать, помочь.

Культура у нас существует не только в пределах Садового кольца, и там не те проблемы, которые имеются в провинциальных театрах. И это театральная общественность смогла донести до первых лиц государства. Мы знаем, что на протяжении последнего года и президент, и премьер-министр очень активно встречаются с театральными деятелями в разных городах. По итогам каждой встречи давались конкретные поручения, в том числе в адрес глав регионов. Думаю, что именно эти мероприятия оказали серьезное влияние на то, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. И наша встреча с главой республики инициировалась театральным сообществом для того, чтобы понять нашу ситуацию, чтобы мы не оказались на обочине процесса, который начался в регионах. Ведь где-то уже разрабатываются документы, вырабатываются стратегии, направленные на поддержку театра. Наверное, здесь можно говорить много общих слов и рассуждать на тему: надо ли поддерживать все театры или какой-то один. Это стратегия каждого отдельного региона. Но именно тот разговор, который состоялся, надеюсь, положил начало большой работе. И она приведет к тому, что у нас в отношении театров будет понятная государственная политика. И мы будем знать, на какую поддержку сможем рассчитывать и чего от нас ждет республика.

– И когда вы начнете это понимать? Ведь вы встречались с главой республики в начале сезона. Обо всех проблемах театра он тогда узнал из первых уст, но за сезон ничего не изменилось…

– Я надеюсь, что сейчас все будет иначе. На встрече с губернатором мы были не просто просителями, которых не хотят слышать. Нас слушают и понимают всю важность нашего дела. И лед тронулся – на последнем заседании Законодательного собрания внесены изменения в бюджет. Пока на "постановочные" выделили скромную сумму, которую поделят между всеми театрами. Хотя мы все изголодались по постановочным средствам. Мы с директорами театров уже смеялись: сегодня все решит честный кулачный бой.

Но самое главное сейчас определиться с приоритетами. Проблем много: отсутствие постановочных средств, жилья, крайне низкая зарплата. Это все влияет на конкурентоспособность наших театров. Понятно, что артисты хотят иметь нормальную социальную защищенность. А мы сегодня далеко не всегда можем им предложить соответствующие условия работы.

– Не все актеры готовы ждать, когда ситуация в театрах реально изменится к лучшему. Из-за низких зарплат люди вынуждены увольняться и возвращаться на родину. А Музыкальный театр не теряет свои кадры, которые были собраны практически со всей страны?

– К сожалению, такой процесс идет. Надеюсь, что основной костяк нам удастся сохранить к новому сезону. Будем прилагать все усилия. Но если в балете не было ни одной новой постановки больше года, то как тут удержать людей?! Поэтому нам было важно под конец сезона выпустить "Корсара". Если нет премьеры, если ничего не готовится к выпуску, то и жизни в театре нет. Все сразу начинают думать, куда бы им уехать.

– А лидеров своих вы не потеряли?

– Нет. Юрий Исаакович Александров по-прежнему является художественным руководителем нашей оперы, а Кирилл Симонов – худруком балета. Главным дирижером театра остается Сергей Вениаминович Иньков.

Вот такие грандиозные планы

– Перед открытием нового сезона вы на гастроли собираетесь?

– В первой половине сентября мы отправимся в Мурманск, а затем мурманский драматический театр приедет к нам.

– А где деньги взяли на такой проект?

– На уровне федерации, наконец, начала работать программа, которая позволяет осуществлять такие серьезные гастроли. В данном случае этот проект поддержан Министерством культуры РФ с условием республиканского софинансирования.

– Удалось выбить деньги из нашего министерства?

– Это еще впереди (смеется). Но когда есть федеральное финансирование, республиканское должно быть обязано.

– А чем вы планируете порадовать зрителей в новом сезоне?

– Открываемся в октябре отложенными на полтора года двумя одноактными балетами – "Пульчинелла" и "Дафнис и Хлоя". Мы хотели их выпустить к юбилею Дягилева, но, к сожалению, тогда это не удалось. Далее, в ноябре, у нас премьера оперы "Кармен". До нового года также планируем выпустить одноактную оперу Доницетти "Колокольчик", которая будет посвящена году Италии в России. Ну и надеюсь, что после нового года появится долгожданный балет "Золушка".

– А подписанное недавно соглашение между маэстро Валерием Гергиевым и главой республики Андреем Нелидовым чем нам "грозит"?

– Мы надеемся, что это соглашение откроет перед нами новые перспективы. Оно направлено на взаимодействие, сотрудничество. Это будет улица с двусторонним движением. Театр имеет практику приглашения звезд Мариинского театра, но теперь, мы рассчитываем, это будет случаться чаще и в определенной системе: появится некий абонемент, над которым мы начинаем работать. Надеемся, что нам удастся привезти сюда спектакли Мариинского театра, а также вывезти свои постановки в Санкт-Петербург и показать на площадке Мариинки. Вот такие грандиозные планы.

Беседовала Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей