Елена Богданова: "Нам, карелам, упертости хватит"

Аналитика. Обществоведение
15:21, 08 Июля 2011

Министр культуры Карелии о филармонии, театрах и их нелегкой судьбе.

На последнем концерте Симфонического оркестра карельской филармонии, которая закрыла свой сезон, когда все театры республики уже отдыхали, публика услышала не только произведения легендарной ливерпульской четверки. Со сцены звучала и речь ведущей вечера, не скрывавшей опасений коллектива концертной организации по поводу следующего года. То, что новый сезон для учреждений культуры будет трудным, мало кто сомневается. Из-за проблем с финансированием практически каждый сезон для наших творческих коллективов превращается в мучение. После роспуска труппы Театра драмы с режиссером Снежаной Савельевой во многих учреждениях культуры понимают, что следующей жертвой оптимизации может стать кто угодно. И неслучайно сегодня Симфонический оркестр филармонии переживает о своей судьбе, которая сулит переселение на сцену Музыкального театра. Так что же ждет наши коллективы в следующем сезоне? Над кем нависла реальная угроза, а кому бояться нечего? Чтобы подвести итоги прошлого сезона и узнать планы будущего концертно-театрального года, мы отправились на интервью к министру культуры республики Елене Богдановой.

Площадки не должны простаивать

- Елена Викторовна, последний сезон Вы впервые провели не просто как зритель, а как министр. Как бы Вы оценили то, что видели и слышали? Что действительно понравилось, а что разочаровало?

- Сезон был плодотворным: были премьеры, концерты, фестивали. Отработали мы неплохо. Много хороших программ было в Карельской государственной филармонии. Мне очень понравился концерт наших молодых и маститых композиторов, которые, я уверена, еще прославят нашу республику. Интересен был хоровой абонемент. Думаю, что никого не оставила равнодушным исполнение в филармонии Ленинградской симфонии Шостаковича.

Наши театры находятся в сложном положении, поскольку постановочные средства им не выделялись. Но те спектакли, которые они выпустили, достойны внимания. Что касается Музыкального театра, то это "Евгений Онегин", балет "Корсар", "Паяцы", "Летучая мышь". Вновь не разочаровал театр драмы "Творческая мастерская", где на всех премьерных спектаклях всегда аншлаги.

Отрадно, что многие наши учреждения проводят анкетирование слушателей и зрителей, чтобы узнать, что их интересует. Здесь есть, над чем задуматься. Например, в филармонии проходят действительно хорошие абонементные концерты, а залы на них полупустые. Видимо, публика недостаточно знает о концертных программах.

- В Национальном театре, в котором в прошлом году сменилось руководство, зрителей тоже не всегда много. Что Вы думаете о его работе?

- В течение прошлого сезона мы ждали от театра чего-то нового. Для меня принципиально важно то, что был выпущен еще один спектакль на карельском языке. Если мы называемся республикой Карелия, то карелы хоть раз в год должны получать постановку на родном языке. И спектакль "Волчица" мне понравился.

Ну а вообще я пока очень осторожно отношусь к работам Национального театра. Считаю, что постановки, которые здесь были выпущены раньше, заслуживают особого внимания. "Лемби", "Коробейники", "Песни синего неба", "Дело святое" – это хорошие спектакли. Это мое личное мнение, с которым могут не соглашаться театралы. Я считаю, что Андрей Дежонов, режиссер многих из этих спектаклей, прочувствовал до глубины души менталитет наших коренных народов. И эксперты, которые принимали участие в обсуждении номинантов на премию "Онежская маска", высоко оценили эти работы Национального театра.

- Но сегодня в театре нет ни Сергея Пронина, подарившего публике отмеченные вами постановки, ни Андрея Дежонова, которого никто и не стремился удержать в Карелии после окончания контракта. Вам удалось наладить контакт с нынешним директором Национального театра Арвидом Зеландом? Договориться о том, как должен развиваться театр?

- Вопросов к руководству театра сейчас много и задач, стоящих перед ним, немало. У Национального театра есть идеи, которые пока не удалось реализовать до конца. Мы находимся в стадии обсуждения этих вопросов. Поэтому я пока не хочу ничего говорить по Национальному театру. Сейчас перед всеми руководителями учреждений поставлена задача - проработать "индивидуальность" каждой организации, каждого театра: что такое "Кантеле", что такое Национальный театр, в чем их специфика. После такой совместной работы учреждений с министерством, возможно, осенью какие-то идеи и появятся.

Но мне бы хотелось, чтобы Национальный театр был бы своего рода центром прибалтийско-финской культуры, центром коренных народов. Площадка театра не должна простаивать. Я понимаю, что мы поставлены в условия, когда нужно зарабатывать деньги. Но в здании театра сегодня должны проходить не только ярмарки, "Охоты и рыбалки". Во всем этом должна быть культурная составляющая.

Вся надежда на "Культуру России"

- Когда на новые постановки средства не выделяются, то, естественно, театры вынуждены зарабатывать сами. Жить-то им как-то надо…

- К счастью, сейчас с постановочными ситуация меняется. Мы понимаем, что для того, чтобы у нас появлялись новые спектакли, в них нужно вкладываться. На вторую половину нынешнего года выделены средства из республиканского бюджета на эти цели.

У нас большие серьезные планы на следующий сезон. Мы разрабатываем меры поддержки театрального искусства в Карелии и надеемся, что совместно с партнерами в рамках разного рода проектов и концепции развития театрального искусства РФ сможем осуществить многое из задуманного. Надеемся, что соглашение, подписанное главой республики с Мариинским театром, даст новый импульс развитию Музыкального театра. Поскольку предложение о таком сотрудничестве с Маринкой поступило от Министерства культуры РФ, то мы ждем, что появится грант, который окажет поддержку совместной работе театров.

Кроме того, по итогам встречи с главой республики, надеюсь, что в бюджете следующего года нам удастся прописать средства на гастрольную деятельность наших театров внутри республики. Зрители сел и поселков соскучились по спектаклям. И мы приложим максимум усилий для того, чтобы наши театры смогли выезжать за пределы Петрозаводска, и чтобы им было, где выступать: планируем создать сеть этнокультурных центров в наших районах.

- А Театр драмы "Творческая мастерская" сможет рассчитывать на лучшую жизнь? Появится ли у коллектива своя современная сцена? Или планы по реконструкции здания филармонии, где ютится театр, уже похоронены?

- Конечно, мы хотели бы, чтобы у нас появились современный концертный зал для коллективов филармонии и уютный дом для "Творческой мастерской". Наша задача – создать комфортные условия, как для артистов, музыкантов, так и публики. Сейчас мы пытаемся попасть с реконструкцией здания филармонии в федеральную программу "Культура России", которая будет действовать с 2012 по 2016 год. Ее формирование начнется в августе. В сентябре мы должны получить подтверждение, вошел наш проект в программу или нет.

За оркестр отвечу

- Ясности насчет судьбы здания филармонии нет, а вопрос о целесообразности перевода Симфонического оркестра на базу Музыкального театра, говорят, уже рассматривается. Почему руководство концертной организации по вашему заданию должно обдумать совместную деятельность филармонии и театра относительно развития оркестра? Коллектив Мариуса Стравинского все-таки переедет на сцену нашего "большого" театра?

- У нас есть планы, чтобы Симфонический оркестр выступал в Музыкальном театре, но не в оркестровой яме, а на сцене. Мы хотим, чтобы у нас были гала-концерты солистов оперы, чтобы к нам приезжали звезды мирового уровня. К сожалению, организовать такие выступления на площадке филармонии часто невозможно. А наш оркестр, который заслуживает особого внимания, должен повысить свой статус. Его совместные концерты со звездами могут проходить в рамках фестиваля "Белые ночи" или других фестивалей. Я не хочу никому ничего навязывать. Сами учреждения должны решить, как они будут работать вместе.

При этом сегодня никто никого не выселяет из филармонии. Оркестр по-прежнему будет работать на своей сцене. Но иногда ему придется давать концерты в Музыкальном театре. Но в любом случае, если мы попадем в программу "Культура России", то здание филармонии встанет на реконструкцию, и нам нужно будет думать, где оркестру репетировать и выступать. Подойдет ли для временного дома сцены Национального, Музыкального театров или зал консерватории? Но я ответственно заявляю, что Симфонический оркестр как был, так и будет. Он имеет богатейшую историю. Мы заинтересованы в сохранении этого уникального коллектива.

- Ни богатейшая столетняя история, ни клятвенные обещания чиновников не закрывать театр не помогли Театру драмы. Труппа Снежаны Савельевой осталась на улице. Если вдруг будет принято решение о роспуске Симфонического оркестра, Вы, гарантирующая сегодня долгую и счастливую жизнь коллективу, уйдете с поста министра культуры?

- Я человек ответственный. Я не разрушитель. Наша задача сохранить все то, что создано в республике. Поверьте, у меня болит душа за каждого нашего музыканта, актера. Мы понимаем, в каких сложных условиях они сегодня живут и работают. Не хочу бросаться словами, уйду я или не уйду, но я сделаю все для того, чтобы сохранить Симфонический оркестр, оркестр "Онего", ансамбль "Кантеле" и другие коллективы.

Командир без команды

- Когда Вы вступили в должность министра, прошли с тетрадочкой по всем учреждениям культуры и записали проблемы, которые мучают коллективы. Удалось что-нибудь реально сделать за этот год?

- Кое-что удалось. И, надеюсь, что выполню все задания: к тетрадочке периодически возвращаюсь. Но самая главная проблема, которую не удалось решить – это повышение заработной платы. Нынешний рост жалованья на 6,5 процентов незначительный. Но думаю, что нам удастся изменить ситуацию на уровне России. С нашими предложениями в Москве знакомы.

К сожалению, не справились мы пока и с высокой ценой жилищно-коммунальных услуг в общежитиях. Куда бы мы ни обращались, результата нет. Вообще жилищная проблема в отрасли стоит очень остро. Надеюсь, что мы сможем обеспечить служебными квартирами хоть кого-нибудь из нуждающихся. Идеи по этому поводу есть, но озвучивать их пока не хочу. Так что постепенно мы решим многие проблемы учреждений культуры. Главное, чтобы рядом была команда единомышленников, неравнодушных людей.

- Вам удалось создать такую команду в министерстве?

- Нет. Мы еще пока друг к другу притираемся. Надеюсь, что все сложится. Но ответ на письмо в министерство: "Это не наши полномочия" не в моем стиле. Я прошу всех подумать, как можно помочь. Уверена, что рано или поздно нам удастся изменить отношение к культуре, которая сейчас плетется в хвосте и первой попадает под оптимизации. Нам, карелам, людям основательным, для этого упертости, упрямства хватит.

Интервью вела Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей