Защитники или преступники?

Аналитика. Тема недели
11:54, 23 Ноября 2011

Книга финского писателя и журналиста Вейкко Эрккиля о кровавых расправах советских партизан в 1941-1944 годах над мирными финскими жителями, включая детей, кажется, стремится к тому, чтобы стать на родине ее автора бестселлером сезона.

Книга называется "Последнее утро. Замолчанные следы советских партизан". Она вышла в свет в серьезном издательстве "Отава" всего три недели назад. За это время продано почти 10 тысяч экземпляров, столько же отпечатают в ближайшее время. И как предвидят специалисты, новый тираж ожидает тот же ажиотаж, тем более что впереди праздники, и эта качественно оформленная, внушительного объема книга (более 300 страниц), может стать неплохим подарком на Рождество.

На русский язык "Последнее утро" пока не переведено, хотя такая возможность не исключается в будущем. Несмотря на это в Петрозаводском госуниверситете на днях состоялся круглый стол в связи с ее выходом. Участниками круглого стола стали карельские ученые, представители общественных организаций, журналисты и финская делегация, в том числе сам Эрккиля. Даже тем, кто не читал книгу, было что сказать писателю. Тем более что в Карелии имя Эрккиля хорошо знакомо: после выхода в свет в 1998 году его книги "Замолчанная война", посвященной той же теме, по обе стороны границы разразился скандал.

Представление о содержании "Последнего утра" участники круглого стола могли получить, ознакомившись с чем-то вроде реферата по книге, который подготовил специально к обсуждению журналист Армас Машин. Еще в "Предисловии" Эрккиля сообщает читателям, что примерно 150-170 финских гражданских лиц были убиты на территории Финляндии советскими партизанами и разведчиками в период 1941 – 1944 гг. Все нападения были похожи одно на другое: выбиралась отдаленная деревня, после чего составлялись лживые отчеты и рапорты. Так, в июле 1944- партизанский отряд "Сталинец" совершил нападение на деревню Локка, во время которого был убит 21 мирный житель. В партизанском отчете по итогам этой операции говорится об уничтожении "вражеского гарнизона".

Убийства представляются автором как зверские преступления против невооруженных мирных людей, в том числе детей, женщин и стариков. Практиковались выстрелы в упор, удары штыков, ножей и прикладов, истязания. При нападении партизан отрядов "Полярник" и "Большевик" на деревню Сейтаярви в июле 1944-го несколько девушек и женщин были убиты после группового изнасилования. Некоторых жителей взяли в заложники и впоследствии тоже лишили жизни. Фотографии сожженных деревень и убитых жителей, в том числе детей, в книге представлены.

Участники круглого стола
Участники круглого стола

"А сами партизаны подтверждают эти факты? – поинтересовался у автора один из участников круглого стола. – Вам удалось установить имена участников тех событий, встретиться с кем-нибудь из них?".

"Эти имена, безусловно, известны, – отметил Вейкко Эрккиля. – Начиная с 1994 года мне удалось встретиться примерно с 20 бывшими партизанами, которые непосредственно были участниками тех событий. В частности, это два значительных партизанских командира – Александр Смирнов и Георгий Калашников".

По словам писателя, со Смирновым они даже побывали на месте уничтоженных поселений.

"Согласно его отчетам, – сказал автор, – был уничтожен гарнизон. Согласно нашей версии, были уничтожены маленькие лапландские поселения, где люди занимались заготовкой сена. Смирнов вынужден был признать нашу правоту. Правда, заметил, что сено заготавливалось для немецких военных нужд".

А благодаря встречам с Калашниковым, как отметил Эрккиля, удалось установить место убийства нескольких финнов, взятых в плен, обнаружить их останки.

Специалисты со стороны Карелии, у которых была возможность сравнить обе работы финского писателя, считают "Последнее утро" книгой более объективной.

"Прежде всего, потому, – отметил декан истфака ПетрГУ Сергей Веригин, – что Вейкко Эрккиля неоднократно приезжал в Карелию, Петрозаводск, встречался с исследователями, и учеными, и писателями, кто занимается данной проблематикой".

В.Эрккиля и С.Веригин
В.Эрккиля и С.Веригин

В сборе материала для книги писателю помогали старший научный сотрудник ПетрГУ Эйнар Лайдинен, декан исторического факультета ПетрГУ Сергей Веригин, зав кафедрой истории КГПА Герман Чумаков. Кроме того, Эрккиля приводит выдержки из работ этих и других авторов и представляет их точки зрения, высказанные ими во время интервью и бесед в ходе работы над "Последним утром".

Как таковой дискуссии о книге, конечно, не получилось, поскольку сложно обсуждать то, чего не читал. Впрочем, организаторы круглого стола – В.Эрккиля и С.Веригин, – видимо, и не ставили такую цель, важно было дать возможность обеим сторонам высказаться на эту тему в принципе.

Суть выступлений участников круглого стола со стороны Карелии, среди которых были и малолетние узники, и участники войны, чаще всего сводилась к тому, о чем упомянул в своей речи и профессор ПетрГУ Юрий Килин: "С одной стороны – менее 200 погубленных душ, у которых был шанс хотя бы убежать в лес, многие, кстати, так и спаслись. С другой, в Петрозаводске, – 20 тысяч человек, которые содержались в концлагерях. Многие умерли от голода и болезни. Необходимости морить этих людей голодом не было никакой. В Финляндии было достаточно продовольствия".

При этом, по мнению историка, в самой Финляндии плохо знакомы с "темой этноцида Карелии", потому что "финны не хотят ощущать это на своей совести".

Наконец, Килин отметил, что у финнов в те времена были свои диверсионные формирования – отряды дальних разведчиков, которые "совершили большое количество преступлений против гражданского населения Карелии". Многие из них после войны перебрались в США.

"Между Финляндией и СССР, начиная с сентября 1944 года, появились так называемые особые отношения. Было достигнуто негласное соглашение о том, что ни та, ни другая сторона не ворошит то, что произошло в период войны, самые черные страницы, – сказал Килин. – Давайте понимать, что мы сейчас будем ворошить поверхность океана".

Ю.Килин
Ю.Килин

К слову, с приведенными в книге Эрккиля фактами участники круглого стола, как правило, не спорили. Спор, скорее, возник вокруг их оценки. В книге нет прямого призыва приравнять партизан к военным преступникам. Однако сам автор в своих оценках часто использует этот термин.

"Вейкко прямо оперирует в той первой книге и в этой термином "военные преступления", – отметил писатель-документалист Константин Гнетнев, который в целом положительно оценил труд Эрккиля. – Но я плохо представляю себе, как бы выглядело государство, которое вместе с Гитлером оккупировало часть территории, позволило погубить почти 1 миллион жителей в Ленинграде во время блокады, и в итоге признало бы военными преступниками 1500 наших партизан, которые за 4 года погубили аж 150-170 невинных жителей".

"Вопрос о военных преступниках решен Нюрбернским процессом. Там четко сказано, что военным преступником является фашистская Германия и страны, с ней сотрудничавшие", – подчеркнул Сергей Веригин.

Сам автор книги заметил, что ему важно было показать "различные точки зрения, и на их основе попытаться приблизиться к истине, если она вообще может существовать", рассказать читателям – а книга, по его признанию, ориентирована главным образом, на читателей финских, – о событиях, о которых они долгое время не знали.

"Количественно эти жертвы были невелики – не более 200 человек, но память о них оказалась, на мой взгляд, недостаточно освещена и даже замолчана в свое время в Финляндии. Поэтому я рассматриваю выход книги как очень важный момент продвижения вперед и совершенствования собственного сознания самих финнов", – сказал Эрккиля.

Под конец круглого стола один из его участников отметил: "Нам бы научиться у финнов и немцев так отстаивать своих".

Лидия Панасюк.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 12:27
Обществоведение
В откровенном личном интервью Глава Петрозаводска Инна Колыхматова рассказала о том, как принимает управленческие решения, почему не обижается на комментарии в интернете и объяснила, зачем первой из всех мэров в Карелии назвала размер своей заплаты