Школы: приказано выжить

Аналитика. Обществоведение
12:16, 23 Марта 2012

Выделив петрозаводским школам на нынешний год копейки, республиканские власти только сейчас решили посчитать, сколько средств городскому образованию необходимо для учебного процесса.

Пять школ могут быть закрыты в Петрозаводске из-за недостаточного финансирования.
Пять школ могут быть закрыты в Петрозаводске из-за недостаточного финансирования.

23 марта в Министерстве образования республики состоится заседание рабочей группы, которая занимается разработкой региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности школ. Чиновники, депутаты Заксобрания и педагоги обсудят предложения Петрозаводска по расчету данного норматива, а по сути – вопрос о жизни или смерти столичного образования.


Норматив обоснован
 

Мы уже писали о том, с какими проблемами столкнулись школы города из-за недостаточного финансирования в нынешнем году. Благодаря финансовой политике правительства Карелии юные горожане лишаются возможности на получение качественного образования в лицеях и гимназиях, забудут о "продленке", не смогут заниматься в школьных кружках и секциях. Школа, по сути, превращается в формального "урокодателя", где уроков-то будет по минимуму. Отдаленные учреждения образования и учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ребятишками из неблагополучных семей, просто ликвидируют. Директорам всех школ придется уволить более 40 процентов работников: из 3056 человек, занятых в отрасли общего образования, 1268 окажутся на улице.
 
К таким последствиям привела предложенная республиканским правительством новая методика расчета средств на финансирование школ. Еще в конце прошлого года она стала основой принятых карельскими парламентариями изменений в законе "О межбюджетных отношениях". Как ни пыталось тогда руководство администрации Петрозаводска доказать, что для городского образования новая методика финансирования – это билет в один конец, никто его не услышал. Предложение города о создании рабочей группы, которая бы взвесила все за и против, депутаты и чиновники проигнорировали. Мол, начнем реализацию закона, а потом и экспертов подключим. Рабочая группа должна была начать работу уже после того, как школы перейдут на новое финансирование. Нелогично, но, судя по деятельности властьимущих Карелии, неудивительно. Так и случилось – первое заседание рабочей группы состоялось 10 февраля. Там депутат Заксобрания уже нового созыва, директор лицея №1 Эмилия Слабунова сообщила о разработанной на муниципальном уровне проекте методики определения стоимости услуг по реализации государственного образовательного стандарта.
 
"Мы еще в июле прошлого года направили в правительство республики все наши расчеты, – поделилась начальник городского управления образования Ирина Мирошник. – Цифры брали не с потолка, а полностью обосновали норматив».
Дело в том, что еще в сентябре 2010 года на встрече директоров школ с руководителем Координационного совета Девлетханом Алихановым и Первым заместителем главы администрации Петрозаводска Евгением Журавлевым педагоги заявили: "Мы не видим структуры норматива. Покажите нам, что в него входит". И тогда было дано поручение комитету образования рассчитать данный показатель. Специалисты считали в течение квартала. К весне 2011 года город был готов представить разработки. По самому минимуму, если учитывать все уставные задачи образования, в том числе закупку учеников и учебно-наглядного оборудования, "стоимость" одного ученика составляла 49 тысяч рублей в год. По сравнению с Москвой, где на школьника уходит 120 тысяч рублей или Калининграда, где на ученика еще в 2007 тратили 60 тысяч, сумма довольно скромная. Но у республиканских финансистов свои методики расчета, понять которые трудно даже опытным специалистам.
 

Горе-счетоводы
 
Зато пиарщики правительства во всем разбираются. Выступления Первого заместителя главы Петрозаводска в СМИ о критической ситуации в городском образовании и предстоящем закрытии трех школ были названы "учебной паникой городских властей". Евгения Журавлева обвинили в полной некомпетентности, хотя он, обращаясь и к главе республики, и к председателю карельского парламента, действительно отвечал за каждую цифру. И то, что в школах сегодня трудятся 3056 человек, а не 3818, как утверждает автор материала, размещенного на подконтрольном губернатору сайте, знает. Причем в число этих 3056 входят и 220 совместителей. И о том, что в Петрозаводске работает всего одно специализированное учреждение для детей с ограниченными возможностями в здоровье – 47 интернат, ведает. Он-то, говоря об учреждениях, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имел в виду образовательные учреждения с классами для ребятишек с задержкой психического развития, с нарушением речи и имеющими лицензию на такую деятельность. А их в городе 16.
 
Обвинять городские власти в том, они неэффективно используют выделяемые средства, поскольку не перераспределяют деньги между большими и маленькими по наполняемости школами, сегодня просто глупо. Директора успешных образовательных учреждений делают все, чтобы к ним шли дети, а их за это, оказывается, нужно наказать рублем – сэкономленные средства отдать малокомплектному соседу. О какой экономии можно говорить, когда стоимость ученика в Карелии минимальная. В каких регионах происходит такое деление средств? Где ученик обходится бюджету в 120 тысяч?
 
Наивно критиковать и руководителей школ, у которых есть пять-шесть замов. Во-первых, таких учреждений в Петрозаводске немного, в них учатся по 1200-1300 учеников. По всем современным требованиям в "школах-монстрах" должны быть заместители по административно-хозяйственной работе, по начальной и старшей школе, по воспитательной работе, по безопасности. Может быть, зам и по информатизации и по научно-методической работе. Чтобы достичь высоких результатов в образовании, администрации школы нужно грамотно, а не стихийно строить свою работу. Сегодня же ни у кого не возникает вопросов, почему в детском садике, где находится не более 240 малышей, есть директор, зам по хозчасти, зам по воспитательной работе и методист. Наверное, в учреждении, которое в пять раз больше садика, могут работать более трех заместителей.
 
"Летом прошлого года школы в очередной раз "вычистили" свои штатные расписания, – рассказал Ирина Мирошник. – Мы сократили 80 ставок. Это давалось тяжело, больше ресурсов для оптимизации в школах нет".
 
Ну, а заверения пиарщиков правительства в том, что денег образованию города хватает, опять же необоснованны. Да, объем субвенций на общее образование в прошлом году составил 740 миллионов, а в этом году – 856 миллионов рублей. Мол, дали на 16 процентов больше, а городу все не хватает денег. Но в правительстве республики забывают, что на начало 2011 года образованию Петрозаводска дали всего 605 миллионов. А потом пошли знаменитые индексации: выравнивание окладов учителей, индексация работникам бюджетной сферы на 6,5 процентов в июне и октябре. Затем добавились расходы на третий час физкультуры, введенный с начала учебного года. Кроме того, с июля на федеральном уровне изменили норму часов на ставку заработной платы учителей начальной школы. Таким образом, несправедливость (у обычного учителя ставка 18 часов, а у учителя начальных классов целых 20) была устранена. И на это тоже потребовались дополнительные средства. Так к концу года и вышли на сумму субвенций в 740 миллионов. «Кусочек», который республика добавила к изначальным 605 миллионам, пошел на все индексации, которые ввели с июля и сентября. Не надо быть математиком, чтобы понять, что на следующий год денег образованию понадобится больше – сумма субвенции должна быть проиндексирована на 12 месяцев, а не шесть. Неужели это пиарщикам губернатора непонятно?! И если сегодня поделить выделенные учреждениям 857 миллионов (сумму, которая включает себя абсолютно все расходы на образование) на контингент (23500 школьников), то мы выйдем на старый подушевой норматив. Получается, что никаких дополнительных средств школы не получили. И как прежде городу не хватало денег на отдаленные учреждения, так и не хватает. Как не было у школ денег на учебники, так и нет.
 
«На все свои обращения в правительство с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании школ, мы ничего кроме критики не услышали, – сказала начальник управления образования Ирина Мирошник. – В плане решения проблемы кроме протокола первого заседания рабочей группы при Министерстве образования РК по разработке норматива нам сегодня похвастаться нечем. Надеемся, что второе заседание группы будет продуктивнее. Ведь угроза над школами как была, так и остается. Школе №19 в прошлом году выделили 4 миллиона 900 тысяч, а в этом 1 миллион 700 тысяч. Как им дальше жить?».
 
Наталья Соколова
 
 
Комментарий заместителя председателя комитета по образованию, культуре и делам молодежи Законодательного собрания РК, директора лицея №1 Эмилии Слабуновой.
 
«Мы не подачку просим, а требуем соблюдения закона»
 
– На заседании карельского парламента 22 марта нам удалось внести изменения в закон «О межбюджетных отношениях». Законопроект был принят в первом чтении и касается нормативов финансирования учреждений образования в соответствии их типами, видами и категориями. Чтобы ни говорили некоторые депутаты, это не помощь городскому образованию. Мы же не подачку просим, а требуем соблюдения федерального закона «Об образовании», где прописано, что финансирование учреждений осуществляется на основе региональных нормативов в соответствии с их типами, видами и категориями. А у нас в республике всех уравняли, приняв новую методику расчета средств на финансирование школ в прошлом году. Тогда не учли многих вещей: расход на дополнительное образование, средства на замену учителей в период их курсовой подготовки, первые три дня больничного листа работников, внеурочную деятельность по новому образовательному стандарту и т.д. И это нужно исправлять.
 
Когда губернатор готовил свой отчет за проделанную работу за год для ЗС РК, нам было предложено задать свои вопросы. На образование выделили всего один вопрос. И я спросила: «В какой мере финансово обеспечен переход образовательных учреждений на новый федеральный государственный образовательный стандарт?». Ответ поразил меня до глубины души: «Плановые мероприятия по поэтапному переходу учреждений на государственный образовательный стандарт финансово обеспечены в полном объеме». Какие мероприятия? Может быть, проведение какого-нибудь семинара обеспечили? А школам-то что от этого? То ли те, кто готовил ответ на мой вопрос, вообще не понимают, какие условия требуются для реализации образовательного стандарта. То ли нас за дураков держат.  Но мы будем работать дальше. Затягивать с решением разработки региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности школ больше не позволим. Если будет необходимо, создадим рабочую группу при своем комитете в Заксобрании. А вообще в план законотворческой деятельности парламента я поставила вопрос о разработке закона о финансовом обеспечении учреждений образования по всем типам и видам. Мы должны четко понимать, каким образом финансируются школы, детские сады, детские дома, интернаты и т.д., а не давать учреждениям три копейки и требовать соблюдения всех современных норм и правил.

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей