ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Тема недели
16:51, 19 Июня 2012

Год после трагедии: история, в которой рано ставить точку

20 июня исполняется год со дня катастрофы самолета Ту-134 под Петрозаводском, унесшей жизни 47-и человек.

Когда в ночь на 21 июня 2011 года стали появляться первые сообщения о том, что возле Бесовца разбился пассажирский самолет, в это, казалось, невозможно поверить. Но вскоре информагентства и пользователи сети начали публиковать фото и видео с места катастрофы, стали известны подробности случившегося, и уже казалось чудом, что в этом аду уцелели 8 человек. К несчастью, трое из них впоследствии скончались в больницах.

Принадлежавший компании «РусЭйр» Ту-134, на борту которого находились 52 человека, в понедельник 20 июня выполнял рейс «Москва – Петрозаводск». Изначально в карельскую столицу должен был вылететь другой самолет – «Бомбардье» компании «РусЛайн», рассчитанный на 50 пассажиров. Но в последний момент его заменили на Ту-134 большей вместимости.

В тот вечер над Петрозаводском был сильный туман. А экипаж Ту-134, который и без того был плохо знаком с особенностями петрозаводского аэродрома, вдобавок допустил ряд роковых ошибок – не долетев несколько сотен метров до посадочной полосы, самолет рухнул вблизи домов поселка Бесовец. Спустя три месяца после трагедии Межгосударственный авиационный комитет придет к выводу, что главными причинами катастрофы стало решение экипажа не уходить на второй круг и то обстоятельство, что самолет опустился «ниже установленной минимальной безопасной высоты». Кроме того, выяснилось, что выполнявший полет штурман был пьян.

Очевидцы вспоминали, что после случившегося часть трассы напротив поворота к аэропорту была словно вспахана огромным плугом, от асфальта не осталось и следа. Тела и фрагменты тел были раскиданы по автодороге и обочинам. Сила удара о землю была такова, что некоторые тела откинуло прямо к жилым домам.

Среди погибших в результате авиакатастрофы оказались известный футбольный арбитр Владимир Петтай, генеральный директор «Инвестлеспрома» Дмитрий Маслов, вице-президент харьковского банка «Грант» Ваграм Симовьян, представители трех атомных компаний, в том числе почти все руководство ОКБ «Гидропресс». Жертвами трагедии стали люди из разных городов России и других стран, самых разных профессий и возрастов, включая детей.

Выжившим в той ужасной катастрофе оказывали помощь медики Москвы и Петрозаводска. Но спасти их помогли несколько очевидцев, которые, рискуя собственными жизнями, бросились на помощь сразу после крушения самолета. Спустя некоторое время все они были награждены медалями МЧС, в том числе -14-летний Толя Минин, который помогал спасателям вместе со своим отцом.

Карелия почти на неделю погрузилась в траур. 22, 23 и 24 июня в республике были приспущены государственные флаги. Жители Карелии несли к месту крушения самолета цветы и мягкие игрушки.

25 июня более двух тысяч петрозаводчан зажгли на Онежской набережной свечи в память о погибших. А на станции переливания крови выстраивались очереди из желавших помочь тем, кто выжил.

Мэрия Петрозаводска отменила празднование Дня города, а на уровне правительства республики вышло постановление о выплате компенсаций семьям погибших и пострадавшим: по 1 миллиону и 500 тысяч рублей соответственно. В августе все выплаты были завершены.

Кроме того, было принято решение об открытии через год после трагедии памятника жертвам катастрофы на месте крушения. Деньги на него собирали всем миром – был создан специальный счет. Сотни тысяч рублей поступили на него за считанные дни.

Житель поселка Деревянка Игорь Осипов, потерявший в катастрофе жену и детей, стал инициатором создания на местном кладбище часовни памяти погибших. Часовню, которая по желанию родственников и друзей семьи будет носить имена Любови, Георгия и Анастасии, также должны освятить 20 июня 2012 года.

С момента катастрофы минул год. Однако в этой истории рано ставить точку. На днях в СМИ появилась информация о том, что пассажирка рокового рейса Александра Каргополова, одна из пяти выживших, спустя восемь месяцев изматывающих судебных заседаний выиграла суд о компенсации морального вреда. После трагедии она попала в реанимацию с многочисленными переломами, сотрясением головного мозга, ушибами внутренних органов, рваными ранами, пережила серьезный шок и до сих пор нуждается в помощи психологов.

В своей коллективной претензии к трем компаниям – «РусЭйр», «РусЛайн» и петрозаводскому аэропорту – Александра Каргополова указала сумму в 8 миллионов рублей. Между тем, суд постановил, что «РусЭйр» (после аннулирования у компании Росавиацией в августе прошлого года сертификата эксплуатанта она стала именоваться «АтласДжет») обязан выплатить пассажирке компенсацию в 500 тысяч рублей, а «РусЛайн» – 50 тысяч рублей и сумму, возмещающую стоимость билета. Обе компании, тем не менее, могут оспорить это решение.

Продолжается кошмар и для другой пострадавшей – стюардессы Юлии Скворцовой, получившей травмы и обширные ожоги, перенесшей три операции и длительное время находившейся на стационарном лечении. Она не оставляет попыток отсудить у «АтласДжет» около 11 миллионов рублей в качестве компенсации медицинских расходов и морального вреда. Весной Тверской суд Москвы назначил экспертизу, которая выяснит необходимость и стоимость лечения Скворцовой. На время проведения экспертизы рассмотрение дела в суде приостановлено.

Яна Яковлева

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Аналитика

08.12.2017 15:20
Капитал
Новый жилой комплекс на Древлянке строится для людей с повышенными требованиями к комфорту, но остается доступным по цене.
08.12.2017 14:53

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Часто ли вы летаете самолетами из Карелии?