Мы не оппозиция – мы граждане!

Аналитика. Политкухня
09:00, 25 Июня 2012

В середине июня мне довелось побывать на очередном семинаре Московской школы политических исследований, которые эта неправительственная организация вот уже 20 лет проводит для гражданских активистов из различных регионов России. Поначалу казалось, что это будет серия познавательных, но несколько скучноватых лекций известных политологов, юристов и экономистов. Однако продолжающееся в Москве гражданское пробуждение существенно оживило тематику, породив множество свободных, порой бурных дискуссий о текущем моменте и перспективах развития страны.

Возникло даже странное впечатление, что в наших краях некоторым лекторам охотно пришили бы какой-нибудь «экстремизм». Аналитические выступления большинства экспертов были начисто лишены какого бы то ни было сервильного чинопочитания, к которому общество приучали последнее десятилетие.

Однако при этом школа вовсе не заявляет себя как «оппозиционная». Ее руководитель Елена Немировская в своем выступлении еще раз повторила известную максиму, вынесенную в заголовок. Этот лозунг, кстати, звучал и на зимних протестных митингах в Петрозаводске, где граждане требовали от избиркомов законной беспристрастности.

Но все же у нас этот лозунг звучит несколько глуше – видимо, сказывается наследие эпохи «вертикали», когда различные регионы превращали в послушную «провинцию». Тем не менее, гражданский потенциал Карелии довольно велик – только пока еще не реализован. У нас несколько забыли, что Республика – звучит гордо. Она несет не только национальный, но и, в первую очередь, именно гражданский смысл. «Res publica» изначально означает «общее дело», демократическое самоуправление граждан той или иной земли, как раз противоположное тому или иному царепоклонству. Хотя сегодня этот исходный смысл слова несколько выветрился, но все равно, разговаривая на семинаре с коллегами из различных областей, приходилось ловить несколько завистливые интонации: «Ну, у вас все-таки республика…»

Хотя к этому исходному смыслу республики сегодня, как ни странно, оказались ближе всех именно москвичи – точнее, те из них, кто выходят на стотысячные марши. Это критерий именно гражданского самосознания – только граждане способны протестовать против того, что их держат за бессловесных «подданных», голосующих по указке телевизора. Социально и идеологически на этих маршах представлены самые разные общественные силы, но одинаково добивающиеся справедливого парламентского представительства и подконтрольности власти народу. И это пробуждение «назад» уже не загнать – как пасту в тюбик…

У нас же с недавним назначением губернатора, похоже, все вновь покорно смирились, не пожелав напомнить кремлевской власти вступающий в силу закон о выборах глав субъектов федерации, принятый под давлением общественных протестов. Но неужели власть, столь нарочито обходя этот закон, надеется на прежнее молчание общества? При этом лично к Александру Худилайнену у жителей Карелии никаких претензий нет. Он сам, наверное, чувствует себя не совсем в своей тарелке, получив это стремительное назначение в республику, которую практически не знает. И теперь вынужден работать в старой схеме, по принципу «партия сказала: надо»…

Кстати, интересно заметить, что в московских протестах личный фактор «вождей» уже далеко не играет прежней исторической роли. Некоторые деятели – например, Навальный, Немцов, Удальцов и т.д. – могут еще называть себя «лидерами оппозиции», но в действительности граждане, выходящие на улицы, идут не затем, чтобы послушать их пламенные речи, а для того, чтобы выразить собственное отношение к происходящему. Зачастую – самодельными плакатами, иногда весьма креативными. Все это означает широкое гражданское пробуждение, которое уже невозможно приписать какой-то одной харизматической личности или идеологии.

Конечно, Карелии было бы нелепо буквально подражать московским протестам. Такое подражание вновь подчеркнуло бы некую вторичную «провинциальность». У республики немало собственных насущных задач, которые, кроме ее граждан, никто не решит. Это – добиться реального республиканского и муниципального самоуправления, преодолеть чиновничий диктат над малым бизнесом, пересмотреть налоговое законодательство, чтобы большинство собираемых налогов работало на саму республику, как и положено в нормальных федерациях. И разумеется, гражданское пробуждение республики невозможно без ее культурного возрождения – у Карелии, наконец-то, должен появиться яркий узнаваемый флаг взамен искусственного триколора, который до сих пор вешают вверх тормашками. Имена улиц столицы республики также должны отражать ее культурную и природную уникальность, а не имена никогда не бывавших здесь советских вождей.

Иначе, если гражданское сознание в республике не выйдет на современный уровень – Карелию могут просто «слить» с соседними областями. Такого рода идеи иногда высказываются околокремлевскими экспертами, мечтающими перекроить страну на несколько компактных агломераций, в целях лучшей централизованной управляемости. И те, кто привык чувствовать себя не гражданами, а «подданными», вновь покорно с этим согласятся или даже не заметят…

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей