Сам ты саам

Аналитика. Обществоведение
13:22, 25 Июня 2012

Журналист Наталья Ермолина побывала в Лапаландии и посмотрела жизнь "их" национальных меньшинств - саамов.

Забросила меня приключенческая журналисткая судьба на край земли, где людей мало, зато одни олени, зайцы, природа. Была в финской Саарисельке, в провинции Инари, самом большом районе Суоми. Добираться туда сутки на поезде, потом от Мурманска на автобусе еще 5 часов. Но дорога того стоит. Увидеть край земли за Полярным Кругом удается не каждому жителю Центра.

Если сравнивать нашу карельскую природу с Лапландией, в которой я и побывала, то скажем так, красиво, но не хуже нашего. У нас Ладога ничем не уступает. Но. В той же маленькой Саарисельке местных жителей всего 300 человек. А гостиниц, коттеджей, спа, чумов всяких, иглу саамских – на 12 тысяч мест. Неудивительно, что туда стремятся не только зимой, покататься на лыжах, собаках, оленях, посмотреть северное сияние. Но есть и масса летних забав: от рыбалки и экологических пеших троп до намывания золота – в этих краях течет золотоносная река Леменйоки.

Накормить, напоить, спеть песню об этом
Накормить, напоить, спеть песню об этом

При всей своей сельскости и малочисленности каждую ферму, каждую койко-кровать поддерживает департамент туризма округа Инари. И вся информация – где порыбачить, почесать оленю рога, съесть семги, попариться по-черному, заночевать в стеклянном иглу, выпить водки на брудершафт с саамом – все можно узнать в одном месте, в информационном центре туристического бюро Северной Лапландии. Удобно, да и турист не будет шляться от фермы к ферме в поисках чего-то особенного, чего не нашел в своей пыльной Москве или в скучном Хельсинки.

Из всей поездки самыми впечатляющими стали саамы. Не только потому, что они ярко одеты, но потому, что саам – это самый основной бренд тех мест, самый большой двигатель туризма, кроме солнца, которое летом не садится вообще и кроме красоты природы.

Я все время сравнивала их саамов и наших вепсов. И те и другие – малый народ. Но вепсов не увидишь в парламенте, в магазине или просто на улице в национальном костюме. А саамы носят свой костюм гордо. Каждая нашивка, каждая лента, заворот шляпы несет информацию о хозяине костюма. У нас народные костюмы не менее шикарны, но только носят их на День республики или выступить перед губернатором. У них костюм – привычная вещь. Хотя, на мой взгляд, наряд саама не самый удобный вид одежды для современника. Но они реально гордятся. Не только старики и сельские жители, но и молодые парни, приходящие на деловые переговоры в синем расшитом платье, как клоуны, маленькие дети, помогающие родителям по туристическому бизнесу.

Мы были на оленеводческой ферме Joiku-Kotsamo, где владелец с женой и ее сестрой готовят, кормят, поют, фотографируются с гостями. Лето – сезон затишья на ферме. Снега нет. Основное – гонка на санях. Поэтому олени отдыхают, едят ягель с рук. Для русской делегации увидеть настоящего северного оленя – редкость. Поэтому мы скармливаем мешок ягеля, делаем десятки снимков. Главный саам улыбается, понимаете, что в бизнесе не прогадал. Поет нам саамские йойги его жена. Поет не так, как норвежская саамка Мери Бойн, но песня у нее получается дикая, воспламеняющая какие-то странные желания в душе.

Саамы есть в Швеции, Норвегии, у нас в Мурманской области. Я видела гордых норвежских саамов. Знакома с представителем мурманского саамского парламента Валентиной Совкиной. Всех тех саамов, которых я знаю, отличает невероятная гордость за свою саамскость. Они охотно рассказывают, что означает рисунок на их фибуле, почему шапка у взрослых женщин загибается козырьком вперед – чтоб знали – замужем, не подходи.

Валяние из войлока модно и у нас, только в ателье Палтто это прибыльный бизнес
Валяние из войлока модно и у нас, только в ателье Палтто это прибыльный бизнес

В семейной резиденции Paltto ателье хозяйка Кайа уже 20 лет валяет войлок. Из него уваляла уже все. И на продажу, и на гостинцы. Муж ее Хейкки в красочном костюме перевозит каждый день на лодке с одного берега озера на другой туристов и всех желающих ровно в 17.00. Это знает вся округа. И у его каноэ, вмещающего 20 человек, уже очередь из пассажиров. Все лодки называются «Лили». Вторая «Лили-1», третья «Лили-2» и далее по списку. Хозяйка говорит, что когда маленький саам остался без мамы, его воспитала учительница Лили, подкармливала его и учила жизни. Теперь она живет в Германии, но держит связь со своим саамов, твердо стоящий на ногах на своей земле, гордится им и тем, что лодки названы в ее честь.

Младший Палтто
Младший Палтто

Младший сын семьи Палтто спел нам йойги. И вдруг сюрпризом стало небольшое объявление «А эту песню я написал в Петрозаводске. Она называется «Напутствие путешественнику». Оказывается, он побывал у нас в городе на этно-фестивале, и здесь его посетила саамская муза. Вообще, это сын не от мира сего. Надо петь туристам, ведь саамская тема – самая ходовая. А он убежит в лес и поет там деревьям и оленям. Говорит: «А там акустика лучше».

Но самыми поразительными саамами были владельцы небольшого ресторана и гостиницы Ahkun Tupa, семья, состоящая из мужа и жены, сестры и двух детей. Удивил всех мальчик, прекрасно говорящий по-английски, работающий в семье экскурсоводом, певцом и делающим это с несвойственным для детей погружением в тему. Как он играл и пел! Держал паузы! Командовал парадом – несколькими десятками взрослых и даже старых людей. Я не знаю, есть ли у него айпад, плей-стейшн, айфон или обычная nokia. Но то, как он держал шаманский бубен, делало его самым крутым парнем на этой деревне. Когда мы проплывали на лодке мимо его владений, где есть домики, лесные коттеджи его семьи, он с высоко поднятой головой рассказывал об этих волшебных землях, о деревьях, которые здесь растут уже триста лет, о птицах, которые приносят семье счастье. И его речь была лучше любого звука айфона. Это как же надо воспитать мальчика саамом, чтобы любить свою саамскость? Наверное, надо самим быть саамом, влюбленным в свой народ.

Мальчик-саам - наследник бизнеса Ahkun Tupa
Мальчик-саам - наследник бизнеса Ahkun Tupa

В музее Siida нам рассказывали про историю саамов. Как они выживали зимой, как выделывали шкуры, какие демоны существуют в их легендах. И где место невестке в традиционном саамском жилище. Конечно же, у двери. Подай воды, накорми оленей, вынеси ведро. Это как везде. Невестка крайняя. Экскурсовод, невысокая увлеченная женщина с прядью зеленых волос рассказывает о саамах как сказку, как триллер, загадывая нам всякие загадки, играя и заигрывая с мужчинами. Увлечена. Гордится. Снова. Бешено увлеченных экскурсоводов, не заунывно тарабанящих заученное 30 лет назад, а идущее из самой глубины, я видела последний раз в доме-музее Волошина. Немолодая, но страстная то ли Колокольцева, то ли просто пела, переходя на плач, говоря о Максимилиане. Здесь что-то подобное.

Музей саамской истории
Музей саамской истории

И все саамы, встреченные на нашем пути на краю света, пели о себе. И им не надо было много зрителей. Как оказалось, им зрителей порой и вовсе не нужно. Пара деревьев и заскучавший олень – лучшая публика.

Что заставляет людей в цифровой век отказываться от девайсов и бежать в леса, хватать бубны и работать по образу и подобию предков? Туристический спрос на национальную идентичность? Политика финского государства по сохранению малых народов, уважение к языку? Не могу понять. У нас ведь тоже самые большие дотации на «националов», у нас ведь есть вепсский музей, вепсский хор, вепсская волость и собственно вепсы. Но я не видела ни одного вепса, так гордо носящего свой костюм. Обидно. Не потому, что не умеем продать вепсскую тему так, как продают скандинавы саамскую, а потому что не любим себя так, как любят себя эти яркие, пестрые гордые люди.

Наталья Ермолина
фото автора

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей