Девлет Алиханов: "Поцелуями инвестора не заманишь"

Аналитика. Политкухня
12:26, 04 Февраля 2013

Тема повышения инвестиционной привлекательности Карелии уже на протяжении нескольких десятков лет является основной в большинстве презентуемых республиканскими властями концепций. Меняются губернаторы и правительственные команды, остались в прошлом и, к сожалению, только на бумаге "Технологическая деревня" и "Пудожская ривьера", а воз и ныне там – не идут инвесторы в Карелию. Прокомментировать ситуацию мы попросили первого заместителя председателя ЗС РК Девлета Алиханова.

– Девлет Медетханович, у всех еще на слуху высказывания действующего регионального министра экономического развития Валентина Чмиля о том, что «Карелия – республика-промежуток» и что он готов даже заняться проституцией и целовать кого угодно, лишь бы прилечь сюда инвесторов…

– Я могу сказать только одно: как бы ни бегали региональные чиновники за инвесторами, кого бы ни целовали, инвестиций это не добавит. Инвесторов нужно привлекать не поцелуями, а созданием достойных условий для бизнеса. Предприниматели будут вкладывать средства в регион только в том случае, если поймут, что здесь их бизнес будет защищен и не зависим от воли чиновников. А для этого должны быть установлены понятные и прозрачные правила, стимулирующие бизнес, причем одинаковые для всех, а не только для избранных. И нам, депутатскому корпусу вместе с правительством необходимо как можно быстрее эти правила разработать. Сейчас же в Карелии как – если ты вхож в «близкий» круг «первым лицам», которые отвечают за какую-то отрасль, тебе будут преференции, а если нет, не обессудь. Понятное дело, что при таких условиях ни один серьезный инвестор не придет, потому что понимает – кулуарные разговоры вовсе не дают гарантии для успешного развития бизнеса. Придут, на мой взгляд, только те, кто хочет урвать побольше. Можно сказать, что такой подход ничем не отличается от коррупции.

 – Наверное, важное место в проблеме занимает и отсутствие инфраструктуры для создания и развития бизнеса?

– Это уже другая сторона медали. Чем одного-двух крупных инвесторов привлечь, более выгодно создать инфраструктуру для развития малого и среднего бизнеса. В этом, в первую очередь, должны быть заинтересованы муниципалитеты – это потенциальные дополнительные доходы в бюджет. Но у нас, к сожалению, у муниципалитетов этих возможностей нет, все районы посажены на смету и лишены мотивации для развития. Чтобы создать инфраструктуру у муниципалитетов должны быть дополнительные средства. Сейчас деньги аккумулированы в одних руках – у правительства. Оно может в любой момент по собственному желанию их забрать и перекинуть на другие статьи расходов. Это неправильно. О каких инициативах районной власти можно говорить, если фактически у них даже на исполнение собственных полномочий денег нет. И, если даже глава какой-нибудь администрации найдет возможность для получения дополнительных доходов в бюджет, нет никакой гарантии, что их не отберут. Нужно пересматривать «Закон о межбюджетных отношениях». Причем он должен действовать независимо от перемен в исполнительной власти, длительный срок.

– Почему важно постоянство этого закона?

– Классический пример – ситуация с Петрозаводском. Когда в 2009 году к управлению городом пришла новая команда во главе с Николаем Левиным, сначала провели аудит и выявили проблемные места: неэффективное расходование средств (в детские сады, например, продукты закупались по ценам в 2-3 раза выше рыночных), беспорядочное распоряжение муниципальной собственностью (все мы прекрасно помним, как за одну ночь 140 земельных участков были бесплатно розданы частным лицам). Поняли, что при таких условиях инвестор сюда не придет. Первое что сделали – ввели ряд антикоррупционных правил: земельные участки теперь отчуждаются только по итогам электронных аукционов, навели порядок в сфере муниципальных закупок, за неисполнение муниципальных контрактов предусмотрены штрафы, зарезервированы во всех микрорайонах города участки под социальные объекты, в бюджете заложили средства на подготовку проектно-сметных документов.

– Наверняка не все были довольны нововведениями?

– Безусловно, из-за этого нажили себе кучу врагов, недовольных тем, что для них перекрыли бюджетную кормушку. Однако благодаря этим мерам городской команде удалось увеличить неналоговые доходы с 3 до 35%, почти на миллиард рублей дополнительно бюджет пополнили. Эти деньги пошли на ремонт дорог, дворов, социальных учреждений, сокращение очереди в детские сады, развитие физкультуры и спорта. Только благодаря вот такому комплексному подходу удалось в прошлом году впервые за последние 20 лет начать строительство нового детского сада на Перевалке и спорткомплекса с бассейном на Древлянке, подготовить все к строительству ФОКов в других микрорайонах. То есть фактически стали создавать ту инфраструктуру, на отсутствие которой сетует сейчас Валентин Чмиль. И чем все закончилось – буквально сразу предыдущий губернатор пролоббировал законопроект, по которому у города отобрали 10% налога и ввели отрицательный трансферт. Ущерб Петрозаводску был нанесен более чем на миллиард рублей. О каком развитии может идти речь, какой иногородний инвестор придет сюда, если свои не защищены?

– Есть конкретные предложения по изменению ситуации?

– Да, сейчас прорабатываем возможность возобновить работу Совета глав представительных органов местного самоуправления при Законодательном собрании. Нужно активнее взаимодействовать с муниципалитетами. Они лучше знают все те проблемы, которые волнуют людей на местах. Результатом этой совместной работы должны стать поправки в закон «О межбюджетных отношениях» и другие законы, которые необходимы для развития малого и среднего бизнеса во всех районах республики. Этими мероприятиями мы дадим возможность привлекать инвесторов, которые будут защищены законом, а не чиновничьими гарантиями.

– Вы говорите про активность муниципалитетов. Но только за прошлый год более десятка районных мэров добровольно сложили свои полномочия. Есть мнение, что это результат большого усердия надзорных органов.

– В корне с этим не согласен. Контроль – обязательное условие для деятельности как муниципальной, так и региональной власти, это основа борьбы с коррупцией по всем направлениям. И, я уверен, большинство руководителей органов местного самоуправления со мной согласятся, что оставляют свои посты они отнюдь не из-за действий надзорных органов, а по причине отсутствия средств в бюджете на исполнение своих полномочий. Если у муниципалитетов есть достаточные средства в бюджете, никакие проверки им не страшны. И надзорные органы здесь не причем, это их обязанность следить за соблюдением на территории федерального законодательства. Я считаю, что наоборот этот контроль должен быть усилен. Более того, федеральные структуры – пожнадзор, прокуратура и другие не должны быть зависимыми от региональной власти, в противном случае эти органы могут использоваться как инструмент против инвесторов. Это еще один аргумент в пользу пересмотра закона «О межбюджетных отношениях».

Беседовал Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей