Хай-тек в троллейбусе? Легко!

Аналитика. Капитал
14:14, 07 Февраля 2013

Ежедневно в столице Карелии на линию выходит порядка 80 троллейбусов, которые в среднем за день перевозят около 60 тысяч пассажиров. Не все они сегодня довольны качеством услуги, которое предоставляет им МУП "Городской транспорт": мол, не всегда по расписанию приходит троллейбус на остановку, или наоборот медленно идет и время прибытия в конечный пункт рассчитать невозможно. Однако, большинство горожан сегодня все равно признают, что троллейбус – самый комфортабельный вид общественного транспорта, даже несмотря на тот перечень претензий, о которых говорилось выше.

А вот о том, как добиться абсолюта в качестве обслуживания – мы беседуем с директором предприятия Вадимом Сухаревым.

– Вадим Александрович, что на ваш взгляд сегодня мешает повышению качества работы общественного транспорта в Петрозаводске?

– Есть сегодня одна общая для общественного транспорта проблема, решение которой может быть только комплексным. Речь идет о том, что улицы и некоторые проспекты у нас узкие, и шире они вряд ли станут. А если и можно их потенциально расширить, то не намного. Основные магистрали, по которым ходит общественный транспорт, известны: проспекты Ленина, Первомайский, улицы Варкауса и Чапаева, и так далее. По большому счету это именно те магистрали, по которым сегодня может работать и работает общественный транспорт, там, где проходят основные потоки. При этом город растет и развивается, а, значит, и потоки эти меняются. Если раньше конечными точками для пассажиров были заводы на окраинах, то сегодня – это новые торговые центры, зачастую расположенные в центре или ближе к нему. Как следствие, в городе появились пробки, которые троллейбусу с его габаритами преодолевать гораздо сложнее, нежели, скажем такси и маршрутке. Отсюда и проблема с соблюдением расписания движения.

– Создание выделенных полос для общественного транспорта, по типу Москвы и Санкт-Петербурга, способно решить проблему? Насколько это реально сделать в Петрозаводске?

– Идея хорошая. Проект дорогой, но реальный. Года три – четыре назад в Петрозаводск приезжали немцы и у них эта концепция была. Сегодня подобная практика уже себя оправдала и в Москве и в Санкт-Петербурге. У нас на том же Ленина везде стоят машины, проехать невозможно. Поэтому начиная где-то с 12 часов дня фактически нет расписания движения троллейбусов, так как выполнить его нереально из-за возникающих пробок. Причем, все понимают, что если ничего не делать в этом направлении, то будет еще тяжелее. Выделенные полосы для общественного транспорта могли бы появится, например, на Чапаева и Лесном проспекте. С другой стороны, реалии времени – закрытие Гоголевского моста увеличило нагрузку на эти магистрали и поэтому говорить теперь об их создании нет смысла. Хотя, повторюсь, идея и практика – хорошие.

Другие варианты – уменьшение количества маршрутов и использование на линии транспорта большой вместимости. Согласитесь, что тот же ПАЗик в любом случае берет меньше пассажиров, чем троллейбус. Этим мы могли бы частично разгрузить город. А если еще перетянуть к себе в качестве пассажиров и автолюбителей, то вообще было бы идеально. Впрочем, это уже из области желаемого, которое вряд ли станет когда-то действительным. Своя машина, конечно – это своя машина.

– Уменьшение количества маршрутов, вы имеете в виду, за счет маршрутов автобусных?

– В том числе, хотя я лично никогда не делил общественный транспорт на электрический, или автобусы. Можно, конечно, и за счет нас, за счет троллейбусов. Но, мое мнение, это было бы глупо. С начала 60-х годов в Петрозаводске создана такая инфраструктура, которую просто нельзя не использовать. У нас большое предприятие, на котором работает порядка 700 человек. Обслуживаем практически все районы города, кроме Сулажгоры и Соломенного. Парк – 97 машин, из которых на линию ежедневно выходят 80. Перевозим в среднем каждый день по 60 тысяч пассажиров. Да, есть свои проблемы. Первая из них – кадровая. Сейчас нам трудно конкурировать, скажем, например, по уровню зарплаты с той же торговлей. Зато мы сохранили все социальные гарантии для работников. Но труд из-за режима работы тяжелый. В силу этого, для примера, большинство водителей – это люди не молодые. Последние годы набираем группы, обучаем, но молодых привлекают быстрые деньги, а не социальные гарантии.

– Одно время в городе активно обсуждалась проблема дублирующих маршрутов. Она до сих пор так остра, как и раньше?

– Этот вопрос остается актуальным. До сих пор в Петрозаводске есть троллейбусные маршруты, которые на сто процентов дублируются автобусами. Например, троллейбусный маршрут №1 и автобусный №12. Помните, летом его хотели закрыть, но так и не закрыли. Мы-то тогда планировали и были готовы приобрести новые троллейбусы на этот маршрут. В результате купили только два, а остальные планы перенесли на перспективу. Смысла не было приобретать больше, поскольку гонять троллейбус ради одного пассажира никто не будет. А так готовы были поставить на линию больше машин.

– Конкуренция в сфере общественного транспорта сегодня высока. Чем можно привлечь пассажира: ценой на проезд или чем-то еще?

– Что касается тарифа, который на сегодняшний день составляет 17 рублей за одну поездку, то он экономически обоснован. Более того, на самом деле нам одна поездка обходится в 20 рублей по себестоимости и 22 рубля, если рассчитывать на прибыль. Сейчас, поскольку мы муниципальное предприятие, разницу в пять рублей нам компенсирует городской бюджет. Но для сравнения, скажем, в Мурманске одна поездка в троллейбусе стоит 17 рублей уже почти год – с февраля 2012-го.

Наверное, главное – это качество услуги. Троллейбус должен быть теплым, расписание должно быть точным и понятным, дабы знать наверняка: сколько ждать на остановке, как быстро и вовремя доберешься до места назначения. Кстати, сейчас мы устанавливаем на троллейбусы глонасс-навигацию. Когда она появится, то можно будет выйти в интернет с телефона и посмотреть время прибытия троллейбуса на ту или иную остановку. Легче будет и нам отслеживать ситуацию с машинами на линии, чтобы знать, где возникли проблемы.
 
Наконец, в настоящий момент из 97 троллейбусов ПМУП "Городской транспорт" 60 уже оборудованы Wi-Fi. Далеко не многие российские города, даже крупные, сегодня могут этим похвастаться. Мы рассчитывали до конца прошлого года оснастить беспроводным интернетом все оставшиеся троллейбусы, но пока не успели этого сделать. Однако, к концу первого квартала, я думаю, уже каждая наша машина, выходящая на линию, будет оборудована Wi-Fi. Конечно, это, прежде всего, важно для молодых. Но, кто сказал, что троллейбус – это транспорт только для пенсионеров? Нам важен каждый пассажир. В равной степени как и мы для петрозаводчан.

Беседовал Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей